Для знаменитых путешественников Сирия когда-то была раем на земле (фото)
Для знаменитых путешественников Сирия когда-то была раем на земле (фото)
4 года назад 1030

Сегодня Сирия лежит в руинах после многолетней гражданской войны. Однако в прежние времена эта страна являлась магнитом, который притягивал людей из самых разных стран. Если рай и есть на этой земле, то это Дамаск, утверждал известный средневековый путешественник Ибн Баттута, пишет сайт Mvslim.

Мухаммад ибн Баттута родился в Танжере (Марокко) в 1304 г. и получил хорошее образование. Его отец был кадием Танжера и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Однако судьба распорядилась по-другому. В 1325 году возрасте 20 лет Мухаммад отправился с намерением совершить хадж в Мекку. Это первое путешествие вызвало в нем такое сильное любопытство, что он продолжал путешествовать в течение 24 лет подряд, преодолев по суше и по воде 120 000 километров (для сравнения Марко Поло преодолел 24 000). Его мемуары под названием “Путешествия” полны местных баек и анекдотов и являются отличным чтивом, поскольку они дают очень точное описание жизни местного населения в регионах, которые он посетил.

Ибн Баттута оказался в Сирии (Аш-Шам), когда она находилась в составе процветающего Мамлюкского султаната (1250-1382 гг.). Усилия Салах ад-Дина в XII веке привели к тому, что эта область обрела стабильность и единство, став той основой, на которой Айюбиды и мамлюки смогли построить мирное государство. Баттута отправился из Каира и по пути посетил такие города, как Газа, Иерусалим (Аль-Кудс), Хеврон. Для большей безопасности он хотел присоединиться к одному из поддерживаемых государством паломнических караванов, идущих из Дамаска в Мекку.

Ibn Battuta and the 14th Century Muslim World - Muslim ...

Хама

В Сирии Ибн Баттута остановился в городе Хама в июле 1326 г. Он говорит, что это город “достойных столичных центров … необыкновенной красоты … окруженный садами и огородами, снабженными водяными колесами”. Его простые слова рисуют идеальную картину классического пустынного источника, безопасного убежища как для путешественников, так и для жителей. Некоторые из этих водяных колес сохранились до наших дней, и путешественник испытывает благоговейный трепет перед гигантскими сооружениями, используемыми для подачи воды из реки Оронт. Он особенно любил “миндальные абрикосы”, которые содержат в своем семени сладкий миндаль.

Алеппо (Халеб)

Ибн Баттута назвал Алеппо огромной столицей и описал его цитадель, которая “не боится жажды” благодаря “двум колодцам, питаемым водой из источников”. Это чудесное сооружение было укреплено двумя стенами с траншеей между ними, заполненной водой. Он до сих пор стоит, как сияющая корона на лбу Сирии, пережившая две осады со стороны монголов и Тамерлана в Средние века. Ибн Баттута так описал архитектуру города: “Это один из самых знаменитых городов… который не имеет себе равных в красоте планировки, а также в просторе и симметричном расположении базаров”, которые имеют деревянную крышу, дающую тень. Он снабдил свое описание двустишием поэта XI века:

Когда для моей болезни ты не можешь найти лекарства,

Принеси мне дуновение ветра Алеппо.

Sıradışı bir gezginin seyahatleri: İbn Battuta ve Seyahatnamesi

Дамаск (Дамишк аш-Шам)

Ни один другой город не сравнится по степени обожания в глазах Ибн Баттуты с Дамаском. Он не находит слов для этогг и согласен с блестящими комментариями Ибн Джубайра, посетившего Дамаск за два столетия до этого: “Он – рай Востока … печать исламских земель, которые мы исследовали, и невеста городов, которые мы открыли”. Дамаск в 7 веке был столицей Омейядов, первого наследственного мусульманского халифата с царственной мощью и блеском. Хотя Аббасиды перенесли столицу в Багдад, Дамаск никогда не терял своего царственного блеска. Он посетил могилы Умм Хабибы (жены Пророка САВ), Билала (муэдзина Пророка САВ), Зайнаб (дочери Али ибн Абу Талиба). Он также описывает ряд учебных заведений Дамаска, принадлежащих различным сектам, сосуществующим в мире, в которых занимались обсуждением и развитием социальных, политических и естественных наук.

Ибн Баттута также описывает социальную поддержку граждан: “Существуют и другие пожертвования – на поставку свадебных нарядов девушкам, чьи семьи не в состоянии их обеспечить, и другие – на освобождение заключенных. Есть пожертвования для путешественников… им дают еду, одежду и оплачивают расходы на транспорт. Кроме того, существуют пожертвования на благоустройство улиц, поскольку все переулки в Дамаске имеют тротуары с обеих сторон, по которым ходят пешеходы, в то время как те, кто едет верхом, используют проезжую часть, расположенную по центру”.

О Большой мечети Омейядов в Дамаске он говорит: “Это величайшая мечеть на земле с точки зрения великолепия… самая изысканная”. Халиф Валид ибн Абдул Малик для ее строительства запросил у константинопольского императора квалифицированных мастеров, что является свидетельством поддержки, которую халиф оказывал искусству и ремеслу. Эта историческая мечеть, которую некоторые мусульмане считают четвертым мусульманским священным местом, сохранилась до наших дней.

В настоящее время покой, похоже, покинул Дамаск и Сирию, но всегда есть надежда на мир и лучшие времена.

Как возродить исламские города Ближнего Востока?

Города Ближнего Востока, несмотря на свое активное экономическое развитие, все же уступают в конкуренции на мировом уровне. По мнению портала City Journal, им необходимо вернуться к своим историческим корням и культуре, чтобы возродиться с новой силой.

Многие думают, что возрождение ближневосточных городов заключается в подражании западному стилю городского развития. С изменениями в мировой экономике многие традиционные формы местного капитализма, особенно ближневосточный базар, столкнулись с конкуренцией со стороны более современных организаций и международных компаний. В Иране, в частности, усилия по модернизации проявились в создании улиц и бульваров, которые прервали давнюю традицию базара. Этот процесс, происходивший в течение всего 20-го века, привел к тому, что базар остался исключительно в рамках национальной экономики и не вышел на международный уровень.

У городов Ближнего Востока есть огромный потенциал и ресурсы, которые заключаются в их древней истории, богатой культуре, наличии трудоспособного населения и финансовых возможностях. Но самая большая проблема Ближнего Востока – это слабая интеграция в глобальную экономику. В топ крупнейших городов мира, в соответствии с докладом, подготовленным Чепменским университетом (США) и Колледжем гражданской службы Сингапура, из мусульманских стран входят лишь Каир, Абу-Даби и Дубаи. При этом такие города как Дамаск, Тегеран, Багдад находятся далеко за пределами этого списка.

Ближний Восток развитие духовной составляющей города видит в ориентации на западный мир. Такую политику, к примеру, ведет Саудовская Аравия в отношении Медины, делая из города бездушную костную систему: развивается инфраструктура, строятся аэропорты и запускаются новые поезда, но в городе практически нет комфортабельных условий для работников.

Человек, вышедший из самолета в Медине, четвертом по величине городе Саудовской Аравии, больше похож на путешественника во времени, нежели на гостя. В городе увеличивается количество новых промышленных и технологических объектов, что вызывает приток мигрантов. Но здесь практически нет хороших гостиниц и ресторанов.

Именно поэтому Ближний Восток должен вернуться к наследию своего прошлого: рыночной культуре, основанной на исламских принципах и идее толерантности в отношении чужеземцев.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ nima sanandaji

Нима Санандаджи / Источник: youtube.com

С древних времен, в том числе в античный период, греки и римляне ориентировались на сирийских торговцев. Они продолжали это делать и после падения Римской империи, в эпоху средневековья. «Иранцы, арабы, тюрки, евреи, курды, армяне и множество людей, населяющих Ближний Восток, имеют разные культуры. Тем не менее, торговля заложена уже в их ДНК», – отмечает Нима Санандаджи в своей новой книге «Место рождения капитализма: Ближний Восток».

Когда христианский мир душил развитие торговли, исламская культура развивала это направление. Даже пророк Мухаммад (САВ) занимался торговыми делами. Как отмечает Мохаммад Гарипур в книге «Базар в исламском городе, дизайне, культуре и истории», приглашение [Мухаммада (САВ)] в Медину было в значительной степени обусловлено статусом его первой жены Хадиджы, которая имела в Мекке репутацию очень успешного торговца». Мухаммад (САВ) «ввел правила, основанные на честной торговой системе, чтобы оживить торговлю и ликвидировать разрыв между разными социальными слоями».

Ислам не разрушил старую систему, а расширял и улучшал. Разрастание Арабского халифата приводило к налаживанию связей огромных территорий от Уйгурии до Атлантического океана. Исламский мир стал тем местом, где появились первые признаки глобализации.

До финансового подъема Запада мировое богатство в основном концентрировалось на Ближнем Востоке и Северной Африке. Ни один западный город не мог сравниться с Каиром ни по богатству, ни по размерам. Известный путешественник Ибн Баттута рассказывал, что в Каире можно найти удивительное «изобилие и разнообразие товаров». Средства к существованию всегда добывались благодаря торговой деятельности.

Мусульманские купцы доминировали на сухопутных маршрутах – шелковом пути и рынке специй – ключевых каналах мировой торговли. Самарканд, Алеппо и Мосул занимали тогда то место, которое сейчас занимают Лондон, Париж или Нью-Йорк.

В то время как европейские христианские города были враждебно настроены по отношению к чужеземцам, в том числе к христианам с иными взглядами, исламские города процветали, гостеприимно принимая людей как из разных исламских стран, так и из-за пределов исламского мира. Евреи, армяне, копты и другие селились в Алеппо, Дамаске, Багдаде и Каире.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ church and mosque in lebanon

Исламский мир во все времена относился открыто к представителям других конфессий и культур. На фото церковь и мечеть, расположенные рядом. Бейрут, Ливан / Источник: imgur.com

Хотя немусульманам приходилось платить джизью, нечто вроде платы за проживание, они чувствовали себя спокойно и даже процветали под исламским правлением. Мусульмане играли важную роль и в неисламских странах. Например, великий китайский адмирал Чжэн Хэ был мусульманином, возглавившим смелую морскую экспансию династии Мин в 15-м веке.

Точно так же немусульмане занимали важные должности в исламском халифате в самый пик его могущества. Многие из них были врачами, торговцами и даже дипломатами. Исламская культура была открыта и для усвоения знаний эпохи классической Греции и Рима, забытых и отвергнутых на христианском Западе.

0 комментариев
Архив