Die Welt (Германия): миру угрожает ядерная анархия, от которой предостерегал Кеннеди
Die Welt (Германия): миру угрожает ядерная анархия, от которой предостерегал Кеннеди
4 года назад 1207 inosmi.ru Михаэль Штюрмер (Michael Stuermer), Фред Вир (Fred Weir), Ли Сянъян (李向阳)

Немецкая газета слышит стук копыт всадников апокалипсиса. Режим нераспространения ядерного оружия 1960-х годов с США и Россией в главных ролях, Великобританией и Францией на вторых ролях и с Китаем за пределом системы уже не отражает динамики расстановки сил. Мир становится неуправляемым. 

Коронавирус, этот агрессор, орудующий везде и взявшийся ниоткуда, может дать международному сообществу и его лидерам некоторое представление о том, что случится с планетой, когда закончится долгий ядерный мир. Стук копыт всадников апокалипсиса уже слышен

Лето 1986 года, Рейкьявик, Исландия. Президент США Рональд Рейган и генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев встретились на этом острове в Атлантике, преодолев каждый свою половину пути. В очередной раз они решили попытаться через ядерное равновесие супердержав выстроить систему безопасности мира на долгие годы.

С одной стороны, оба были заинтересованы в том, чтобы сдерживать и контролировать новых претендентов на членство в ядерном клубе. С другой стороны, оба, работая вместе и в то же время противоборствуя, хотели развивать систему ядерного паритета, ограничивать расходы на вооружение и всегда быть в курсе того, что затевает противник.

Эта была странная игра, где речь шла о судьбе планеты и где мирное существование зависело от возможности обоюдного уничтожения. 

Во время одного из перерывов в переговорах команды Рейгана и Горбачева услышали, как эти два самых влиятельных человека планеты смеются над шуткой особого рода: нужно, чтобы Земля оказалась под угрозой вторжения космических пришельцев, — это положит конец конфликту Востока и Запада.

Космические пришельцы пока на Землю не прибыли, но они выслали свой авангард. После трех месяцев глобального кризиса, вызванного коронавирусом, мир смог обрести опыт общения с убийцей, какого еще никогда не было и который лишь посмеивается над всеми попытками его одолеть.

Неслышный, невидимый, беспощадный, постоянно меняющийся и труднопобедимый, он держит мир в напряжении. То, что созданная именно для таких случаев Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) с борьбой не справляется, очевидно. Более того, она уже начала искать виноватых, встав на сторону Китая и противопоставив себя США.

Вирус, этот агрессор, орудующий везде и взявшийся ниоткуда, может дать международному сообществу и его лидерам некоторое представление о том, что случится с планетой, когда долгий ядерный мир, придававший структуру холодной войне, больше не сможет определять стратегическую архитектуру.

Это будет уже не «глобальный ноль» для ядерного оружия, а запутанный и неуправляемый мир, недоступный человеческому понимаю. Стук копыт всадников апокалипсиса уже слышен. 

Наступил «конец истории» — такая благая весть прозвучала летом переломного 1989 года из Америки. Ее уверенно подтвердили Госдепартамент и корпорация RAND. Но это было слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Демократия и рыночная экономика, казалось, победили на веки вечные. Европейцы не могли поверить своему счастью, не могли нарадоваться дивидендам от наступившего мира, а 300 тысяч американских солдат, которые во время холодной войны обеспечивали в Европе «расширенное устрашение» и глобальное равновесие сил, приготовились надолго распрощаться с европейским равновесием.

Никто не вспоминал, что после Первой мировой войны американцы, завоевав победу и проиграв мир, сели на корабли и оставили Европу на откуп ее старым демонам и что это предопределило несчастье, обрушившееся на нее позже.

Когда началась новая эпоха мировой истории

В 1989 году в какой-то счастливый момент показалось, что мировая история вступила в новую эпоху, чем порадовала человечество.

Тогда под влиянием происходящего Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) решил через журнал The National Interest провозгласить наступление нового мирового порядка made in the US («сделано в США»), но, как оказалось вскоре, он лишь едва соприкоснулся с духом того времени.

Советский Союз без постороннего вмешательства погиб от болезни, которой страдают все великие державы, её название — «имперское перенапряжение». Европейцы, выдавая желаемое за действительное, решили, что обрели вполне приемлемый — и, главное, недорогой — проект будущего.

В этом иллюзорном проекте они пребывали около 30 лет — время активной жизни одного поколения. Затем координаты мирового порядка вновь нарушились.

Америке надоело руководить миром и платить за это деньгами и кровью. America first! («Америка прежде всего») — на этот лозунг старого изоляционизма европейцы не знали, что ответить. Вновь понадобилось «расширенное устрашение» с помощью НАТО. Но просто протрубить сбор оказалось недостаточно.

Китай неудержимо вырастает в мировую державу. Тот, кто сам себя называет «срединным государством», нацелился на большее, чем просто экономическое процветание. Скорее всего, речь идет о всеобъемлющей претензии на мировое лидерство, для которого «Новый Шелковый путь» должен будет служить экономической и финансовой основой.

Россия при Владимире Путине пока еще занята разгребанием имперских развалин, но и она стремится назад в мировую политику.

Новые технологии расшатывают ядерную архитектуру

Но не только мировые державы изменяют стратегические уравнения. Это делают и новые технологии, которые уже давно ставят под сомнение ядерную архитектуру.

Цифровизация всех сторон жизни затронула и военную сферу. В связи с этим невольно возникает вопрос, что станет с ядерным устрашением в условиях цифровизации всех военных областей, в том числе противоракетной обороны, использования и милитаризации околоземного космоса, миниатюризации ядерного оружия.

Долгий ядерный мир основывался на принципе «взаимного гарантированного уничтожения». По-английски это звучит как Mutual Assured Destruction, сокращенно MAD, что по горькой иронии судьбы можно прочитать как «безумный». Совсем как у Шекспира: в этом безумии есть система.

В любом случае военные обеих сторон понимали, что в такой войне не будет разницы между победой и поражением. В конце концов, в этом и заключалась плодотворность ядерной системы, которая через отрезвляющий страх вынуждала поддерживать нечто вроде договоренности о мире.

Теперь это в прошлом. Среди низвергающих все основы изменений нынешней эпохи — не только всепроникающая цифровизация, как бы дающая агрессору шапку-невидимку. В самой логике контроля вооружений заложено то, что вдвоем их можно определять, контролировать и применять.

В десятилетия холодной войны Китай еще можно было не посвящать во все тонкости взаимного устрашения и контроля вооружений — тогда он еще не обладал необходимой массой. Но в будущем концепцию контроля вооружений придется разрабатывать, обдумывать и отслеживать как минимум втроем. Но такого опыта нет, и сейчас открыт конкурс на замещение должности современного Сизифа, но кандидаты вряд ли найдутся. 

Стратегическая стабильность, как учит корифей Генри Киссинджер, возникает из равенства или из гегемонии, а в реальности образуется где-то посередине.

Но паритеты холодной войны утрачены, атлантическому «Американскому миру» тоже скоро придет конец.

Но не только цифровой мир и возрождение Срединного государства изменяют всеобщую геометрию контроля вооружений. Использование околоземного космоса тоже никак не облегчает задачу по разработке правил большой игры.

И наконец, менее значимые нации тоже рвутся в ядерный клуб — сначала Индия, потом Пакистан, сегодня Северная Корея и Иран. Мир стоит перед лицом опасности ядерной анархии, от которой предостерегал еще президент Джон Кеннеди.

Режим нераспространения ядерного оружия 1960-х годов с США и Россией в главных ролях, с Великобританией и Францией на вторых ролях и с Китаем за пределом системы сегодня уже не отражает динамики расстановки сил, не говоря уже о том, чтобы ее регулировать.

Возможна ли надежная система безопасности, поддерживаемая мировыми державами? Это уже давно вопрос всех вопросов.

The Christian Science Monitor (США): что будет, если Россия и США откажутся от контроля ядерных вооружений?

Christian Science Monitor еще раз подчеркивает важность договоров о разоружении. После Карибского кризиса США и СССР испугались и начали многолетний процесс по контролю над вооружениями. А сегодня, несмотря на готовность России к переговорам, администрация Трампа разрывает один мирный договор за другим.

Менее чем через год в мире может наступить такой период, когда впервые за полвека с лишним у нас не будет никаких договоров о контроле ядерных вооружений. Допустимо ли такое состояние дел? 

Мир медленно сползает в эпоху, в которой не будет соглашений о контроле ядерных вооружений, поскольку в феврале будущего года истечет срок действия последнего договора об ограничения такого оружия СНВ-3.

Такая мрачная перспектива замаячила на горизонте уже довольно давно, но нам не хватает политической воли, чтобы предотвратить это. Белый дом Трампа весь его президентский срок только тем и занимается, что выходит из соглашений по контролю вооружений. Последним таким соглашением стал Договор по открытому небу, из которого Соединенные Штаты решили выйти в прошлом месяце. Администрация также не проявляет особого интереса к продлению СНВ-3. А Россия не может усадить США за стол переговоров, хотя у нее есть желание продолжить переговорный процесс.

Сегодня ведущие ядерные державы готовы снова погрузиться в стратегический хаос, который преобладал в начале 1960-х годов, пока Карибский кризис не заставил напуганных руководителей США и СССР сосредоточиться и запустить многолетний процесс формирования всеобъемлющей системы контроля над ядерным оружием. 

«В начале 1960-х годов, когда разразился Карибский кризис, мы подошли к краю ядерной пропасти. Затем мы сделали шаг назад и стали договариваться, — говорит старший директор вашингтонского Центра по контролю вооружений и нераспространению (Center for Arms Control and Non-Proliferation) Александра Белл (Alexandra Bell). — Оглядываясь назад, понимаешь, что нам тогда повезло, так как в первый раз мы выбрались оттуда живыми. Контроль вооружений дал нам ограждение, спасающее от хаоса. И будет очень плохо, если мы впервые за полвека лишимся всякой практической возможности получать представление о вооруженных силах друг друга».

Ослабление контроля вооружений

Карибский кризис заставил не только ограничить арсенал новых вооружений, которых было огромное множество и по количеству, и по типам. Он помог уменьшить напряженность благодаря формированию мер доверия, созданию каналов регулярной связи и механизмов надежной проверки. Такая структура сохранилась и после холодной войны, как и огромные, угрожающие жизни на планете ядерные силы США и России.

Некоторые американские президенты вносили свой собственный вклад в копилку соглашений. 10 лет назад Барак Обама вместе со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым подписал договор СНВ-3, благодаря которому удалось осуществить самые глубокие сокращения стратегических ядерных арсеналов.

Однако та структура, которую создавали государственные руководители в годы холодной войны, начала постепенно разрушаться с тех пор, как Джордж Буш в одностороннем порядке вывел США из заключенного в 1972 году Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который был краеугольным камнем всей системы, накладывая жесткие ограничения на оборонительные виды вооружений. Этот договор обеспечивал абсолютное взаимное сдерживание, так как в его основе лежала концепция взаимного гарантированного уничтожения, делавшая немыслимой саму идею ядерной войны.

С тех пор ситуация стала более шаткой, хотя эксперты по контролю вооружений с обеих сторон до недавнего времени утверждали, что при наличии желания у руководителей эту систему можно восстановить. Но администрация Трампа, которая и слышать не желает о каких-либо ограничениях американской мощи, похоронила всю эту идею целиком, разорвав множество международных договоров. Если говорить конкретно, то недавно она вышла из подписанного в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньше дальности, которым накладывался запрет на целый класс ядерных ракет, и который называли «договором, положившим конец холодной войне».

В мае Трамп объявил, что США выйдут из Договора по открытому небу от 2002 года, который подписали 34 государства. Он обеспечивает процесс контроля вооружений, разрешая странам по запросу совершать наблюдательные полеты над территорией друг друга. Большинство американских союзников заявили, что выход из этого договора приведет к дестабилизации. Далее, подписанный Обамой СНВ-3, позволявший проводить по 18 инспекций в год, в феврале утратит свою силу, а стороны пока не прилагают серьезных усилий по его продлению.

Разные намерения

Администрация Трампа заявляет, что из-за мнимых нарушений со стороны России старые соглашения не работают, а новые игроки типа Китая стали полноправными ядерными державами, обладающими стратегическими арсеналами, из-за чего их тоже нужно включить в новый режим контроля вооружений.

Американские эксперты согласны с заявлениями Белого дома о том, что Россия порой допускает нарушения соглашений. А многие российские эксперты признают, что Москва не желает демонстрировать открытость, и часто использует различные технические проблемы к собственной выгоде. Но есть убедительные свидетельства того, что русские никогда не хотели пустить процесс контроля под откос. Например, когда США выходили из ДРСМД, Кремль в спешном порядке предложил провести новые переговоры, а также разрешил американским инспекторам изучить ту ракету, которая якобы нарушает условия договора. Но администрация Трампа все равно вышла из договора.

Кремль всегда высоко ценил процесс контроля вооружений, потому что это единственная область, в которой Россия ведет переговоры с США на равных. Независимый российский аналитик Александр Гольц, ныне работающий в Уппсальском университете в Швеции, говорит, что Кремль использует контроль вооружений для того, чтобы выйти из международной изоляции.

«Одна из целей российской внешней политики заключается в возобновлении переговоров по этим соглашениям, чтобы не дать им умереть, — рассказывает он. — По крайней мере, российский подход дает возможность говорить. У Трампа подход гораздо более примитивный. Он со своими людьми не видит необходимости связывать США какими-либо обязательствами. Он абсолютно уверен в американском превосходстве в любой ситуации. Это ложное представление, но именно оно сегодня главенствует».

Главный переговорщик Трампа по контролю вооружений Маршалл Биллингсли (Marshall Billingslea) недавно открыто изложил эту точку зрения. Он сказал, что Соединенные Штаты не хотят новой гонки вооружений с Россией и Китаем, однако полностью готовы победить их, как США победили в холодной войне. «Мы знаем, как побеждать в этих гонках, и мы знаем, как отправлять противника в небытие», — заявил он.

Выбора нет, надо возвращаться за стол переговоров

Андрей Кортунов, возглавляющий учрежденный МИД Российский совет по международным делам, говорит, что в будущем несомненно понадобятся новые формы контроля вооружений. Самое опасное в текущем моменте то, что старый и проверенный временем механизм уничтожается, а на его месте не появляется никаких новых мер контроля. В условиях такого вакуума, отмечает Кортунов, усиливается опасность просчетов и недопонимания.

«За прошедшие полвека мы с нашими американскими партнерами создали общую стратегическую культуру. Мы говорили на одном языке, и все знали, что означают те или иные термины».

Если эта общая культура, а также все механизмы диалога, создания доверия и проверок будут утрачены, Россия вряд ли будет гнаться за США в попытке создать такое же количество ракет, как это делал СССР в прошлом, добавляет он.

«При отсутствии всякого контроля вооружений США будет практически невозможно узнать, что у нас есть, и что мы можем сделать. Россия, скорее всего, будет проводить политику „стратегической двусмысленности" в качестве меры сдерживания и устрашения, заставляя американцев строить догадки. Это очень опасное состояние дел, которого никто не хочет», — говорит Кортунов.

По словам Белл, США и Россия со временем сядут за стол переговоров. «Между нами говоря, России и США принадлежит более 90% всех имеющихся в мире ядерных вооружений, и только они могут создать угрозу выживанию таких масштабов, — подчеркивает она. — Поэтому вопрос о том, хороший ли партнер Россия, неверен по сути. Практически у нас нет выбора, кроме как начать с ними длительный новый диалог».

Кортунов с этим согласен. «Со временем нам придется изобрести новые формы контроля вооружений, чтобы обеспечить стратегическую стабильность. Наверное, они будут отличаться с учетом реалий 21 века, охватывая космос, киберпространство и искусственный интеллект. И это будет многосторонний контроль. Будем надеяться, что нам не придется столкнуться с каким-нибудь новым Карибским кризисом на пути к такому контролю».

Чжунго цзюньван (Китай): Россия ускоряет модернизацию ядерных сил

Россия активно модернизирует ядерные силы, чтобы увеличить их боеспособность. Для нее это необходимо, поскольку угроза со стороны США растет, а их последние действия указывают на то, что гонка вооружений все еще идет. Мир никогда не был настолько близок к ядерному кризису, убежден автор.

В марте Сергей Шойгу заявил, что оснащенность войск современным вооружением и техникой доведена до 68,2%. К концу года она достигнет целевого показателя — 70%. Доля современного вооружения в стратегических ядерных силах до конца года увеличится на 5% и достигнет уровня 87%. По оценкам Министерства обороны США, на начало 2020 года на модернизацию ядерных сил всех трех видов войск Россия потратила около 28 миллиардов долларов.

Огромный ядерный арсенал России

Россия располагает полностью укомплектованными ядерными силами во всех трех видах войск. Согласно статистике, приведенной в американском журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» (Bulletin of the Atomic Scientists), на начало 2020 года Россия имела около 6370 стратегических и тактических ядерных боеголовок, при этом на вооружении состояли 1570 стратегических ядерных боеголовок (819 на баллистических ракетах наземного базирования, 560 на баллистических ракетах подводных лодок и 200 на крылатых ракетах, запускаемых с воздуха). Еще 870 стратегических и 1870 нестратегических ядерных боеголовок находятся на хранении. Помимо ядерных боеголовок, находящихся в запасе у действующей армии, около 2060 списанных боеголовок ожидают утилизации, сохраняя при этом свою боеспособность.

За ракеты наземного базирования отвечают 11 ракетных дивизий, оснащенных межконтинентальными баллистическими ракетами Р-36М, УР-100Н, РТ-2ПМ «Тополь» и РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Первые три были разработаны и приняты на вооружение еще в советские времена, а позже изъяты. В настоящее время основой ракетных сил наземного базирования считается РТ-2ПМ2 «Тополь-М». На нем был сделан главный акцент во время модернизации российских ядерных сил. РТ-2ПМ2 имеет две модифицированные модели: «Тополь-М» и РС-24 «Ярс». «Тополь-М» — это ракета с одной боеголовкой, а «Ярс» может быть оснащен несколькими боевыми блоками, дальность полета которых достигает 11,5 тысяч километров, а скорость — 13 Махов, к тому же они способны обходить американские системы ПРО. Кроме того, в России ведется разработка новой баллистической ракеты «Ярс» (SS-29 по классификации НАТО). Сообщается, что она сможет переносить от 15 боеголовок, способных действовать раздельно, а благодаря установке гиперзвукового элемента, от нее нельзя будет защититься.

Для ракет подводного базирования у России есть около 10 АПЛ стратегического назначения: шесть подлодок проекта 667БДРМ «Дельфин», одна подлодка проекта 667БДР «Кальмар» и три атомные подлодки проекта 955 «Борей». Первые два типа подводных лодок относятся к третьему поколению. Их начали создавать в 1985 году, каждая субмарина этого класса способна переносить 16 ядерных боеголовок. Ожидается, что в скором времени их заменят АПЛ проекта 955 «Борей». Первая подлодка проекта «Борей» была спущена на воду в 2013 году, она стала самой современной АПЛ стратегического назначения в России. Подлодка способна переносить на себе 16 баллистических ракет «Булава», на каждой из которых может быть установлено до шести ядерных боеголовок. Максимальная дальность полета ракет превышает 8 тысяч километров, если запустить ее из Северного Ледовитого океана, то радиус ее действия сможет покрыть все основные города США.

Россия обладает примерно 60 стратегическими бомбардировщиками для запуска ракет в воздухе. Например, Ту-160 может переносить до 40 тонн оружия, в том числе 12 крылатых ракет Х-55СМ. Страна уже закупила 50 обновленных бомбардировщиков Ту-160М2. Данная модель обладает стелс-характеристиками. В России идут опытно-конструкторский работы по созданию стратегических бомбардировщиков следующего поколения, более того, они уже близки к завершению, и в начале 2021 года состоится первый полет нового самолета. Однако, по словам американского эксперта, российская авиация вряд ли способна одновременно разрабатывать и производить два вида стратегических бомбардировщиков.

Огромный ядерный арсенал — это большая нагрузка

Наибольшим количеством ядерного оружия в мире обладают Россия и США, однако совокупная мощь этих двух государств отличается. В 2019 году на военные нужды США потратили 716 миллиардов долларов, а Россия — 48 миллиардов. Российские военные расходы составляют не более 7% от американских. В отличие от конвенционального, ядерное оружие необходимо хранить, обслуживать и уничтожать в соответствии со строгими правилами и тратить на это немалые средства. Из военного бюджета США на 2020 год видно, что страна планирует потратить 32 миллиарда долларов на обслуживание и прочие расходы, связанные с ядерным оружием. Численно ядерный арсенал России сопоставим с американским, можно представить, какое это бремя для страны.

В настоящее время у России есть более шести тысяч ядерных боеголовок. Одна треть из них находится в запасе, вторая треть подлежит уничтожению, а оставшаяся — на вооружении в действующей армии. Ускорение модернизации ядерного оружия позволит одновременно сократить ядерный арсенал и увеличить его боеспособность. Сэкономленные средства можно будет вложить в разработку нового вооружения. Это важно для России, особенно, учитывая недостаточное финансирование Вооруженных сил.

Модернизация в России спровоцирована серьезностью ситуации

Несмотря на то, что за последние годы Россия получила баллистические ракеты «Булава», ракетные подводные крейсеры стратегического назначения «Борей» и модернизировала стратегические бомбардировщики, ядерный арсенал страны по-прежнему состоит в основном из советского вооружения, многое из которого устарело. Большинство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, несущих боевое дежурство, принадлежат проектам 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин». Шесть АПЛ третьего поколения, принятых на вооружение в 80-х годах ХХ века, эксплуатируются уже более 30 лет и все еще несут стратегическое дежурство.

Тем временем страны НАТО во главе с США представляют для России все большую угрозу. После того как США вышли из ДРСМД в 2018 году, СНВ-III, подписанный в 2010 году, стал последним договором по контролю над вооружением, не дающим России и США устроить гонку вооружений. По условиям, при согласии российской и американской стороны, по истечении срока договора СНВ-III в феврале 2021 года, он будет продлен еще на пять лет. Официальное предложение о продлении договора Россия внесла в ноябре 2019 года. Правительство Соединенных Штатов сделало вид, что обсуждает продление договора, а вместе с тем стало активно наращивать ядерные силы страны. Из бюджета на 2021 финансовый год видно, что американское правительство планирует выделить 28,9 миллиарда долларов на модернизацию имеющихся систем ядерного вооружения и 19,8 миллиарда долларов на совершенствование ядерного оружия, находящегося в запасе. По информации, содержащейся в докладе Бюджетной службы Конгресса США, к 2028 году страна потратит 494 миллиарда долларов на обслуживание и модернизацию стратегических ядерных сил. 4 февраля 2020 года Министерство обороны США подтвердило, что ВМС разместили новые ядерные боеголовки малой мощности W76-2 на баллистических ракетах «Трайдент» на АПЛ класса «Теннесси». 22 февраля США провели ряд «небольших» учений, в ходе которых отрабатывались ответные действия американской стороны в случае смоделированного ядерного удара России по Европе.

Такие действия США, как выход из ДРСМД, нежелание продлевать СНВ-III, обновление ядерного арсенала и размещение систем защиты от баллистических ракет у границ РФ, усиливают давление на Россию. Не имея возможности равняться с США по объемам финансирования Вооруженных сил и неядерного вооружения, Россия решила развивать ядерное оружие для защиты национальной безопасности.

Владимир Путин говорил, что в российской концепции применения ядерного оружия нет превентивного удара, Россия будет применять ядерное оружие только в случае нападения на ее территории. Российские СМИ также писали, что модернизация ядерного оружия не изменит ядерную стратегию. Ядерное оружие будет применено только в качестве крайней меры для защиты государства, однако постоянные действия, которые в последнее время предпринимают США и Россия с ядерными силами, говорят о том, что гонка ядерных вооружений между двумя этими странами не закончилась с завершением холодной войны. Возможно, люди забеспокоились не зря: мир никогда не был настолько близок к ядерному кризису. 

0 комментариев
Архив