Cosmos Magazine (Австралия): десять «катастрофических» угроз нашему выживанию
|
Футурологи пришли к выводу, что с середины 20-го века главной угрозой человечеству является оно само. Причем бояться надо не только уничтожения видов животных или истощения почв с последующим голодом. Главная угроза — военный конфликт. Взрыва одной сотой наших арсеналов достаточно для нового ледникового периода.
Австралийская «Комиссия за будущее человечества» призывает к переменам ради выживания.
Пандемия отвлекла наше внимание, но мы не можем игнорировать 10 «катастрофических и экзистенциальных угроз» существованию человечества, говорится в новом докладе.
Призыв к глобальным сплоченным действиям по преодолению кризиса опубликовала Комиссия за будущее человечества, включающая в свой состав обеспокоенных граждан и экспертов, и работающая под руководством Джона Хьюсона (John Hewson) из Австралийского национального университета.
Члены комиссии перечисляют такие угрозы как вымирание видов и крах экологии, нехватка ресурсов, гонка ядерных вооружений, изменения климата, глобальное загрязнение, провал продовольственной системы, пандемии, неконтролируемые технологии, перенаселение и кризис мегаполисов, а также отрицание и заблуждение.
Чтобы подчеркнуть обоснованность характеристик этих угроз, они дают определение катастрофическому риску («риск, создающий угрозу человеческой цивилизации в целом») и экзистенциальному риску («риск, способный уничтожить человека как вид»).
Те комплексные риски, о которых говорится в докладе, вызревают уже давно. «Способность „человека как вида" причинить масштабный вред самому себе усиливается с середины 20-го века, — отмечается в нем. — Глобальные тенденции в демографии, информации, политике, военном деле, климате, экологии и технологиях подняли риски на совершенно новый уровень».
Появляются все новые предостережения. Это пожары, наводнения, засуха, массовое вымирание, нехватка продовольствия, войны и пандемии. «Все это сигналы тревоги, говорящие о том, что опасности подвергается наш образ жизни».
Для ученых это не является неожиданностью, поскольку они уже давно бьют тревогу. Но угрозы со стороны климатических изменений, краха экосистемы, утраты биологического многообразия и оскудения водных запасов все больше проникают в общественное сознание.
Риск пандемии сегодня очень громко и грозно заявил о себе, хотя предупреждения об этом звучат уже лет двадцать, говорит писатель Джулиан Крибб (Julian Cribb), который изучает усиливающиеся кризисы на нашей планете последние 15 лет.
Загрязнение и химикаты это еще одна крупная проблема, поскольку они отравляют землю, воду, животных и человека.
Сельское хозяйство вносит свой, причем немалый вклад в общее разрушение. Игнорирование таких проблем, как потеря почв, уменьшение водных запасов, деградация экосистем и плохое питание угрожает продовольственной безопасности, которая находится на краю пропасти.
Нехватка продовольствия — это та связующая угроза, которая объединяет все остальные, отмечается в докладе. Авторы цитируют испанскую поговорку, которая гласит: «От цивилизации до анархии всего семь приемов пищи».
Крибб отмечает, что капитальная перестройка продовольственной системы даст возможность установить мир во всем мире, заявляя: «На полный желудок люди не дерутся».
В докладе подчеркивается, что две трети войн в прошлом столетии начиналось из-за споров о продовольствии, земле и воде.
Гонка ядерных вооружений может стать величайшей угрозой для человечества, поскольку 2 000 из 13 890 единиц ядерного оружия находятся в полной готовности и могут «за полдня уничтожить человеческое будущее».
«Если подорвать даже менее одного процента этого арсенала, внезапно начнется ледниковый период и глобальный голод, от которого пострадают все».
Есть и другие угрозы, которые создают новые технологии: это роботы-убийцы, биотехнологии, нанотехнологии, электромагнитное излучение и массовое отрицание научных данных.
Причины этого всем понятны. Ничем не обеспеченный рост численности населения ведет к резкому повышению спроса на драгоценные ресурсы и к деградации окружающей среды. Этому способствует неутолимая жажда наживы и потребительство.
Однако ни у одного государства нет плана решения этих рукотворных проблем, а если какие-то попытки и предпринимаются, то они в лучшем случае разрозненные и слабые.
Решения проблем существуют, однако авторы доклада подчеркивают, что преодолевать эти проблемы надо вместе, так как угрозы взаимосвязаны. И чтобы решить их, необходимо сделать так, чтобы ни одно из применяемых решений не усиливало остальные угрозы.
«Все 10 катастрофических рисков являются составной частью системы, которую в общем-то непреднамеренно создал человек. А этот значит, что риски необходимо изучать и анализировать как комплексную и взаимосвязанную систему, а не как отдельные угрозы, с которыми можно справиться поодиночке».
«Необходимо тщательно проанализировать и реформировать все те системы, которые мы воспринимаем как должное: экономическую, продовольственную, энергетическую, производственную, государственного управления и утилизации отходов. Надо также изменить наше отношение к природным системам Земли».
Пандемия COVID-19 показала, что катастрофа может появиться из ниоткуда, наглядно демонстрируя нашу уязвимость и неподготовленность.
Она также показала, что радикальные действия возможны. И она дала «беспрецедентную возможность» по-новому взглянуть на человечество и на то воздействие, которое оно оказывает на нашу планету.
«После бури мировой и общественный ландшафт изменится, — говорится в докладе. — Мы не можем продолжать жить как раньше, и нам следует подготовиться к масштабным переменам».
Необходимы реформы, которые включают справедливое распределение, научно обоснованную политику, сотрудничество, участие, пересмотр общественных норм, повышение эффективности демократии и приверженность долговременным решениям.
Нужно, чтобы представители всех слоев общества — ученые, ведущие мыслители, коренные народы, молодежь, женские лидеры — собрались за одним столом, обменялись мнениями, предложили решения и приступили к индивидуальным и коллективным действиям.
«Мы признаем, что решение этих серьезных проблем зависит не только от государственной политики и корпоративной деятельности, но и от действий миллиардов людей в их повседневной жизни», — отмечается в докладе.
Это относится и к нашему сегодняшнему поведению, и к оказанию давления на правительства и руководство корпораций с целью «осуществления перемен, которые действительно необходимы для ослабления катастрофических угроз».
«На сегодня нам не хватает координации и сплачивающей искры».
После публикации доклада состоится серия круглых столов по всему миру, участники которых будут анализировать каждую из десяти катастрофических угроз и искать решения, которые смогут применить все те, кто стремится к безопасному и здоровому будущему.
Helsingin Sanomat (Финляндия): человек обладает невероятными способностями к выживанию
Руководитель международного отдела Финского Красного Креста по оказанию помощи в катастрофах за 20 лет успела побывать в 20 горячих точках мира, и она знает, что является для пострадавших самым важным. Для нее очевидно, что человек обладает невероятными способностями к выживанию.
Дети играют и смеются даже во время катастрофы.
Руководитель отдела Финского Красного Креста по оказанию помощи в катастрофах находится на дежурстве и в эти рождественские праздники.
Самое необыкновенное — способность детей к выживанию.
«Даже в регионах эпидемии или природных катастроф дети играют и смеются. Это придает сил и веры в то, что человек обладает невероятными способностями к выживанию».
Это слова руководителя международного отдела Финского Красного Креста по оказанию помощи в катастрофах Тиины Саарикоски (Tiina Saarikoski). За 20 лет она успела побывать в 20 горячих точках мира.
Тиина Саарикоски представляет Финляндию в вопросах оказания помощи пострадавшим в бедствиях. Она отвечает за то, чтобы пожертвования добрались адресата и люди получили необходимую помощь.
Когда катастрофа оказывается позади, жизнь постепенно начинает выстраиваться заново. Когда землетрясение, потоп или вынужденный переезд по какой-то другой причине лишают человека всего, что у него есть, ему требуется экстренная помощь.
Тиина Саарикоски нередко одной из первых оказывается в горячей точке, и она знает, что является для пострадавших самым важным.
«Важнее всего, чтобы человеку обеспечили убежище. Возможность попасть во временное жилье или построить убежище из полученных материалов имеет большое психологическое значение. В собственном пространстве уже легче начинать создавать жизнь заново».
Тиина Саарикоски попала в международный отдел Финского Красного Креста в начале 2000-х годов.
Ей сразу же пришлось работать в зонах катастроф, которые унесли много жизней. Такими были землетрясение в Иране в 2003 году и цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 году. Там Тиина Саарикоски работала медсестрой.
Позже Саарикоски руководила процессом оказания экстренной помощи в Азии — например, во время наводнения в Пакистане в 2007 году и во время Сычуаньского землетрясения в Китае в 2008 году.
Самым тяжелым опытом была эпидемия Эболы в Африке в 2014 году. Тиина Саарикоски открыла в Сьерра-Леоне больницу Красного Креста, которая специализировалась на лихорадке Эболы, и руководила ее деятельностью.
«Это был очень серьезный опыт. Ни одна организация не была готова бороться с эпидемией такого масштаба. Мы столкнулись с неизвестным и учились в процессе борьбы с эпидемией», — говорит Саарикоски.
Последним случаем оказания экстренной помощи тоже был регион распространения Эболы — на этот раз в Конго, где операция по оказанию помощи все еще продолжается.
Тиина Саарикоски была руководителем операции Международного Красного Креста в Бангладеш. Тогда оказывали помощь представителям этнической группы рохинджа, которые бежали из Мьянмы в Бангладеш.
Финнам, живущим в обществе всеобщего благосостояния, представляется, что в этих регионах всегда царит чувство опасности и безнадежности. Как на самом деле чувствует себя человек, когда ситуация складывается ужасно?
«Он фокусируется на выживании. Вся энергия уходит на выживание, в тот момент места для переживаний не остается».
Всех объединяет стремление обеспечить безопасность.
Тиина Саарикоски сравнивает критические ситуации с менее масштабными событиями в обычной жизни. Чувство безнадежности часто охватывает человека значительно позже.
Многие могут задуматься: каково это, отправиться в самый центр катастрофы? Саарикоски воспринимает ситуацию иначе: ей гораздо тяжелее видеть происходящее в мире на экране телевизора.
«Когда я куда-то приезжаю, я пытаюсь решить возникшую проблему. Это конкретная работа, и мне становится хорошо, когда удается оказать реальную помощь».
Тиина Саарикоски не считает себя супергероем, но она говорит, что не испытывает сильного страха.
«Если бы я боялась, я не смогла бы ничего делать. Важно соблюдать меры безопасности и инструкции. Если с самим спасателем что-нибудь произойдет, ничего хорошего в этом не будет».
Кроме убежища, в котором можно переночевать, человеку нужна еда, питье и медицинская помощь. На эти цели Красный Крест в настоящее время стремится выделять пострадавшим денежную помощь.
«Если в магазинах есть необходимые товары, в качестве оказания срочной помощи часто дают деньги. Так люди могут сами купить то, что им нужно».
Тиина Саарикоски считает, что это замечательно.
«Человеку дают возможность взять на себя ответственность за свое выживание, это создает чувство собственного достоинства. Он больше не является пассивным человеком, получающим помощь, а становится активным деятелем».
Даже небольшая сумма приносит радость, и это заметно. Сейчас это было бы очень актуально в Зимбабве, где люди страдают от экономических трудностей и засухи.
Благодаря финансовой помощи семья может купить примерно десять килограммов зерна, 2,5 килограмма бобов и литр пищевого масла в месяц.
«Для многих денежная помощь — это чрезвычайно важно. Так они могут накормить своих детей и пережить неурожайные годы».
Помощь должна быть не только материальной. Это еще и распространение правильной информации.
«В регионах эпидемии Эболы в Африке по обряду погребения принято омывать тело. Такая традиция может способствовать распространению лихорадки. Решение проблемы надо искать вместе, чтобы местные не начали прятать больных и умерших, иначе из этого порочного круга никогда не выбраться».
Помощь, оказываемая Финляндией в местах катастроф, очень ценится во всем мире. Навыки Финляндии в сфере логистики, организации полевых госпиталей и передачи информации являются одними из лучших в мире.
«Хотя Финляндия — маленькая страна, у нас самое большое представительство в Красном Кресте, больше 1,3 тысячи специалистов разного профиля. Они не находятся в горячих точках постоянно, но среди этих специалистов всегда найдется группа, которая в случае необходимости может сразу же отправиться работать».
Финны оплачивают этот труд своими налогами и пожертвованиями. Нецелевые средства позволяют быстро отправиться на помощь, когда что-то происходит в родной стране или за рубежом.
Финны начинают выделять особенно много денег, когда события затрагивают их самих — так, например, произошло во время цунами в Юго-Восточной Азии.
Со временем чувство опасности может притупиться. «Когда конфликтов, наводнений, засухи и ураганов в связи с изменением климата становится все больше, это может притупить переживания».
Как сделать мир лучше? Если бы у Тиины Саарикоски было волшебное средство, она бы обязательно его использовала.
«Это зависит от каждого из нас. Давайте попробуем быть толерантнее и принимать то, что мы разные. И давайте будем добры друг к другу».