|
Чудодейственные травы: семь древних растительных лечебных средств из арабского мира
|
С незапамятных времен человечество использовало травы и растения для лечения различных заболеваний. Ещё древние люди в Месопотамии и Египте использовали фитотерапию для лечения больных за тысячи лет до развития современной медицины. Археологические раскопки показывают, что использование человеком растений в качестве лекарственных средств началось примерно 60 000 лет назад.
Также существуют свидетельства того, что травы использовались шумерами в качестве лекарств в 3000 году до нашей эры. В 1960 году рецепты лечебных трав были найдены выгравированными на клинописной глиняной табличке. Древние письменные доказательства также можно найти в египетском папирусе Эберса 1500 г. до н.э., в котором записано использование растения алоэ вера для лечения кожных заболеваний и отмечены антибактериальные свойства меда.
Первые аптеки были открыты в Багдаде в XIII веке, в них продавали лекарственные травы в виде чаев, мазей и сиропов. Сегодня около 40 процентов фармацевтических препаратов получают из активных ингредиентов, первоначально обнаруженных в растениях, и миллионы людей во всем мире продолжают использовать травы и растения в их первоначальной форме для лечения самых разных заболеваний.
Проект инвентаризации Всемирной организации здравоохранения выявил около 2600 лекарственных растений, произрастающих в оккупированной Палестине и Израиле. Другие отчеты показывают, что существует от 250 до 290 видов растений, произрастающих в арабских странах, которые также используются в лечебных целях.
Чёрный тмин

Источник: MEE
Семя чёрного тмина на вид крупнее, чем семечко мака. Оно имеет свой отчетливый вкус с перчинкой, которая оставляет жжение во рту. Чёрный тмин был найден в гробнице Тутанхамона, что позволяет предположить, что древние египтяне были широко осведомлены о его целебных свойствах. Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение от Аллаха) сказал, что это семя является лекарством от всех болезней, кроме смерти. Лекарь X века Ибн Сина, известный в Европе как Авиценна, объяснил, что семя действует как отхаркивающее средство или лекарство, которое устраняет застойные явления, вытягивая слизь, тем самым очищая организм человека. Растение родом с Ближнего Востока также повышает иммунитет, помогает пищеварению и действует как традиционное средство от респираторных заболеваний.
Ромашка

Источник: MEE
Цветок ромашки широко известен тем, что используется в чаях, которые снимают беспокойство и помогают человеку расслабиться перед сном. Однако это уникальное растение также обладает противовоспалительными, антисептическими и спазмолитическими свойствами, которые можно использовать для облегчения симптомов простуды и кишечных заболеваний. Ромашка произрастает в некоторых частях Европы и Ближнего Востока, и её использование описано в древнегреческих, римских и египетских источниках. Иракский врач IX века Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди, более известный как аль-Кинди, предложил использовать цветок в качестве местного компресса (наносимого снаружи на кожу) для помощи селезенке, печени и желудку. Он также писал в своих трудах, что растение содержит более 100 активных соединений, полезных для организма.
Шалфей

Источник: MEE
Шалфей – еще одно растение, ставшее популярным в традиционной медицине благодаря лекарям Ближнего Востока, также можно заваривать и употреблять в виде горячего напитка. Растение считается средством от насморка, болей в животе и даже воспалений суставов. Шалфей, называемый по-арабски «Марьямия», произрастает в западной части Северной Африки и Западной Европе, но широко употребляется на территории всего Ближнего Востока. Растение можно использовать как успокаивающее средство, стимулятор аппетита и разжижитель крови. Он также традиционно использовался для лечения укусов змей и кожных заболеваний.
Анисовое семя

Источник: MEE
Анисовое семя, называемое по-арабски «Янсун», используется для облегчения заложенности грудной клетки или кашля и выращивается в обширном регионе, простирающемся от Западной Европы до Японии, включая Ближний Восток. Растение упоминается как лекарство в древнеегипетских текстах. Считается, что в виде чая анис помогает при респираторных заболеваниях, болях в животе и коликах у детей, а также обладает другими полезными свойствами. В некоторых частях Ближнего Востока его также иногда жуют в сыром виде в качестве освежителя дыхания из-за его антибактериальных свойств. Персидский врач Ибн Сина рекомендовал смесь измельченного анисового семени и розового масла для лечения ушной боли.
Гранатовая патока

Источник: MEE
Гранатовая патока представляет собой густой сироп, которым часто поливают салаты и мясные блюда, чтобы добавить терпкости. Обладая сильным противовоспалительным и антиоксидантным действием, он также пригоден для местного нанесения, например, на губы, чтобы справиться с герпесом и уменьшить воспаление. Гранат представляет собой большой листопадный кустарник, который хорошо растет на Ближнем Востоке. Иран является крупнейшим в мире производителем этого фрукта. Патока, представляющая собой концентрат гранатового сока, известна тем, что помогает людям, страдающим от камней в почках, и считается, что она хорошо расщеплет жиры. Кожура плодов граната (измельченная и вареная) также считается чудесным средством от несварения желудка и от некоторых сердечных заболеваний.
Тимьян

Источник: MEE
Одно из наиболее экономически важных дикорастущих растений в Ливане, тимьян использовался для лечения таких заболеваний, как боль в горле и кашель, а при кипячении в виде чая в качестве противогельминтного средства. Шумеры использовали его как антисептик, а лекарь аль-Кинди применял его для лечения бактериальных инфекций. Трава упоминается в древнеегипетских источниках, а также в Еврейской Библии из-за ее использования в ритуалах.
Мирра

Источник: MEE
Мирра наиболее известна из библейской истории как один из трех даров, данных Иисусу при его рождении, наряду с ладаном, который также принадлежит к тому же семейству растений. Данные смолы получают из кустов босвеллии, которые растут в Омане и Сомали. Смола, собранная с кустов, затвердевает и превращается в камнеподобную структуру, которую затем можно сжигать как благовоние или замачивать в воде для приема внутрь в качестве напитка. Особый вкус растения стал причиной того, что его назвали «мурра», что в переводе с арабского означает «горький». Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази, известный на западе как Разес, был иранским врачом IX века, который использовал мирру для лечения заболеваний почек и мочевого пузыря, а также для облегчения при вздутии живота.
Лекарственные травы в традиционной исламской медицине
Мусульманские торговцы и путешественники, посещая разные уголки земного шара, открывали новые для себя растения и семена. Исследуя их, ученые исламского мира создавали лекарства от разных болезней, сообщает fikriyat.com

1. Для выращивания лекарственных растений создавались специальные сады, являющиеся одновременно своего рода лабораториями. Это позволяло открывать новые свойства растений и создавать новые лекарства.

2. Использование растений в лечебных целях имеет, вероятно, такую же древнюю историю, как и само человечество.

3. Первая книга о лечебных свойствах растений была написана в 65 году до н.э. древнегреческим медиком Диоклом Каристским и называлась «De Materia Medica».

4. Мусульманские купцы и путешественники, посещая разные уголки земного шара, открывали новые для себя растения и семена. Собрав обширные знания о разных представителях флоры, мусульмане научились использовать их.

5. Открытие бумаги и ее доступность привели к тому, что путешественники могли сразу же записывать все новое и необычное, что видели. Использование этих записей учеными-медиками привело к созданию многих традиционных и растительных лекарств.
На фотографии здесь мы видим описание растения из арабской рукописи XV века, посвященной ботанике:

6. Все перечисленное привело к накоплению огромного материала, достаточного для создания целых энциклопедий. Труды умершего в 1002 году н.э. ученого Ибн Самуджуна «Растения, несущие исцеление», «Лекарственные растения и коллекция изготавливаемых из них лекарств», основываясь на работах предшественников, дают информацию о растениях и их лечебных свойствах. Ибн Сина в своем «Каноне врачебной науки» описал 142 свойства лекарств, созданных на растительной основе.

7. Исследования в области ботаники и использование растений в лечебных целях шли рука об руку. С одной стороны, такие ученые, как Абу Ханифа Динавари, прозванный «отцом современной ботаники», приводили описание всех известных растений в своих трудах, а с другой медик X века Ар-Рази использовал шафран для лечения подагры.

8. С одной стороны, становление ботаники как самостоятельной науки, а с другой – развитие химии привело к созданию множества лекарств на основе растительного сырья.
Распространение водоподъемных механизмов и создание новых оросительных техник составило базу для выращивания лекарственных растений для экспериментальных и практических целей.
На фотографии представлены рисунки разных растений из рукописи XIII века арабского ученого Ибн Байтара. В этом труде, помимо прочего, описывается физиология растений, создание идеальных условий для их произрастания и сведения об уходе за ними.

9. Производство лекарств из растительного сырья особенно было развито в Андалусии. В XI веке в Толедо, а потом и в Севилье появились первые королевские ботанические сады. Если сначала это было просто забавой, в дальнейшем в этих садах стали проводить опыты по акклиматизации к местным условиям растений из Ближнего и Среднего Востока.

10. Ибн Байтар в своей огромной энциклопедии «Словарь растительных лекарств и еды» приводит описание около трех тысяч разных растений и их использования в медицине.
На фотографии – рисунок из одной из книг Ибн Байтара:
