После ожесточенных столкновений между друзами и бедуинскими ополченцами в южном регионе Сирии на прошлой неделе, в результате которых погибло более 1000 человек и почти 130 000 были вынуждены покинуть свои дома, религиозная группа оказалась в центре внимания всего мира.
Несмотря на насилие, один из трех религиозных лидеров друзов, Хекмат аль-Хиджри, сказал в интервью Euronews, что группа была сформирована «мирными людьми, которые никогда ни на кого не нападали в прошлом» на основе трех основополагающих принципов.
«Использование разума, неагрессия и правдивость» — это то, с чем друзы связывают себя, объяснил Аль-Хиджри.
Тем не менее, на протяжении всей своей 1000-летней истории друзы не были новичками в конфликтах.
Религия единства
Объяснить историю одной из самых сложных религиозных групп Ближнего Востока нелегко даже для посвященных. Как сказал Euronews один из религиозных лидеров друзов: «Нам придется вернуться во времена пророков Шуиба и Моисея».
Основанная в Египте в начале XI века как ответвление исмаилитского ислама, который сам является ответвлением шиитского ислама, друзская доктрина, как сообщается, впервые была проповедана в Каире в 1017 году, что закончилось беспорядками в египетской столице.
Большая часть основополагающей идеологии была основана на личности фатимидского лидера Аль-Хакима, которого одни уничижительно называли «Безумным халифом», в то время как другие почитали его как божественно избранного верховного лидера.
Противоречивая фигура, обвиняемая в преследовании мусульман-суннитов, а также христиан и евреев, Аль-Хаким таинственно исчез в 1021 году.
То, что последовало за этим для вновь созданного друзского меньшинства, было отмечено дискриминацией и преследованиями.
Они были в значительной степени изгнаны из Египта преемниками Аль-Хакима и поселились в горных районах Шама, который включает в себя современную Сирию, Ливан и спорные части Израиля.
Большая часть друзских догм остается окутанной тайной, но друз, проживающий в Сувейде, который происходит из семьи шейхов, но пожелал остаться анонимным из соображений безопасности, рассказал Euronews, что группа «следует религии таухид (единство), которая является интеллектуальной и духовной верой, основанной на идее о том, что отношения человека с Богом являются духовными и интеллектуальными. не зависит от навязанных религиозных ритуалов».
Короче говоря, «это добровольная, а не принудительная вера», которая не является частью какой-либо другой религии, включая ислам. В мировоззрении друзов это означает, что группа «способна гармонировать с различными сектами, религиями и этническими группами».
С 1043 года религия друзов была закрыта для новообращенных. Сегодняшнее население друзов насчитывает всего 1 миллион человек во всем мире, более двух третей из которых живут в Сирии.
Борьба за свободу
На протяжении своей тысячелетней истории друзы часто вступали в союзы с различными более широкими державами. Во время крестовых походов друзские солдаты помогали айюбидским, а затем мамлюкским силам, сопротивляясь наступлению крестоносцев на ливанском побережье.
Они также поддерживали относительно высокий уровень автономии на протяжении веков османского владычества, даже бросив вызов своей власти в 1600-х годах после формирования коалиции с христианами-маронитами.
Совсем недавно, когда регион был разделен европейскими державами на современные национальные государства, чьи часто пористые границы остаются неизгладимыми на картах и сегодня, шейх аль-Хиджри отмечает, что друзы «были среди тех, кто помог основать государство Ливан».
В соседней с Сирией стране они остаются мощной политической силой во главе с династией семьи Джумблатт, поколения которой возглавляли Прогрессивную социалистическую партию с друзским большинством.
В Сирии все было по-другому, и она была запятнана «крайней маргинализацией и отвратительным сектантским обращением», утверждает шейх.
Мало того, что община раскололась, когда Израиль аннексировал Голанские высоты, где большинство населения составляли друзы, в ходе Шестидневной войны 1967 года, четыре года спустя к власти пришла партия Баас во главе с Асадом, что, по словам лидеров и активистов друзов, стало началом пяти десятилетий дискриминации.
«Режим Асада маргинализировал друзов до такой степени, что им было запрещено копать колодец или строить завод, а также им было запрещено занимать высокие военные должности», — утверждает аль-Хиджри.
Тем не менее, не все описывают отношения между друзами и Хафезом аль-Асадом и его недавно свергнутым сыном Башаром как такие сложные. Некоторые считают, что старый режим подавляет религиозную напряженность в стране, где около 20% 24-миллионного населения являются представителями религиозных меньшинств.
Были даже обвинения в том, что аль-Асады, которые сами происходят от другой шиитской группы, алавитов, отдают предпочтение несуннитским группам.
Как сказал Euronews один из видных представителей друзской общины в Сувейде: "Друзы извлекли выгоду из последнего режима; Они заключали с ним сделки, они поддерживали идеи и действия режима».
Тем не менее, друзская художница и активистка Тамара Абу Алван непреклонна в том, что многие, если не большинство, членов меньшинства были яростно против Асада.
«Лично я участвую в революции уже 14 лет. Мой отец тоже потерял работу, потому что был противником режима. Мы все были в оппозиции. Мы были семьей, которая поддерживала друг друга и оказывала помощь районам, неподконтрольным правительству, даже несмотря на то, что это подвергало нашу жизнь риску».
Когда силы под командованием Ахмеда аль-Шараа, бывшего лидера исламистского ополчения, чье прозвище Аль-Джолани произошло от арабского названия Голанских высот, Абу Алван сказал Euronews: «Я был так счастлив. Я верил, что 14 лет со всеми шехидами, проливавшими кровь, закончились».
«Но потом оказалось, что это только начало чего-то еще худшего».
Сюжет сгущается
Новые власти в Дамаске в основном были встречены международным сообществом с осторожным вздохом облегчения.
Аль-Шараа встречался с лидерами западных держав, включая Великобританию, ЕС и США. Дональд Трамп даже назвал нового президента «красавчиком».
За этим последовала отмена многих разрушительных санкций, которые были наложены на режим Асада за преступления против сирийского народа. Сегодня 90% населения все еще живет за чертой бедности, а экономика висит на волоске.
Несмотря на то, что многие хвалят Шараа за обеспечение стабильности в стране, опустошенной более чем десятилетней войной, Сирия пережила многочисленные вспышки межэтнического насилия, особенно в начале марта, когда алавитские общины были убиты в прибрежных районах.
В то время как аль-Шараа призывал к спокойствию и обещал провести независимое расследование утверждений о том, что связанные с правительством силы инициировали то, что один комментатор назвал «оргией насилия», многие считают, что президент был соучастником.
«Они попросили (алавитов) сдать оружие», — сказал житель Сувейды во время интервью. «Когда оружие было передано, и сирийский прибрежный район оказался изолированным... Они нападали на человечество и совершали ужасные массовые убийства».
«Целые деревни были убиты и истреблены. Дома и дома были сожжены».
Шейх Хикмат согласился, добавив: «Они используют местную группировку для разжигания розни, а затем проводят массовые убийства против своих противников».
Духовный лидер утверждает, что он предвидел недавнее насилие за несколько месяцев до этого. «Они потратили семь месяцев на систематическую кампанию в СМИ», — вспоминает шейх Хикмат, что, по его словам, разжигало межэтническую напряженность.
«Были даже недели, когда Сувейда занимала более 25% новостных репортажей арабского мира, в то время как не было никаких открытых споров или столкновений, что ясно указывало на заранее продуманный план против друзов».
Доверие к Аль-Шараа подорвано?
В конце апреля напряженность переросла в насилие, что привело к гибели почти 100 друзских бойцов.
Кроме того, было убито более 30 правительственных боевиков, а Армия обороны Израиля нанесла авиаудары, в том числе в районе президентского дворца. Это оказалось прелюдией к тому, что должно было произойти.
13 июля на юге Сирии вновь вспыхнули бои, в ходе которых бедуинские и друзские ополченцы обвинили друг друга в совершении военных преступлений, в том числе массовых массовых убийствах.
Международное сообщество быстро осудило насилие, а ЕС заявил, что он «потрясен», не возложив вину ни на одну, ни на другую сторону.
Тем не менее, новообретенные и осторожные западные сторонники Сирии «приветствовали» прекращение огня, объявленное аль-Шараа в прошлый четверг, в котором сирийский лидер заявил, что его «приоритетом» является защита друзов.
Для Тамары Абу Алвана его слова звучат пустым звуком. "Он потерял уважение к сирийскому народу", - сказала она Euronews.
«Я потерял близких и друзей ни за что, ради тех преступников, которые захватили режим, которого они не заслуживают. Так что я действительно не думаю, что Ахмед аль-Шараа продержится слишком долго».
В своем обращении к нации аль-Шараа также осудил соседей Сирии в Израиле за нанесение авиаударов и попытку «втянуть наш народ в войну, которая служит только для того, чтобы раздробить нашу родину и сеять разрушения».
Последние атаки Израиля в центре Дамаска не получили значительной международной поддержки. Тем не менее, заявив, что «99%» друзского населения поддерживают его, аль-Хиджри встал на защиту Израиля.
«Израиль пытался наладить отношения с дамасским режимом и был одной из стран, которые дали ему шанс. Но когда режим напал на друзов и проигнорировал многочисленные предупреждения, они нанесли удар по Дамаску», — сказал аль-Хиджри.
«Мы приветствуем эти действия, которые могут помочь остановить варварские и варварские кампании против нас».
В частном порядке некоторые друзы, с которыми пообщался Euronews, были более сдержанны в отношении действий Израиля.
«Я слышал об этих нападениях в районе Дамаска», — сказал один из них. «В то же время мы просто пытались сбежать от массовых убийств. Мы пытались выбраться из этой страны».



