Что, если бы у Палестины была своя валюта? (+фото)
|
Палестинцы уже более шести десятилетий живут без собственной валюты. Теперь один дизайнер хочет изменить это, пишет Маха Хуссейни для интернет-издания Middle East Eye.
У 29-летнего дизайнера Джехада Наджи, (на фото вместе со своей женой Ханин Абу Самхаданой), возникла идея разработать валюту для Палестины после того, как британский журналист спросил его о том, какую валюту можно использовать во время визита в Газу. Наджи пришлось объяснить ему, что ее нет, и что палестинцам приходится использовать израильский шекель.
“Люди, живущие за пределами Палестины, понятия не имеют, что оккупация означает, что у вас не может быть даже своей собственной валюты”, – говорит Наджи. Здесь его рисунок на лицевой стороне пятифунтовой банкноты изображает церковь Рождества Христова в Вифлееме.
Наджи говорит, что самым сложным было выбрать, какие палестинские фигуры и символы использовать. На обратной стороне пятифунтовой банкноты изображен Абдул Кадер аль-Хуссейни, командующий и основатель Армии священной войны (Джейш аль-джихад аль-мукаддас) в войне 1947-48 годов. “Хотя сначала я решил отразить только палестинскую культуру в валюте, [но] я не мог проигнорировать Абдул Кадера аль-Хуссейни”, – говорит он. “Никто не может отрицать роль исламского направления в Палестине”.
Палестинцы использовали палестинский фунт в период Британского мандата в Палестине (1927-1948), после чего никаких новых банкнот выпущено не было. В Газе египетский фунт использовался с 1951 года, в то время как на Западном берегу иорданский динар использовался с 1952 года. Шекель использовался на обеих территориях с момента оккупации 1967 года. На лицевой стороне десятифунтовой банкноты сверху изображена мечеть Ибрахима в Хевроне.
Жена Наджи, Ханин Абу Самхадана, поддерживала его во время 13-месячного проекта, консультируя и помогая выбрать цвета. “Самый большой шок был после того, как мы опубликовали фотографии и обнаружили, что люди за рубежом даже не знают, что мы используем израильские шекели, а не нашу собственную валюту”, – говорит она. Палестинский поэт Махмуд Дарвиш изображен на оборотной стороне десятифунтовой банкноты, рядом с римским городом Кесария в Хайфе.
На лицевой стороне 20-фунтовой банкноты изображено исполнение дабки, палестинского народного танца. “Мой выбор был основан на вере в то, что эти символические фигуры способствовали мирной борьбе палестинцев, – говорит Наджи, – хотя и Ясир Арафат, и Абдул Кадер аль-Хуссейни могут быть спорными фигурами с точки зрения мирного сопротивления”.
Наджи говорит, что, когда он сделал дизайн, типограф в магазине был буквально загипнотизирован. “Я спросил его, что он предпочитает: израильские шекели или палестинские фунты. «Палестинские фунты», – без колебаний ответил палестинец. У людей все еще есть надежда, они гордятся всем, что напоминает им об их истории“. На обороте 20-фунтовой банкноты изображен карикатурист Наджи аль-Али, рядом с Тивериадским озером.
На лицевой стороне 50-фунтовой банкноты изображен знаменитый кинотеатр “Ан-Насер” в Газе. Наджиб надеется, что его работа возобновит дебаты по палестинской валюте. “Я потратил по меньшей мере восемь месяцев на изучение истории валют и истории Палестины… почему у нас, палестинцев, нет собственной валюты и почему мы не можем просто использовать палестинский фунт”.
На лицевой стороне 100-фунтовой банкноты изображен широкий ствол римского оливкового дерева, которое простояло в Рамалле более 2000 лет. Цитата Ясира Арафата на арабском гласит: “Значение имеет не личное достоинство, а достоинство Родины”.
На обороте 100-фунтовой банкноты изображен Ясир Арафат. Кроме него там изображен Купол Скалы, расположенный в Старом городе Иерусалима. По словам Наджи, выбор лидера ООП вызвал критику, поскольку Арафат подписал соглашения в Осло и в Париже, что значительно затруднило Палестине возможность иметь свою собственную валюту. “Но, – говорит Наджи, – я не могу говорить о Палестине и игнорировать историю Арафата. Это невозможно”.
На лицевой стороне 200-фунтовой банкноты Наджи изобразил Дворец Хишама в Иерихоне. В то время как Наджи и другие хотят, чтобы Палестина имела свою собственную валюту, в Валютном совете автономии заявили, что она должна будет соответствовать соглашениям, предусматривающим одобрение Израиля, Всемирного банка и МВФ.
Саиф ад-Дин Ода из Валютного совета также сказал, что введение собственной валюты невозможно из-за состояния палестинской экономики. “Израиль не примет идею разрешить палестинцам печатать свою собственную валюту, – сказал он, – это часть оккупационной политики”. На фото: академик Эдвард Саид на обороте 200-фунтовой банкноты, рядом с Хан аль-Умдан в городе Акко.
Ода также отметил, что зависимость от шекеля означает, что вся международная помощь Палестине должна быть конвертирована в израильскую валюту, что укрепит валютные резервы Израиля. На фото: на лицевой стороне рисунка Наджи для 500-фунтовой банкноты изображена мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.
На обратной стороне 500-фунтовой банкноты изображен писатель и политический деятель Гассан Канафани рядом с замком Баркук в Хан-Юнисе. Наджи теперь планирует представить свой дизайн широкой публике. “Я надеюсь, что мой проект дойдет до национальных и международных чиновников, потому что люди сами решают, не нужно ограничиваться прошлым”.
Наджи – не единственный палестинец, страстно любящий валюту. На выставке в Культурном центре Рашад аш-Шава в Газе, организованной Лигой коллекционеров монет и марок, 38-летний Ахмед Джарада рассказал о своей любви к банкнотам и монетам, бывшим в употреблении до Накбы: “Это наша история, и я не жалею, что трачу на нее деньги”.
Парикмахер Абу Хани аль-Хатиб, родившийся в 1936 году, говорит, что он вспоминает, как в детстве покупал разные вещи за палестинский фунт. “Многообещающе видеть, что палестинская молодежь все еще озабочена своей историей до такой степени, что она хочет воссоздать палестинский фунт. Это часть палестинской борьбы, дебаты о палестинской валюте никогда не должны прекращаться”.