Будущее институтов религиозного права в Египте
|
Египетская пресса сообщает об обострении отношений между университетом Аль-Азхар законодателями Египта по поводу будущего Дар аль-Ифта Аль-Мисрия (Египетский Дом фетв). Аль-Азхар, пожалуй, не нуждается в представлении, достаточно сказать, что, будучи основанным во второй половине Х века, он является одним из старейших в мире университетов, и в течение всего времени своего существования всегда являлся наиболее престижным мусульманским высшим учебных заведением, высшим религиозным авторитетом суннитского ислама, задающим тон не только в Стране пирамид, но и во всем мире ислама.
Что касается Дар аль-Ифта Аль-Мисрия, то он является одним из первых в исламском мире институциализированных государством органов, занимающихся вынесением фетв и одним из ключевых религиозных учреждений в Египте, наряду с университетом Аль-Азхар и Министерством вакуфов. Дар аль-Ифта был создан в 1895 году при правителе Египта хедиве Аббасе Хильми и с самого начала работал под юрисдикцией Министерства юстиции. С момента своего основания Дар аль-Ифта Аль-Мисрия была главным институтом, представляющим ислам, и международным флагманом исламских правовых исследований. Задачей Дар аль-Ифта является поддержание связи современного мусульманина с религиозными принципами, разъяснение правильного с точки зрения ислама образа действий, устранение сомнений относительно вопросов религиозной и мирской жизни, использование шариатских законов в контексте проблем и вопросов современной жизни, путем консультирования светской судебной системы. Например, смертные приговоры, направляются в Дар аль-Ифта, чтобы узнать мнение Великого муфтия относительно этих наказаний. Роль Дар аль-Ифта не ограничена границами Египта, но выходит за его пределы, охватывая весь мусульманский мир. Дар аль-Ифта получает запросы на фетвы со всего исламского мира, и косвенно участвует в подготовке будущих специалистов по исламскому праву, если говорить о запросах со стороны зарубежных студентов, изучающих фикх. Таким образом, Дар аль-Ифта представляет собой научный ориентир в продвижении умеренной методологии традиционного фикха с целью создания согласованности между исламским правом и потребностями общества.
Дар аль-Ифта всегда работал в тесной аффиляции с шейхами Аль-Азхара, являясь, фактически, покровительствуемой структурой. Поэтому руководство Аль-Азхара болезненно восприняло предлагаемый властями Египта законопроект, согласно которому Дар аль-Ифта обретет статус «независимого» института, что положит конец давнему покровительству Аль-Азхара. Опека со стороны Аль-Азхара уступит место государственному доминированию над Дар аль-Ифта и, возможно, более жесткому правительственному контролю над религиозно-правовым нарративом, в целом.
Законопроект был внесен главой парламентского Комитета по делам религий и вакуфов. В разработке законопроекта принимали участие более чем 60 депутатов. Законопроект, уже переданный на рассмотрение Государственного Совета, предполагает реорганизацию порядка функционирования Дар аль-Ифта, включая механизм избрания ее главы, – Великого муфтия, – а также его мандат и продолжительность пребывания в должности. Если законопроект будет принят, Совет шейхов Аль-Азхара больше не будет избирать Великого муфтия тайным голосованием, который был введен в 2012 году ныне покойным президентом Мухаммадом Мурси. Вместо этого законопроект предусматривает, что Совет шейхов Аль-Азхара, состоящий из 40 наиболее авторитетных улемов университета, выдвинет трех кандидатов на эту должность либо из числа своих собственных членов, либо извне состава Совета. Президент страны должен будет выбрать, кто из трех кандидатов будет назначен муфтием. Президент также будет наделен полномочиями продлевать срок полномочий муфтия или заменять его, когда последний достигнет установленного законом возраста выхода на пенсию в 60 лет.
Законопроект также предусматривает, что титул «Великий муфтий Республики» должен быть заменен на «Муфтий» и что последний должен рассматриваться как министр Кабинета министров с точки зрения статуса и заработной платы. Таким образом, предлагаемый закон поставит Дар аль-Ифта под покровительство Кабинета Министров, выведя его из-под юрисдикции Министерства юстиции.
Также, согласно закону, Дар аль-Ифта будет преобразован в автономное религиозное учреждение, пользующееся финансовой, технической и административной независимостью. Это и является поводом для недовольства со стороны Аль-Азхара, поскольку означает, что Дар аль-Ифта больше не будет служить консультативным и судебным органом Аль-Азхара, а будет функционировать как отдельная структура. Кроме того, законопроект устанавливает нормативно-правовую базу для отбора и назначения специалистов по фетвам, определяет методику их работы и предусматривает создание комиссии юристов, уполномоченных выражать юридические заключения по вопросам, переданным им муфтием. Это могут быть семейные споры, споры о наследстве и смертные приговоры, которые традиционно передаются муфтию судами для окончательного решения по приговору.
Еще один важный реорганизационный момент заключается в том, что будет создан специализированный учебный центр для подготовки юристов. Будущие юристы будут владеть не только исламской акидой и фикхом (правовыми методологиями и инструментами), но изучат другие предметы, например, психологию, социологию и иные предметы, которые позволят им быть в курсе мирских дел и изменениях, происходящих в обществе и в техническом прогрессе. Это важно, поскольку по вопросам современной жизни, в ответ на запросы отдельных лиц, судей или правительства, юристы должны будут выносить рекомендательные юридические заключения на основе исламских законов. Для выпускников предусматривается аккредитация от Совета университетов, а не от Аль-Азхара. Причины обострения отношений между государством и органами религиозного права в Египте являются темой для отдельного разговора, поскольку отражают сложности внутриполитической ситуации в этой ближневосточной стране.
Причины обострения отношений между государством и ведущим университетом Аль-Азхар, который также является кузницей кадров по религиозному праву, отражают ряд сложностей внутриполитической ситуации в этой ближневосточной стране. Начнем с того, что грядущие перемены статуса Дар аль-Ифта были осуждены представителями Аль-Азхара как «неконституционные» и были восприняты ими как «попытка подорвать независимость Аль-Азхара» и «нарушение» полномочий и независимости Совета шейхов Аль-Азхара. Обозначив свою позицию, Аль-Азхар предложил внести поправки в некоторые положения предлагаемого законодательства, чтобы привести их в соответствие со статьями Конституции, которые гласят, что «любой исламский религиозный орган является неотъемлемой частью Аль-Азхара и что последний должен контролировать работу всех религиозных учреждений». Однако, судя по всему, голос Аль-Азхара не будет услышан, поскольку ожидается, что парламент должен полностью одобрить законопроект на следующем пленарном заседании.
Предлагаемый закон безусловно стал еще одним яблоком раздора и в без того уже неспокойных отношениях между Аль-Азхаром и правительством президента Ас-Сиси. В июле 2013 года в момент свержения президента Мурси, представлявшего движение «Братья-мусульмане», Аль-Азхар поддерживал как самого Ас-Сиси, так и военный переворот, в результате которого он пришел к власти. Позднее ситуация изменилась. Так, в ходе выступления с речью на национальном ТВ в День полиции в январе 2017 года Ас-Сиси в попытке обуздать высокий уровень разводов в стране предложил запретить традиционную форму расторжения брака посредством троекратного произнесения слова «ты разведена» (анти талика). С того момента Аль-Азхар начал проявлять признаки сопротивления воле главы государства. Шейхи выступили с заявлением, в котором была четко обозначена недопустимость предложения президента. Было сказано, что устный развод соответствует шариату и что развод действителен, как только муж произносит формулу расторжения брачных уз своей супруге, даже если развод не был официально задокументирован в органах государственной власти.
В дальнейшем Аль-Азхар выступил против призывов правительства объединить процесс подготовки пятничных молитвенных проповедей, подключив к нему Министерство по делам религий и благотворительности. Шейхи были обеспокоены тем, что, по их мнению, такие тексты проповедей не будут пользоваться доверием населения и потеряют творческое начало. Однако в тот раз властям удалось продавить это нововведение, и Аль-Азхар был вынужден отступить. Однако в конце 2018 года возник новый повод для углубления раскола между Аль-Азхаром и законодательной и исполнительной властью Египта. Тогда в парламенте проходил обсуждение законопроект о регулировании фетв в средствах массовой информации.
В соответствии с предлагаемым законодательством, только юристы из Дар аль-Ифта, Министерства по делам религий и благотворительности, Совет старших ученых Аль-Азхара и Исследовательского центра Аль-Азхара смогут давать юридические заключения по вопросам, касающимся шариата. Кроме того, для выдачи фетв по каналам вещания потребуются разрешения соответствующих властей. Аль-Азхар выступает против того, чтобы Министерств по делам религий и благотворительности принимало участие в издании фетв, рассматривая это как посягательство на обязанности шейхов Аль-Азхара.
Несмотря на свою оппозицию законопроекту, многие ожидают, что парламент одобрит его в ближайшие недели. Однако, по мнению одного из членов Комитета по делам религий и благотворительности законопроект о регулировании фетв, является своевременным и необходимым в свете ряда экстремистских фетв, которые в последнее время распространяются через спутниковые телеканалы и другие медиа-платформы, «создавая путаницу и сея раздор в обществе»1. Чиновник имеет в виду фетвы, которые вызвали споры в социальных сетях, подстрекая к мятежу и насилию против христиан. Ранее в этом году спорная фетва ученого Аль-Азхара, объявляющая, что запрещено предлагать закят немусульманам, была быстро отозвана после того, как она вызвала возмущение активистов социальных сетей. Среди других дискриминационных фетв, издаваемых экстремистскими священнослужителями, есть одна, запрещающая мусульманам молиться о милосердии для «неверующих» после их смерти, и другая, запрещающая мусульманским верующим приветствовать христиан во время их праздников.
По словам упомянутого чиновника, эти законопроекты являются ответом на призывы Ас-Сиси реформировать религиозный дискурс и вытекают из необходимости борьбы с экстремизмом. Сопротивление Аль-Азхара предложенным законам не рассматривается представителями светской власти как нечто новое, поскольку, как они утверждают, Аль-Азхар всегда сопротивлялся изменениям и стремился сохранить свою гегемонию над религиозными институтами, как это происходит сейчас по отношению к Дар аль-Ифта. Таким образом, власти отдают себе отчет в том, что Аль-Азхар продолжает играть покровительственную роль по отношению к своим филиалам, оставляя им мало места или свободы для выполнения своих обязанностей, особенно если это означает принятие перемен.
В данном вопросе есть и свои скептики. Они утверждают, что правительство использует исламские институты, такие как Дар аль-Ифта, для получения политических дивидендов. Обзор твиттер-аккаунта Дар аль-Ифта подтверждает их подозрения: мессенджер изобилует твитами, в которых прославляется армия, и в других недобрыми словами поминаются «Братья-мусульмане» (с 2003 года запрещенная в РФ террористическая организация), что не удивительно, в виду их недавнего прихода к власти в лице Мурси, которого свергли верные будущему фельдмаршалу Ас-Сиси военные и поддержавшая их часть населения, хотя другая часть населения поддерживала БМ и Мурси. Из последних примеров богословских решений, шагающих в ногу с государственной политикой можно назвать заявление Верховного муфтия Египта Шауки Алляма (род. 1961), который заявил, что считает недопустимым превращение собора Айя-София в Стамбуле в мечеть. Это заявление было сделано на ТВ, а также продублировано в прессе2.
Все это, по мнению критиков нового законопроекта, есть ни что иное, как тревожные признаки политизации египетских институтов мусульманского права, роль которого заключается в предоставлении мусульманам религиозных наставлений и советов. Кроме этого, реплики более чем 325 000 последователей Дар аль-Ифта в социальных сетях указывают на то, что новое законодательство, которое ставит данный мусульманский правовой орган непосредственно под контроль правительства, может только проложить путь к большему государственному контролю над религиозной жизнью, а Дар аль-Ифта будет служить рупором правительства.