Бразилия ждёт мусульман
|
Бразильские власти намерены привлечь в страну туристов из мусульманских стран и предпринимают для этого соответствующий комплекс мер, сообщает ArabNew.
В частности, власти бразильского штата Сан-Паулу заинтересованы в повышении привлекательности региона для мусульманских туристов.
«Мы разработали туристический путеводитель, рассчитанный на мусульман. В нём, помимо достопримечательностей для туристов, содержится информация о мечетях штата, а также о консульствах мусульманских стран», – информирует координатор штата по туризму Ана Клементе.
В свою очередь генеральный секретарь Международной халяльной академии Али Зугби подчёркивает, что «главной задачей бразильских властей сделать так, чтобы туристы-мусульмане почувствовали себя как дома, следует понимать и учитывать их отличительные особенности»
Следует отметить, что не смотря на то, что Бразилия, является крупнейшим в мире экспортером халяльной говядины, доля туристов из мусульманских государств, приезжающих в эту страну, весьма мала.
Скрытая история ислама в Бразилии
Первые мусульмане появились в Бразилии в XVIII в. Это были рабы из народов хауса и йоруба, привезенные из Западной Африки, которых называли мале от названия города Мали, сердца исламской империи Мандинка, пишет Эйсса Дар.
На восстание мале в 1835 году в штате Баия, которое стало крупнейшим на всем континенте, в значительной степени повлияла исламская мысль. Оно началось в последнее воскресенье священного для мусульман месяца Рамадан, а его причиной послужило принудительное обращение рабов в католицизм. Мухаммад Шариф в своей статье «Восстания рабов-мусульман в Баия, Бразилия, продолжение джихадистских движений XIX века в Западном Судане» (The Islamic Slave Revolts of Bahia, Brazil A Continuity of the 19th Century Jihaad Movements of Western Sudan) заявляет, что восстание, а также миссия по оказанию помощи всем рабам были исламскими по своей природе. Оно основывалось на принципах свободы ислама и ведения справедливой войны против угнетения, джихада. Хотя выступления потерпели поражения, они внесли свой вклад в процессы, которые привели к отмене рабства в регионе.
Гаитянская революция 1791-1803 гг. и восстание в Баия могли послужить источником вдохновения для других рабов. Опасаясь повторения таких инцидентов, власти инициировали массовую кампанию по обращению оставшихся мале в католицизм. Таким образом, количество мусульманского населения в стране сократилось.
В XX в. численность мусульман увеличилась за счет мигрантов, в основном из Ливана и других регионов Ближнего Востока. Они также принесли с собой различные течения ислама. В Бразилии 90% мусульманского населения составляют сунниты, около 10% – шииты. По официальным данным, здесь имеется всего около 35 000 мусульман, хотя некоторые источники показывают, что их численность достигает 1 500 000 человек. Они, как правило, проживают в городах, многие из них являются владельцами бизнеса.
Мусульманское население, в основном, сосредоточено в штатах Сан-Паулу и Парана, а город Сан-Паулу является неофициальной столицей ислама в Бразилии. В 1956 году в Сан-Паулу открылась первая в стране мечеть. По некоторым данным, в 2005 году в стране функционировало около 100 мечетей. Также здесь действуют разные мусульманские организации.
Хотя ислам является самой быстрорастущей религией в мире, в Бразилии особого его роста не заметно. Мале уделяется на удивление мало внимания, и признание их роли невелико. Возможно, это связано с очевидным провалом восстания, однако, если внимательнее присмотреться к его долгосрочным последствиям, 1835 год стал началом конца рабства в Бразилии.
В стране до сих пор можно увидеть пережитки колониальной эпохи. Хотя официально она является светским государством, огромное влияние здесь имеет католическая церковь. Несмотря на относительную терпимость к другим конфессиям, властями не предпринимается никаких усилий для их интеграции в общество. Ислам не включен в статистические отчеты, представляющие религии в Бразилии, а в переписи населения мусульмане указаны как последователи «других религий». Роль ислама в отмене рабства упускается из виду, и желание сохранить Бразилию в рамках ее католических традиций по-прежнему доминирует в бразильской культуре. Нельзя сказать, что голоса мусульман стараются заглушить, не прилагается никаких усилий для выявления сложных деталей мусульманской идентичности, хотя многие последователи ислама являются новообращенными.