Богатое исламское наследие Шри-Ланки (фото)
Богатое исламское наследие Шри-Ланки (фото)
3 года назад 1610 islamosfera.ru

Немногие знают, что от слова «Сарандиб», названия Шри-Ланки на арабском и персидском языках, происходит английское serendipity «интуиция, прозорливость». Интуиция и прозорливость относятся к опыту открытия или создания чего-то интересного или ценного. Шри-Ланка, поистине, земля прозорливости, с богатой историей, разнообразными культурами и потрясающей природой, пишет Хассам Мунир.

На протяжении веков остров был местом отдыха для мореплавателей, пересекающих Индийский океан. Здесь они пополняли запасы, покупали и продавали товары. История ислама в Шри-Ланке является важной главой в этой истории – мусульмане появились здесь всего через несколько десятилетий после смерти Пророка (мир ему) и продолжают формировать культурную ткань этой страны.

Шри-Ланка известна своей корицей. Пряность, которая сегодня широко используется во всем мире, это корица кассия, которая производится, в основном, в Индонезии. На Шри-Ланке же произрастает более изысканный и дорогой сорт, известный как Цейлонская, Настоящая или Благородная корица. Благодаря мусульманским торговцам с острова эта пряность получила распространение в разных регионах Азии и Африки, а также попала в Европу.

Источник: ihistory.co

Торговцы держали в строгом секрете, откуда берут свой товар, но все же им не удалось сделать это в полной мере. Персидский морской капитан Бузург ибн Шахрияр был одним из первых, кто в X в. выяснил, что родиной корицы является Шри-Ланка. А марокканский путешественник Ибн Баттута, который посетил остров в 1344 году, писал, что «все побережье страны покрыто палочками корицы, смытыми [горными] потоками».

Одной из находок, которые говорят об исламском наследии Шри-Ланки, является корабельный колокол. В 1830-х годах корнуоллский миссионер Уильям Коленсо во время своего общения с группой женщин маори в Новой Зеландии заметил, что на «горшке», который эти женщины использовали для варки картофеля, была надпись. Позже выяснилось, что она была на тамильском языке и переводилась как «Корабельный колокол Мухиуддина Бука». Как мы видим, это явно мусульманское имя. Еще интереснее то, что, как показывает используемая форма письма, колоколу может быть около 500 лет.

Эта находка демонстрирует, какие далекие путешествия совершали тамильские мусульманские мореплаватели Шри-Ланки и Тамилнада («страна тамилов» в Индии). На протяжении веков они перевозили товары, людей и идеи, включая послание ислама, через Индийский океан.

Источник: ihistory.co

Аиша Рауф: поборница образования мусульманок Шри-Ланки

Аиша Рауф не родилась на Шри-Ланке, но именно там способствовала доступности образования для мусульманских девочек и проложила путь мусульманкам в политику. Будучи родом из Индии, Рауф прибыла на остров, выйдя замуж за шри-ланкийского бизнесмена в 1943 году. Узнав, что на Шри-Ланке нет мусульманских школ для девочек, она в 1946 году открыла Мусульманский женский колледж в Коломбо. Аиша Рауф лично посещала мусульманские семьи, поощряя их отправлять своих дочерей в школу. Только за первый год ей удалось привлечь 200 учениц. Остальное, как говорится, история – многие мусульманки, которые учились в Мусульманском женском колледже, занимают видные позиции в шри-ланкийском обществе.

В 1949 году Аиша Рауф была избрана в муниципальный совет Коломбо. Она занимала этот пост в течение следующих двенадцати лет, в течение которых два года работала заместителем мэра этого крупнейшего города Шри-Ланки, встречалась с королевой Елизаветой II во время ее визита в страну и выступала за решение жилищных и санитарных проблем. В 1961 году Аиша Рауф вернулась на пост директора Мусульманского женского колледжа, пока не вышла на пенсию в 1970 году. Мусульманская активистка скончалась в Коломбо в январе 1992 года в возрасте 78 лет.

Источник: ihistory.co

Туан Бурхануддин Джая: герой, объединивший нацию

Туан Бурхануддин Джая является одним из национальных героев Шри-Ланки. Он родился в 1890 году в семье мусульман-малайцев. С детства выделяясь своим стремлением к знаниям, он стал учителем. Будучи преподавателем, мужчина продолжил свою академическую деятельность и получил степень в области классических исследований в Лондонском университете. Затем он поступил в юридический колледж, чтобы стать адвокатом. Когда ему предложили должность директора в колледже Захира, исламском учебном заведении, расположенном в Коломбо, Туан Бурхануддин Джая согласился. В течение следующих 27 лет он развивал и расширял школу, пока она не стала одной из самых известных в стране. В частности, Захира получила признание за свою роль в наведении мостов между различными общинами Шри-Ланки. Туан Бурхануддин Джая всегда был близок к своим ученикам. 5 апреля 1942 года, когда японские войска начали бомбить Коломбо, он пришел на свадьбу одного из своих студентов, чтобы поддержать молодоженов.

Джая также был не чужд политике и занимал ряд высоких должностей. В 1944 году он произнес знаменитую речь, заявив, что мусульмане Шри-Ланки поддерживают движение за независимость, и Британская империя не может рассчитывать, что ей удастся управлять шри-ланкийцами, используя религиозные или этнические разногласия. После обретения независимости в 1948 году он стал первым мусульманским министром страны. После Туан Бурхануддин Джая стал первым Верховным комиссаром Шри-Ланки в Пакистане. Эту должность он занимал в течение девяти лет. Ему удалось заслужить уважение и любовь в Пакистане, заложив прочные связи между двумя странами. Умер Туан Бурхануддин Джая в 1960 году в Медине, где пытался создать службы, ориентированные на шри-ланкийских паломников. Национальный герой Шри-Ланки был похоронен недалеко от мечети Пророка (мир ему) на знаменитом кладбище Джаннат аль-Баки.

Источник: ihistory.co

Чем вдохновлен цвет Красной мечети Шри-Ланки?

Если вы спросите у местных жителей, как найти мечеть Джами Уль Альфар, то встретите, скорее всего, недоумение. Но если вы зададите вопрос о Красной мечети (Ратху Паллия), то вас сразу же поймут, пишет Шахима Фахим.

Хотя официальное название храма звучит как Джами Уль Альфар, многие ее знают именно как Красную мечеть. Ее яркие цвета и неоклассический фасад кажутся почти бунтарскими по сравнению с другими бело-зелеными мусульманскими храмами Шри-Ланки. Однако, поскольку мечеть можно видеть издалека, она исторически служила надежным ориентиром для судов и моряков, подходивших к порту Коломбо на протяжении более ста лет.

«В 1900-х годах, когда Шри-Ланка находилась под британским колониальным правлением, сюда регулярно наведывались торговцы-мусульмане из Южной Индии, многие из них, в конечном итоге основали здесь бизнес и осели в Коломбо. В связи с этим возникла необходимость в месте для совершения обязательных пятикратных намазов, и поэтому, купив участок земли, мусульмане зарегистрировали свой благотворительный фонд и наняли архитектора Х. Л. Сайбо Леббе. Таким образом, был создан проект мечети, а сама она была построена за год и открыта в 1909 году», – объясняет Рузни Маулави, координатор и гид мечети.

Источник: Getty Images

Рассказывают, что нетрадиционная яркая цветовая гамма Джами Уль Альфар была вдохновлена зернами граната, а пять ее куполов тоже были спроектированы по форме этого плода. Каждый кирпич был тщательно расписан вручную узорами из полос, клеток, зубцов и спиралей, которые не повторяются.

Сначала это было двухэтажное сооружение, способное вместить всего 1000 верующих, но так число прихожан увеличивалось, оно было расширено и теперь в нем могут молиться около 12 000 верующих одновременно. При этом,  во время пятничного и праздничных намазов даже этого оказывается недостаточным, и многие молятся прямо на улице. До пандемии в мечеть ежедневно приходило в среднем от 4000-5000 верующих и ещё около 400-500 туристов.

«Наша мечеть единственная в Коломбо, двери которой открыты для туристов. Из пяти входов в мечеть три предназначены для мужчин, один – для женщин, и последний – для туристов и других посетителей. Мы приветствуем людей всех вероисповеданий, поэтому немусульмане часто посещают нашу мечеть. Они говорят, что, просто находясь здесь, чувствуют умиротворение и спокойствие», – поведал Рузни.

Источник: EPA-EFE

Даже после нападений в Пасхальное воскресенье 2019 года, когда в результате серии взрывов, устроенных смертниками, в Коломбо и его окрестностях погибло более 250 человек, мечеть работала в обычном режиме, за исключением ее туристической части.

В 2020 году пандемия внесла свои коррективы. Мечеть, как и прилегающий к ней рынок Петта были закрыты. «Впервые за 112-летнюю историю мечети наши двери пришлось закрыть для верующих. Сначала храм оставался открытым, но посетители обязаны были соблюдать правила, установленные органами здравоохранения, но по мере того, как ситуация становилась все более серьезной, пришлось принять более строгие меры», – говорит Рузни. Все же он надеется, что с отменой ограничений жизнь вернется в прежнее русло.

Красная мечеть, прежде всего, остается местом поклонения мусульман. Но, помимо этого, она также представляет собой уникальный памятник дизайна, который объединяет множество этнических и социальных групп региона, внося свой вклад в создание уникальной идентичности Шри-Ланки.

Источник: Alamy Stock Photo

Источник: Alamy Stock Photo

Источник: Alamy Stock Photo

0 комментариев
Архив