Блокчейн, искусственное мясо и «смерть» смартфонов: что будет с технологиями через 10 лет
Блокчейн, искусственное мясо и «смерть» смартфонов: что будет с технологиями через 10 лет
6 лет назад 1747 hightech.fm Дарья Черепанова

Технологии развиваются с невероятной скоростью, и нарисовать картину мира через 5–10 лет очень сложно. Кардинальные изменения коснутся практически всех сфер жизни. Блокчейн ворвется в облачный гейминг, образование немыслимо без Big Data и искусственного интеллекта. Фуд-сфера повернет в область персонализации еды и создания функциональных смесей. А фронтенд и вовсе окажется на грани вымирания. «Хайтек» выяснил у экспертов из области фудтеха, гейминга и организации квестов, интернет-образования, логистики, программирования и веб-разработки, какой они видят свою индустрию в будущем   


Егор Гурьев
СЕО Playkey

Сфера облачного гейминга и интернет-среда развиваются настолько стремительно, что глобальные изменения происходят даже в течение недели или месяца. Заглядывать на 10 лет вперед с какой-либо уверенностью — очень оптимистично, но не всегда целесообразно.

В будущем будет полный переход на P2P-модель. У пользователей появится возможность арендовать мощности ПК других игроков наравне с обычными GPU-серверами. Сейчас на них можно играть требовательные к техническим характеристикам компьютерные игры даже с самого слабого ноутбука.

Пользователи уже давно не нуждаются в полном боевом комплекте или дорогостоящем апгрейде железа, чтобы получить удовольствие от современных игр. У P2P-гейминга огромный потенциал для развития VR-индустрии. Поскольку требуется еще более дорогостоящее «железо», а P2P-модель оптимизирует и эти траты. Если говорить о более близком будущем, то можно будет оплачивать игры утилитарными токенами

Инновации — уже используются в быту, да и технология блокчейн в целом напрямую связана с дальнейшим развитием облачного гейминга. Огромное преимущество блокчейна — в прозрачности всех операций, поэтому это практически идеальная система для взаимодействия между условно «майнерами» и геймерами.

Она гарантирует, что при соблюдении всех услових взаимодействия двух сторон «майнер» получит вознаграждение после использования мощностей его ПК другим пользователем.

Ключевые тренды в будущем индустрии: децентрализация, блокчейн, P2P-модели, а в дальнейшем и искусственный интеллект, и big data — те направления, в которых будет развиваться мир и облачный гейминг.


Максим Коротков
операционный директор Grow Food 

Процесс питания людей и его организация через 10 лет существенно не изменятся. Фуд-сфера трансформируется очень медленно. Несмотря на появляющиеся технологии и новшества, люди не так быстро меняют свои пищевые привычки.

Доли и сегменты на рынке сохранятся, но их соотношения будут перераспределены. Магазины и рынки останутся, но лидирующие позиции в индустрии питания займет все же не ресторанная сфера, а сервисы доставки еды. Однозначно во все фудсервисы будут интегрированы технологии вариативности (выбрать то, что нравится, собрав блюдо самому — «Хайтек») блюд — так потребитель персонализирует свою продуктовую корзину.

На данный момент уже используются технологии ИИ и big data, которые предсказывают, что закажет пользователь, и что необходимо приготовить. Следующий шаг — автоматизация производства на 60% и более процентов и переход на эффективное производство с максимально стабильными параметрами и стабильной эффективностью. А затем процесс заказа и доставки автоматизируется в логистике


Алексей Грошев
CEO и основатель городских квестов City Stories 

Технологии, которые повлияют на рынок квестов в ближайшие годы, уже известны — это AR/VR. Остается место для применения аудио- и видеоэффектов, различных элементов геймификации и социальной составляющей.

Рынок AR/VR достигнет $150 млрд, $120 млрд из них — это будет AR. При этом сфера развлечений представляет большой потенциал для таких технологий. VR отлично подойдет для квестов в помещении, а AR — для городских.

Сейчас уже постепенно появляются подобные квесты (кстати, можно сказать, что Pokemon Go был их предвестником). Эти квесты привязывают AR к геолокации. Мы в City Stories также внедряем эту технологию, но привязываем AR не к геолокации, а к конкретному объекту на каждой локации. Так как у GPS зачастую существуют погрешности.

В будущем, чтобы подбирать не только квесты, но и составлять квест под конкретного человека, исходя из его интересов, впечатлений и опыта прохождения предыдущих квестов, мы безусловно воспользуемся ИИ и Big Data.


Ирина Эддайра
директор EF Education First Russia, «Образование за рубежом» 

Процесс изучения иностранного языка невозможен без приложений-словарей, онлайн-тестов и игровых механик. Все разработки — в сфере VR и AR. В ближайшие годы эти технологии активно интегрируются в образование.

Образование активно адаптируется под требования времени, развиваясь по трем направлениям. Первое — персонализация программ под конкретного студента с учетом уровня знаний, опыта и интересов. Второе — использование онлайн-платформ и мобильных устройств в образовании: игр, словарей, учебников, подкастов. Третье — уход от классической схемы обучения «от преподавателя к студенту».

Цель каждого занятия — обмен идеями, опытом, лайфхаками, и этот обмен происходит уже в двустороннем режиме, а если речь идет о групповых занятиях, то студенты многому учатся друг у друга.

Big Data и AI — два очень популярных направления развития технологий. 
Конечно, автоматизация во многом облегчают получение знаний, но весь процесс обучения сделать таковым просто невозможно. Его необходимо совмещать с опытом работы в группе, живым общением с преподавателями, получением обратной связи, эмоциональной отдачей. Ведь обучение — это не только про знания, но и про soft skills: умение слышать собеседника и лидерство


Елизавета Яновская
исполнительный директор CSSSR 

Про будущее программирования и фронтенда загадывать сложно, особенно в перспективе на 10 лет. Есть опасения, что фронтенд, как и весь веб, — вообще умрет. Что, если весь интернет будет в смартфоне, — например, в виде одного приложения, которое покроет все потребности пользователя?

Cмартфоны окажутся под угрозой вымирания, если весь интернет с его интерфейсом перейдет в AR. Восприятие информации будет происходить через носимые гаджеты и аксессуары, и мы перейдем к концепции «The Best Interface is No Interface».

Если интернет, в привычном его понимании, все-таки продолжит свое развитие, то он уйдет в сторону децентрализации и blockchain-протоколов.

В этом случае однозначно автоматизируется труд верстальщиков. Уже есть сервисы для конвертации дизайна в код: модифицируемые шаблоны в Tilda или экспорт макетов из Figma. Верстка пойдет по пути еще большей автоматизации, а профессия верстальщика умрет в принципе (хотя останется как навык и будет нужна фронтенд-разработчикам будущего)

Важное «но»: такая автоматизация никогда не подойдет для крупного бизнеса, которому важна предсказуемость. Им важно, чтобы все сервисы или программисты были заменяемые, а языки программирования были популярными. Крупные проекты нуждаются в долгой поддержке, даже в отдаленной перспективе сделать это силами очень продвинутого сервиса или AI вряд ли возможно.


Андрей Лямин
директор по развитию логистической платформы Shiptor.ru 

Складская автоматизация — технология, которая захватила рынок логистики в Европе и США. Рабочая сила на Западе стоит дорого, а автоматизированные склады позволили существенно снизить затраты на оплату труда и сократили количество ошибок. Конечно, в России с роботизацией логистики сложнее, но прогресс не стоит на месте.

Помимо складской автоматизации, процесс логистики теперь более комфортный для пользователя. Все онлайн и офлайн процессы происходят на одной платформе: от забора поставок до работы с возвратами.

Технология работы с Big Data — ни для кого не новость, но уровень диджитализации логистики в России остается низким. Некоторые компании либо технически не могут обработать большие объемы данных, либо накапливают их и не используют. В ближайшие 3–5 лет ситуация изменится. Логистические компании учтут предпочтения пользователей, проанализируют данные по скорости доставки и качеству, не только через Big Data, но и с помощью AI.

Если говорить о нынешней трансформации российского рынка логистики и e-commerce, то сейчас активно развивается C2C-рынок — площадки, где люди продают друг другу товары и услуги. За 2017 год на рынке C2C совершено около 90 млн сделок. Объем рынка уже превысил 290 млрд рублей. Бурное развитие C2C провоцирует крупных ритейлеров открывать собственные маркетплейсы. Так, например, поступил МВидео, открыв Goods, а Сбербанк и Яндекс сделали Беру.ру. 
В конце концов, средние игроки либо уйдут с рынка, либо сольются с более сильными


Михаил Перегудов
основатель Партии Еды 

В производстве продуктов питания мы создадим искусственное мясо, и в ближайшие 10 лет оно войдет в широкий обиход. Если мы научимся производству качественного и вкусного мяса, не убивая при этом миллионы животных, — это будет очень круто. Еще появится функциональная еда — люди будут еще меньше готовить и чаще есть не просто готовую еду, а какие-то смеси, обогащенные необходимым количеством минералов и витаминов. Эта отрасль уже существует и растет, но сейчас это выглядит очень жестко. Со временем ее развитие будет более гармоничным.

Думаю, что еда будет персонализироваться. Появятся сервисы для заказа доставки всего и сразу: еды из ресторана, наборов для приготовления блюд, продуктов питания и тд. При этом, компании соберут еще больше данных о своих клиентах и предложат им индивидуальные наборы в зависимости от их предпочтений, заболеваний или тренировочного режима. 

Доставка товаров и услуг перейдет в интернет, в том числе, по подписке. Торговые сети будут развиваться вертикально, открывая свое производство. Уже сейчас многие крупные торговые ритейл-сети создают собственные производственные мощности.


Василий Мазанюк
CEO и основатель web-студии MWP Tech 

Разработка и программирование — индустрия будущего. Уже сегодня открывается огромный потенциал для развития. Основные направления для разработки — повсеместное использование технологий распознавания лица, в том числе в целях безопасности и сбора статистики. А еще использование AR в рекламной индустрии: «оживление» объектов рекламы, использование технологии для включения дополнительной месседжей в рекламу

С развитием носимой электроники появится потребность в еще большем количестве приложений, программ и «фичей» для них. В ближайшем будущем рост рынка носимой электроники, как считают аналитики Canalys, ожидается от $35 млн в 2018 году до $50 млн в 2021 году. Данные устройства заменят многие традиционные вещи — ключи от квартиры, машины, банковские карты. Носимые устройство найдут применение в здравоохранении. Уже в настоящее время некоторые часы оснащены функцией отслеживания пульса и автоматического вызова скорой помощи в экстренном случае. В будущем функционал этих устройств расширится — например, за счет добавления глюкометра и средств отслеживания диабета.

Что касается web-разработки и разработки приложений, их уже давно пытаются автоматизировать — существует множество конструкторов сайтов, шаблонов. Да, без знания кода вы сделаете лишь простой, базовый сайт или app. Для реализации более сложных вещей, потребуется программист. Думаю, что разработчикам в дальнейшем на помощь придет AI, но не раньше, чем через 3–5 лет.

0 комментариев
Архив