По информации американского университета, в настоящий момент 151 зарубежная компания сокращает бизнес в России, 175 фирм пытаются «выиграть время», а еще 230 — медлят. Среди последних особенно много китайских компаний.
Многие представители бизнеса объяснили продолжение работы в России ответственностью перед акционерами или сотрудниками юридическими, местными франчайзи или партнерами. Другие утверждают, что предоставляют предметы первой необходимости: продукты, сельскохозяйственное оборудование или лекарства.
При этом часть международных компаний, которые прекратили поставки, неофициально проникают на рынок через третьи страны, как Coca-Cola и Apple, отмечает АР.
Глава базы данных Йельского университета Джеффри Зонненфельд заявил, что уход фирм с российского рынка был единственным правильным решением с точки зрения бизнеса. Он объяснил это тем, что акции компаний, прекративших работу в стране, выросли в цене.
Как ранее сообщала американская газета The Washington Post, большинство иностранных компаний, заявлявших о приостановлении или прекращении деятельности в России, остались и продолжили работу. Часть организаций не смогли продать российские активы, поскольку не смогли найти покупателей или пытаются снизить стоимость ухода из России.
Шесть процентов частично приостановили работу (например, фармкомпании, которые поставляют лишь необходимые лекарства), четыре процента отказались от инвестиций, один процент компаний национализировали, а оставшийся один процент возобновил работу.
То, что не все фирмы, заявлявшие о прекращении работы в России, смогли покинуть рынок, объясняют рядом ограничений для компаний из «недружественных» стран — они должны получать разрешение правительственной комиссии на продажу активов. Также от них требуют дисконт в 50 процентов и на выбор рассрочку платежа за активы на один-два года или перечисление в бюджет десятой части от суммы сделки.
Евросоюз назвал сумму заблокированных активов российского ЦБ
Европейский союз (ЕС) заблокировал активы российского Центробанка (ЦБ) на сумму более 200 миллиардов евро (215 миллиардов долларов) с начала боевых действий на Украине, пишет Bloomberg. Эти данные агентству подтвердил официальный представитель Еврокомиссии (ЕК) Кристиан Виганд.
Страны ЕС назвали сумму замороженных активов после того, как обязали банки раскрывать информацию о размещенных в них средствах Банка России. Новые требования к кредитным организациям были введены в рамках десятого пакета санкций и действуют с 12 мая.
«ЕС обязуется сделать так, чтобы Россия заплатила за ущерб, причиненный Украине», — подчеркнул Виганд. Сейчас блок изучает способы использования замороженных российских активов в этих целях, продолжил он. Ожидается, что представители европейских стран поднимут этот вопрос на следующей встрече в июне.
Кроме того, в октябре 2022 года сообщалось, что ЕК также рассматривает возможность конфискации частных активов россиян, попавших в санкционные списки. Сейчас их можно только замораживать. Чтобы создать правовую базу для более радикальных мер, ЕС может включить нарушение санкций в список преступлений, допускающих изъятие собственности. Как уточняет Bloomberg, более чем за 14 месяцев блок заморозил активы российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, на 24,1 миллиарда евро.
Ранее МИД Великобритании заявил, что российские государственные активы в стране останутся замороженными до тех пор, пока Москва не даст согласия на возмещение ущерба, причиненного Украине. Аналогичное заявление сделало объединение G7. Из-за западных санкций Россия лишилась доступа к половине своих золотовалютных резервов — около 300 миллиардов долларов (общий объем активов равен 640 миллиардам).
Саудовская Аравия увеличила поставки дизеля в Европу вместе с импортом из России
В апреле Саудовская Аравия импортировала из России 174 тысячи баррелей дизеля и газойля, в мае королевство нарастило закупки, свидетельствуют данные аналитической компании Kpler. Вместе с тем Эр-Рияд увеличил поставки топлива в Европу и стал крупнейшим экспортером в регион, сообщает Bloomberg.
В прошлом году королевство закупало в других странах в среднем 31,5 тысячи баррелей дизтоплива в день, рассказал управляющий директор по Ближнему Востоку консалтинговой фирмы FGE Иман Нассери. В то время как в текущем году показатель может вырасти почти в пять раз, до 150 тысяч баррелей в сутки.
Агентство подчеркивает, что Саудовская Аравия отправляет за рубеж свои нефтепродукты, поскольку санкции запрещают реэкспорт российского топлива. Один из источников издания отмечает, что причиной роста импорта из России стало повышенное производство на нефтеперерабатывающих заводах.
Bloomberg также указывает, что Европейскому союзу удается успешно заменить поставки дизельного топлива из России, которая была главным поставщиком для блока до введения в феврале запрета на морской импорт. Не исключено, что общий объем по итогам мая вырастет до четырехмесячного максимума примерно в 1,25 миллиона баррелей в день.
В апреле Россия поставила рекорд по экспорту нефти и топлива с начала боевых действий на Украине, указало ранее в отчете Международное энергетическое агентство. Поставки нефти и нефтепродуктов за рубеж в прошлом месяце выросли на 50 тысяч баррелей в сутки, до 8,3 миллиона баррелей в сутки. Аналитики агентства отметили, что Москва не выполнила объявленное в феврале сокращение поставок на 500 тысяч баррелей в сутки в полном объеме.
Китай предпочтет газ из Туркмении российскому
Китай может ускорить строительство центральноазиатского трубопровода для поставок газа из Туркмении, затягивая реализацию российского проекта «Сила Сибири-2». Об этом со ссылкой на собственные источники в нефтяном ведомстве КНР сообщает Reuters.
Пекин стремится укрепить связи с Центральной Азией в рамках своей инициативы «Один пояс — один путь» и предпочтет отдать приоритет новому газопроводу «Линия D», несмотря на то, что на данный момент Китай платит за туркменский газ примерно на 30 процентов больше, чем за российский. Выступая на прошлой неделе на саммите лидеров Центральной Азии, лидер КНР Си Цзиньпин призвал стороны ускорить прокладку этого газопровода, который станет четвертой веткой из Туркмении в Китай.
Проект «Линия D» ранее был приостановлен из-за технических сложностей при строительстве и переговоров о ценах. В 2014 году реализация проекта оценивалась в 6,7 миллиарда долларов, ожидаемая пропускная мощность — в 30 миллиардов кубометров газа в год. Консалтинговые компании SIA Energy и Rystad Energy прогнозируют, что туркменский газ по «Линии D» может начать поступать в Китай примерно в 2028 году, в то время как «Сила Сибири-2», рассчитанная на 50 миллиардов кубометров газа в год, может начать работать в начале 2030-х годов.
«Центральноазиатские трубопроводы считаются ключевой инвестицией в энергетическое и геополитическое пространство Китая. Это канал поставок со стратегической ценностью, которая превосходит коммерческие интересы», — сказал агентству чиновник, знакомый с глобальной стратегией Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC). Строительство трубопроводов являются важной целью Пекина, чтобы оградить страну от нестабильного рынка сжиженного природного газа (СПГ), перевозимого танкерами.
Представители отрасли считают, что Китай может в итоге заключить обе сделки, чтоб удовлетворить свои долгосрочные потребности в газе, но на данном этапе приоритет отдается Туркмении, а не России. В совокупности многолетние контракты на поставку газа по обоим трубопроводам обеспечили бы 20 процентов текущего спроса Китая.
В 2022 году Китай импортировал 35 миллиардов кубометров газа на сумму около 10,3 миллиарда долларов по трем действующим трубопроводам из Туркмении. При этом из России по одному трубопроводу было поставлено 16 миллиардов кубометров на сумму около 4 миллиардов долларов.
Ранее газета Financial Times сообщила, что Китай умышленно затягивает переговоры по строительству газопровода «Сила Сибири-2» из России, чтобы добиться более выгодных условий контракта на поставки газа. Издание отмечает, что переговоры по проекту ведутся более десяти лет, но соглашения до сих пор не подписаны. В ходе недавнего визита в КНР премьер-министру России Михаилу Мишустину также не удалось подписать документ, в котором Пекин взял бы на себя четкие обязательства относительно этого газопровода.