Американцы уходят, афганский наркотрафик остается
|
В июле 2000 года лидер талибов* мулла Омар объявил опиум продуктом, противоречащим Исламу, приказав уничтожить посевы опийного мака. После оккупации Афганистана при негласной поддержке американцев на губернаторские посты вернулись наркобароны, и в 2002 году Афганистан производил столько же опия-сырца, как и до запрета.
Мировую общественность все больше волнует вопрос: что будет с афганским наркотрафиком после вывода американских войск из Афганистана, намеченного на сентябрь этого года? Не стоит забывать, что за 20 лет американского присутствия Афганистан превратился в главного производителя героина в мире. От 20 до 30% афганского ВВП связано с производством, обработкой, транспортировкой и продажей опиатов, в этой отрасли занято до 75% взрослого населения Афганистана. Для сравнения, лишь 6% колумбийского ВВП были связаны с производством кокаина на пике деятельности кокаиновых картелей в начале этого века.
По мнению французского политолога Жан-Пьера Филиу, вернувшиеся к власти талибы сохранят наркоиндустрию в качестве основного источника доходов. Они не будут повторять «смелый» эксперимент муллы Омара, который ввел в 2000 году запрет на выращивание опийного мака. Запрет продлился чуть более года, но после того, как в 2001 году американцы начали антитеррористическую операцию «Несокрушимая свобода» и свергли правительство талибов, в Афганистане стремительно возобновился рост производства опиатов.
Обозреватели напоминают, что в июле 2000 года лидер талибов мулла Омар объявил опиум продуктом, противоречащим Исламу, и приказал уничтожить посевы опийного мака. В результате произошло беспрецедентное падение мировой торговли героином — главным опиоидным наркотиком. Это привело к массовому разорению афганских крестьян, которые отказали талибам в поддержке, когда США в 2001 году начали операцию «Несокрушимая свобода».
После оккупации Афганистана при негласной поддержке американцев на губернаторские посты вновь вернулись наркобароны, лишь формально присягнувшие новому президенту Хамиду Карзаю. Уже в 2002 году Афганистан производил 3400 тонн опия-сырца — столько же, как и до запрета в двухтысячном году. Объявленная союзниками по НАТО кампания по искоренению опиума осталась без результата. Уже в 2006 году Управление ООН по наркотикам и преступности констатировало, что Афганистан фактически превратился в «наркогосударство», а в 2007 году в стране производилось 8200 тонн опия-сырца, из которого вырабатывалось около 90% мирового героина.
Примечательно, что производимый в Афганистане героин направляется в основном в Европу, в то время как в Америку он поступает преимущественно через Мексику. Именно потому, что афганский героин представлял меньшую опасность для США, борьба с афганским наркотрафиком была практически остановлена при администрации Барака Обамы. В то же время талибы отказались от борьбы с опиумным маком и начали поощрять его производство, а также собирать налоги с крестьян.
По оценке ООН, крестьяне получают лишь 10-15% от конечной стоимости продукта, 5% составляют налоги, получаемые полевыми командирами, в то время как 80% остается в руках наркоторговцев, которые делят прибыль с губернаторами и правящими структурами. В 2017 году Афганистан установил своеобразный мировой рекорд, в стране было произведено свыше 9 тысяч тонн опия-сырца.
Сменивший Хамида Карзая на посту президента Ашраф Гани признал, что опиумную проблему решить невозможно. Именно в этот момент президент США Дональд Трамп неожиданно решил начать операцию «Железная буря» с целью уничтожению сотен нарколабораторий, принадлежащих талибам, используя бомбардировщики В-52 и дроны «Раптор». Эта чрезвычайно дорогостоящая операция была приостановлена год спустя ввиду своей малой эффективности, американцы не смогли разрушить инфраструктуру талибов по производству героина. Так называемые «нарколаборатории», отмечают специалисты, это достаточно примитивные кустарные «кухни», которые монтируются за пару дней и легко восстанавливаются после налета.
Уже в 2018 году начались мирные переговоры в Дохе при участии талибов, в результате которых было достигнуто историческое соглашение о выводе американских войск из Афганистана.
Тем временем производство опиума в стране продолжает расти. По данным ООН, в 2018 году объем производимого опия-сырца вдвое превышал показатели 2001 года, когда американцы пришли в Афганистан. Талибы полностью сменили тактику и от запрета на выращивание мака приступили к расширению посевов, которые превысили в 2018 году площадь в 193 тысячи гектаров. Согласно американским данным, наркобизнес составляет 65% финансирования движения «Талибан»*. Изменилась и география производства: если раньше опиум-сырец переправлялся в соседние страны, где перерабатывался в морфий и героин, то теперь лаборатории сосредоточены в самом Афганистане, прежде всего в южной провинции Гильменд — основной базе талибов.
ООН отмечает, что талибы контролируют все звенья наркобизнеса — от производства до переработки и сбыта. Они взимают налог в 10% с производителей и гарантируют надежность поставок за пределы Афганистана. Именно за счет наркоторговли талибы выплачивают жалованье бойцам, покупают оружие и боеприпасы, добиваются военных побед. По мнению специалистов, в Афганистане за последние 20 лет сформировалась устойчивая «наркоэкономика», в которой занято свыше двух миллионов человек и генерируются миллиарды долларов — свыше трети национального ВВП.
Главное направление афганского наркотрафика — Европа, именно на «старом континенте» происходит основное потребление афганского героина. Спецслужбы отмечают два основных маршрута — через Иран (30% наркотрафика) и Центральную Азию (40%). Из Ирана наркотики идут через Закавказье, Россию и Украину в Европу. «Северный путь» пролегает через Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Казахстан и Киргизстан также являются важными каналами наркотрафика. Во всех этих республиках наркотрафиканты создали прочные коррупционные связи.
Через Россию и Украину наркотики поступают на европейские рынки. Первоначально сильнейший импульс наркотрафику дал развал СССР, после вывода советских войск границы с Афганистаном остались практически открытыми. Россия пытается сдержать вал наркотиков и дислоцировала на таджикско-афганской границе 201-ю мотострелковую дивизию, которая подчиняется непосредственно Москве. Однако этого явно недостаточно.
Еще один маршрут ведет через Иран, Каспийское море, Азербайджан и Грузию к черноморским портам. Конечная цель все та же — Европа. Часть наркотиков направляется на рынки Африки и Ближнего Востока. В свою очередь, Юго-Восточная Азия потребляет наркотики, поступающие из Бирмы (Мьянмы).
По прогнозу Брукингского института (Brookings Institution), после вывода войск НАТО производство наркотиков в Афганистане будет только расширяться. Ни одна из сторон афганского конфликта не откажется от столь важного источника финансирования. Ни афганское правительство, ни движение «Талибан» не захотят и не смогут начать политику по ограничению наркобизнеса. В свою очередь, это приведет к эскалации гражданской войны, несмотря на вывод американских войск и достижение мирных соглашений в Дохе. Пока что, считают аналитики, нет реальных возможностей изменить характер основанной на наркобизнесе экономики Афганистана.
______________________________________
* запрещенная в Казахстане террористическая организация, — прим. islam.kz