Аль-Азхар поясняет, откуда взялись никаб и паранджа
|
Германское издание ARD обратилось к генеральному секретарю Совета по фетвам (религиозных указов) Университета аль-Азхар в Каире, шейху Халеду Омрану за разъяснениями о ношении женщинами паранджи, никаба и других видов традиционной одежды и головных уборов. Аль-Азхар — один из старейших университетов в мире и основной центр традиционного суннитского образования. Экспертные заключения его Совета по фетвам признаются всеми мусульманами-суннитами.
ARD: Закреплено ли нормами шариата, что женщины должны носить одежду или головные уборы, закрывающие лицо, — как утверждают некоторые мусульманки в Германии?
Шейх Халед Омран: Я уважаю специфику этой темы применительно к Германии, но в своих ответах постараюсь прояснить точку зрения, которой придерживаются в этом вопросе эксперты по шариату и мусульманскому праву. А именно: вопросы одежды и внешнего вида в значительной степени носят частный характер и тесно связаны с нравами и обычаями. То есть, в данном случае мы должны уважать особенности каждого общества и его обычаи, касающиеся одежды.
Пророку Мухаммеду приписывают следующую фразу: «Ешь, что тебе угодно, и носи, что тебе угодно, но не будь при этом расточительным и кичливым». Что касается вопроса одежды, то Коран и Сунна (мусульманское священное предание о жизни пророка Мухаммеда, дополняющее Коран, — Ред.) содержат указания по этому поводу — в особенности, для женщин. Согласно им, одежда не должна подчеркивать фигуру, быть открытой и тесно прилегать к телу. Это три критерия. К ним добавляется еще и то, что одежда не должна закрывать руки и лицо.
— Значит, никаких предметов одежды, закрывающих лицо? Никакой паранджи?
— Что касается никаба — головного убора, полностью закрывающего лицо, оставляя лишь прорезь для глаз, — то ни Коран, ни Сунна не предписывают его ношение и не обязывают женщин-мусульманок надевать его. Поэтому наша позиция: никаб — это традиция, ставшая своего рода нормой и происходящая из обычаев некоторых стран, но о ней ничего не говорится в основных положениях мусульманского права!
— Значит ли это, что женщин, которые носят закрывающую лицо одежду или головной убор, ничего к этому не обязывает?
— Женщины должны были закрывать лицо только в одном единственном случае — это касалось жен пророка Мухаммеда. Но это правило не распространяется на всех женщин-мусульманок. Это был особенный случай, применимый лишь к женам пророка.
— Можно ли тогда сказать, что мусульманка, которая носит никаб, нарушает нормы ислама?
— Если женщина выросла в обществе, где ношение никаба считается традицией, тогда у нее — с точки зрения религии — есть свобода выбора: носить никаб или нет. Но если женщина решает носить его, то она не должна рассматривать это как религиозный акт.
— Откуда же тогда появилось мнение, что закрывающая лицо одежда соответствует нормам, которые предписывает ислам?
— Все, что нам удалось выяснить в рамках анализа учений на предмет закрывающей лицо одежды, — это то, что такая одежда является традицией. В вопросе никаба мнения ученых расходятся, если речь идет о безопасности и защите женщины. Некоторые исследователи считают, что никаб предоставляет женщине защиту, а другие говорят: «Нет, это атрибут религиозных фанатиков!» Некоторые ученые даже полагают, что никаб — это более позднее изобретение, о котором нет ни слова в религиозных учениях, и поэтому ни мужчинам, ни женщинам не разрешено носить одежду, закрывающую лицо.