|
Афганистан ищет новые торговые маршруты, поскольку отношения с Пакистаном ухудшаются
|
Афганистан стремится диверсифицировать своих торговых партнёров после того, как смертельный пограничный столкновение с Пакистаном в прошлом месяце привёл отношения к худшему уровню за последние годы, затронув людей по обе стороны фронтира.
Южноазиатские соседи находятся в всё более ожесточённом споре с тех пор, как Талибан захватил Кабул в 2021 году, при этом Исламабад обвиняет Афганистан в укрытии боевиков, стоящих за трансграничными атаками — обвинения, которые правительство Талибана отрицает.
Абдул Гани Барадар, заместитель премьер-министра Афганистана по экономическим вопросам, на прошлой неделе призвал торговцев «перенаправить свою торговлю на другие альтернативные маршруты вместо Пакистана».
Пакистан является ведущим торговым партнёром Афганистана без выхода к морю, поставляя рис, фармацевтические препараты и сырьё, при этом получая 45 процентов афганского экспорта в 2024 году, согласно данным Всемирного банка.
Более 70 процентов этого экспорта, стоимостью 1,4 миллиарда долларов, составляют скоропортящиеся сельскохозяйственные товары, такие как инжир, фисташки, виноград и гранаты.
Десятки афганских грузовиков оказались в ловушке с гниющими продуктами, когда граница была закрыта 12 октября из-за смертоносного трансграничного огня, за которым последовало хрупкое перемирие.
Потери превысили 100 миллионов долларов с обеих сторон, а до 25 000 пограничных работников пострадали, согласно данным Пакистанско-Афганистанской совместной торгово-промышленной палаты (PAJCCI), которая стремится продвигать двустороннюю торговлю.
Барадар предупредил торговцев, что Кабул не вмешается, если они продолжат полагаться на Пакистан.
Опасаясь дальнейших потрясения, правительство Талибана теперь застраховывает свои ставки с Ираном, Центральной Азией — и за его пределами.
Гранаты в Россию
Торговля с Ираном и Туркменистаном выросла на 60–70 процентов с середины октября, сообщил Мохаммад Юсуф Амин, глава Торговой палаты в Герате, на западе Афганистана.
Кабул также впервые отправил в Россию яблоки и гранаты в прошлом месяце.
Россия — единственная страна, официально признавшая администрацию Талибана.
Taliban leaders crave wider recognition and foreign investment, but sanctions on senior figures have made investors wary.
The vast market in India is a prime attraction. On Sunday, state-owned Ariana Afghan Airlines cut freight rates to the country of 1.4 billion people.
Two days later, Kabul sent its commerce and industry minister to New Delhi.
"Afghanistan has too many fruits and vegetables it cannot store because there are no refrigerated warehouses," said Torek Farhadi, an economic analyst and former IMF adviser.
"Exporting is the only way," he told AFP. And quickly, before the products spoil.
Kabul touts Iran's Chabahar port as an alternative to Pakistan's southern harbours, but Farhadi noted it is farther, costlier and hampered by US sanctions on Tehran.
«В отчаянии»
"It's better for both countries to end this trade war... They need each other," Farhadi said.
Afghanistan relies on Pakistan's market of 240 million people and its sea access, while Islamabad wants Afghan transit to reach Central Asia for textile and energy trade.
Pakistan says the closure curbs militant infiltration, but its economy is also feeling the pinch.
In Peshawar, near the frontier, Afghan produce has all but vanished from markets.
Grapes cost four times more, and tomatoes have more than doubled to over 200 rupees (70 cents) a kilogram, an AFP correspondent found.
On Monday, the PAJCCI urged Islamabad to act, warning of mounting costs as shipping containers bound for Afghanistan and Central Asia remain stuck in Pakistan.
Each container is racking up $150–$200 in daily port charges, the group said, adding: "With thousands of containers stuck, the collective economic burden has become unbearable and continues to grow with each passing day."
Truck driver Naeem Shah, 48, has been waiting at the Pakistani border town of Chaman with sugar and cooking oil bound for Afghanistan.
"I haven't been paid for a month. No matter who I call, they say there is no money because the border is closed," he told AFP.
"If it doesn't reopen, we will be distraught."