Обучение чтению изменяет "глубинные" структуры мозга в любом возрасте
|
Международная группа учёных установила интересный факт: обучение чтению трансформирует мозг не только ребёнка, но и взрослого человека.
Напомним, что чтение – относительно новое умение в эволюционном развитии человечества. У нас нет так называемых генов чтения.
Ранее считалось, что ответственная за чтение мозговая активность должна наблюдаться в зрительной коре головного мозга. Однако новая работа специалистов из Германии, Голландии, Италии и Индии показала неожиданные результаты.
В ходе исследования психолингвисты обучали чтению взрослых неграмотных людей. Эксперимент проходил в Индии, где уровень безграмотности населения достигает 39%. Нищета во многих городах ограничивает доступ к образованию людей, особенно женщин. Поэтому в данном исследовании почти все участники были женщинами; их средний возраст составил 31 год.
Всего добровольцев было 30, все они – жители двух деревень вблизи североиндийского города Лакхнау (Lucknow).
В начале обучения большинство участниц не могли прочесть ни одного слова на их родном языке – хинди. За полгода занятий они достигли в чтении уровня первоклассника. Правда, обучался лишь 21 доброволец, а 9 человек ничему не учили. При этом все участники проходили сканирование головного мозга до и после курса обучения.
И вот тут выяснилась любопытная деталь: после обучения эксперты заметили у добровольцев нейронные изменения, затрагивающие "глубинные" структуры мозга. В частности, активность повысилась в таламусе и верхнем двухолмии. Эти структуры отвечают за обработку информации, получаемой человеком от всех органов чувств, кроме обоняния, а также за координацию внимания.
Получается, сравнительно молодое умение – чтение – изменяет древние (в эволюционном смысле) области мозга. Наиболее значительные изменения наблюдались у тех людей, которые успешнее остальных развивали свои навыки чтения и письма.
Вероятно, те же самые изменения происходят и у детей, когда те учатся читать и писать, добавляет соавтор исследования Фальк Хёйттиг (Falk Huettig) из Института психолингвистики Макса Планка в Неймегене (Нидерланды).
Как отмечают авторы работы, это результаты сыграют важную роль в лечении дислексии – неспособности к чтению и письму при нормальной общей обучаемости. Вполне возможно, что причина кроется как раз в функциональных или структурных различиях таламуса, просто ранее об этом никто не предполагал.
Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Science Advances.
Кстати, ранее учёные назвали основные причины дислексии, а также разработали новый метод её диагностирования у детей.
Также мы рассказывали о том, что чтение книг продлевает жизнь и помогает справиться с хронической болью.