Запад взял “этичное потребление” из ислама, а мусульмане – у Запада
|
Расул решил разобраться в термине "Этичное потребление". Оказалось, то, что только несколько лет назад стало популярным во всем мире, заложено в исламе уже сотни лет.
Почему компании Nestle, Nike и Zara осудили и оштрафовали? Чем прославилась семейная ферма мусульман в Великобритании? Как американская фирма популяризировала исламский термин в Соединенных Штатах?
Все это в новом выпуске "Братьев по разуму"!
Что такое этичное потребление
Так, посмотрим… Произведено в Мьянме. Не, пожалуй, такого я брать не буду. Помимо того, что там угнетают мусульман, чему я посвятил несколько программ, слышал, что принуждение детей к тяжелому труду в этой стране - обычное дело. Про условия работы я вообще молчу.
Совсем недавно я делал выпуск об экологии. Не подумайте, что я решил стать эко-активистом. Впрочем, в какой-то степени да. И сегодня я хочу рассказать об этичном потреблении.
Что такое этичное потребление.Этот термин возник не так давно и сразу стал модным. Если говорить кратко, то суть такая: вы должны понимать и хорошо знать, что вы покупаете.Несколько лет назад известную международную компанию Nike оштрафовали за то, что на ее заводах во Вьетнаме люди работали за зарплату 20 центов в часов по 70-80 часов в неделю.Примерно то же практиковалось в Индонезии, Китае и Мексике. То есть неэтично потреблять то, что создано руками фактически современных рабов крупных ТНК, пользующихся тяжелой ситуацией в бедных странах.
Такое происходит сплошь и рядом.Компанию Zara обвиняли и штрафовали за использование рабского труда в Бразилии. Компанию Nestle уличили в закупке рыбы и какао-бобов от поставщиков, использовавших те же методы. Другая сторона того же вопроса - экология. Все больше и больше брендов стараются производить экологически чистые продукты. Они заявляют о том, что при производстве их продукции не выделяются вредные вещества. Когда такие компании проходят сертификацию, они получают соответствующий лейбл. Правда, товары тут же вырастают в цене.
Испытания на животных
Еще один аспект - испытания на животных. Все мы знаем, что у крупных косметических компаний есть большие лаборатории. Там они испытывают свои продукты и создают новые. Так вот, сегодня некоторые из них отказываются от тестов на животных и ставят соответствующую маркировку.
Солидарность с угнетенными
В потреблении важен еще аспект солидарности с угнетенными. Например, не думаю, что этично покупать китайскую продукцию, пока там сотнями тысяч бросают в лагеря уйгур. Пусть бойкот товаров из кнр будет своего рода санкциями миллионов простых людей в отношении коммунистов из поднебесной. Про израильскую картошку и морковку, выращенную на оккупированных палестинских территориях, думаю, говорить даже излишне. Многие европейские страны сразу отказывают им в праве даже попасть на прилавок.
Халяль
К чему я это все? Тренд этичного потребления в целом хорош. Жаль только, что для многих это некое веяние моды и нечто из разряда причуд богатых. Поиграли в заботу об окружающем мире, людях и животных и забыли. Но только не для мусульман. Так и слышу вопрос: что?
Да, вы все правильно услышали. У мусульман давным-давно есть свои правила этичного потребления - Халяль. Ведь его концепция включает в себя не только нормы забоя скота, но и определенную этику. Во всем мире растет халяль-индустрия. Сегодня продукцию с маркировкой “халяль” можно увидеть по всей Европе, в США, азиатских странах. И многие сходятся: то, что только недавно стало популярным на Западе, в Исламе уже много веков считается нормой. Вот, к примеру, компания Sugarbelle Cosmetics (Шугарбелл Козметикс). Ее создал парфюмер из Малайзии Джош Ли. Он прошел обучение в одном из престижнейших парфюмерных институтов во Франции и сегодня производит духи и туалетную воду по стандартам халяль. В этой продукции полностью отсутствуют вредные и негигиеничные ингредиенты. При этом само производство происходит с высочайшим уровнем качества. И, конечно, никаких тестов на животных.
Халяль ферма
Согласно исследовательской компании Credence (Криденс), рынок халяль-индустрии постоянно увеличивается. До 2025 г. Он вырастет на 12 с половиной процентов.
А вот ферма Уиллобрук, неподалеку от Оксфорда. Ей владеют Лутфи и Руби Радван. Вместе со своими пятью детьми они выращивают животных по строгим канонам ислама. Сами они уточняют: для них это означает в том числе органичность и экоустойчивость. Их овцы и козы едят чистую траву, не знающую химобработки. Куриные насесты стоят прямо под березами и черешневыми деревьями. Когда дело доходит до забоя, обязательно произнесение имени Аллаха. Сегодня халяль-рынок в Великобритании оценивают в полтора миллиарда долларов. Крупные сети супермаркетов открывают отдельные магазины соответствующие нормам ислама. Значительную долю их покупателей кстати составляют совсем немусульмане.
Действует простое правило - Клиент идет за качеством и добрым во всех смыслах отношением. Люди беспокоятся и о судьбе животных и конечно о свой собственной. Забой скота по требованиям Ислама происходит острым лезвием и посредством быстрого перерезания шейной артерии - чтобы животное не мучалось, а мясо было максимально безопасным для употребления в пищу.
Дозволенное благо
Но есть тут и еще более интересный момент. В Штатах все большую популярность набирает термин “таййиб”. Это арабское слово встречается в Коране, в суре “Корова”, 172 аят: “О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему”. Специалисты отмечают, что термин “таййиб” сегодня можно и нужно интерпретировать как “хорошее, чистое, здоровое” в рамках халяль. А если говорить более широко - то, что произведено прозрачно, открыто, с соблюдением этики и социальных прав работников, без обмана, экологически ответственно.
Американ Халяль
Американская компания “Американ Халяль” выпускает продукты под брендом “СЭффрон Роуд” и акцентирует внимание на том, что это продукты “таййиб”. Никаких антибиотиков, гормонов, полная органика, выращено на маленьких семейных фермах. Сегодня эта компания - единственный халяльный бренд в США, продукция которого соответствует требованиям организации “Эйч-Эф-Эй-Си”, которая выступает за этическое обращение с животными. За последнее время число товаров “Сэффрон Роуд” в американских супермаркетах выросло на 400%. Ее потребители уже знакомы с терминами “таййиб” и “халяль” и понимают - это то, что соответствует современным требованиям и трендам.
В общем, к чему я это все? Пока весь мир долго шел к этичному потреблению, у нас, мусульман, подобный принцип заложен в самой религии. Давайте не будем этим пренебрегать. Потребляем этично, укрепляем здоровье и ищем милости Господа!