Рифада – традиция кормления паломников в Мекке
|
Традиция рифады или кормления паломников, прибывающих в Мекку, существовала еще в доисламские времена.
Средства для рифады первоначально собирали с жителей города, а в более поздние времена эту обязанность взяли на себя обеспеченные люди и племенные вожди, для которых это было особой честью и престижем. В качестве еды раздавали финики и изюм, после к этому стали добавлять мясо, хлеб, масло, пшеницу и ячмень.
Один из предков Пророка Мухаммада (мир ему) Кусай ибн Килаб превратил эту традиции в целый институт. По его инициативе был организован ежегодный сбор продуктов и денежных средств среди курайшитов. Хотя кормили всех паломников как гостей Аллаха, приоритет отдавался тем, чье финансовое положение было не очень хорошим. После Кусая ибн Килаба обязанность рифады была возложена на деда Пророка (мир ему) Хишама. Занимаясь этим, Хишам пользовался большим авторитетом среди мекканцев и арабских племен в ее окрестностях. После него рифаду взял на себя его младший брат Мутталиб, а далее – дед Посланника Аллаха (мир ему) Абд аль-Мутталиб. После смерти последнего этими обязанностями стал заниматься дядя Пророка (мир ему) Абу Талиб. Он делал это и в первые годы ислама, но когда его материальное положение пошатнулось, Абу Талиб был вынужден взять для рифады в долг у своего брата Аббаса (да будет доволен им Аллах) 10 000 дирхемов, а на следующий год – 15 000 дирхемов. На третий год, когда он не смог поправить свои дела, обязанность кормления паломников перешла к Аббасу (да будет доволен им Аллах), который занимался этим вплоть до завоевания Мекки.
А после завоевания Посланник Аллаха (мир ему) превратил рифаду из частной в государственную инициативу. В 631 году, назначив Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) амиром (главой) хаджа, он передал ему и некоторые средства для организации бесплатного кормления паломников. Во время Прощального хаджа наш Пророк (мир ему) лично исполнял эти обязанности. Впоследствии, начиная с эпохи праведных халифов, рифада практиковалась главами государства. Ибн Касир в «аль-Бидая ва-н-нихая» сообщает, что время от времени эта традиция прерывалась, а в первые годы своего правления Аббасиды выделяли средства для рифады из казны (байт аль-мал) и назначали ответственного за это дело. Как ясно из источников, кормление паломников продолжалось и в последующие эпохи. Согласно обычаю, заложенному еще Посланником Аллаха (мир ему), раздача беднякам и нуждающимся в благотворительных столовых Мекки и Медины супа “дашиша” является одной из разновидностей рифады. Таки ад-Дин аль-Фаси (1373-1429), хадисовед, правовед и историк, занимавший одно время должность главного судьи Мекки, в «Шифа аль-гарам би ахбар аль-балад аль-Харам» пишет, что по приказу халифов и султанов в Мекке и Мине во время сезонов паломничества людям раздавали пищу. Турецкий флотоводец и историк Эйюп Сабри-паша (ум. 1890) сообщает, что эта практика продолжалась в османский период. Мясо и другие продукты раздавались турецким солдатам и бедным паломникам в долине Мина властями Мекки, а вечером следующего дня, когда хаджии возвращались из Муздалифы в Мекку, устраивали большое угощение. В «Мират аль-харамайн» Эйюп Сабри-паша описывает, как он сам в 1873 году участвовал в этом мероприятии, на котором присутствовали мекканцы и паломники.