Разные: Армяне много веков были друзьями исламского мира
|
Отношения между армянами и исламским миром в последнее столетие обострились на фоне конфликта между Арменией с одной стороны и Турцией и Азербайджаном с другой. Однако до возникновения современных территориальных споров армяне долгое время были одним из самых близких и дружественных к мусульманам народов.
Армяне видели вживую Пророка Мухаммеда и получили его благословение. По свидетельствам арабского историка Зеки ад-Дина, в 626 году армянский патриарх Иерусалима Авраам направился в Мекку во главе делегации из 40 видных представителей армянской нации, чтобы встретиться с Пророком и просить его личного покровительства.
Армян Пророк принял с теплотой и заботой, даровав им по итогам встречи грамоту, в которой говорилось следующее: «Я, Мухаммед, сын Абдуллы, Пророк и раб Божий, выражаю свое почтение Патриарху Аврааму и всем архиепископам, епископам и священникам в Иерусалиме, Дамаске и в других арабских землях – всех тех, кто почитает Иерусалим, включая эфиопов, коптов и ассирийцев. Я признаю и гарантирую сохранность их монастырей, церквей, образовательных центров, имущества и земель. Я, Пророк Мухаммед, свидетельствуя волю Аллаха, и 30 человек, которые находятся вокруг меня, даруем покровительство, защиту и милость армянским церквям, где бы они ни находились, по всему Иерусалиму – Святому Гробу Христову, Церкви Святого Иакова, Вифлеемской церкви, всем молитвенным домам, монастырям, Голгофе и святым местам. Я также гарантирую, что моя защита распространяется на христианские холмы, долины и учреждения, приносящие доход. Я провозглашаю все это от моего имени как Пророка и от имени моих правоверных мусульман».
Наследники Пророка, которые именовались праведными халифами, каждый раз подтверждали права армян на религиозные святыни и имущество. В 638 году заветам Пророка следует халиф Умар ибн аль-Хаттаб, который издал свою грамоту сразу после завоевания Иерусалима. А уже после Умара права армян на святыни и имущество подтверждает зять Пророка – Али ибн Абу Талиб. Родоначальники Ислама именовали армян и другие древние религиозные конфессии «людьми Писания», к которым мусульмане относили иудеев и христиан.
Арабы были знатоками армянской истории. Поэтому в период их владычества на Кавказе Армения, Картли и Албания именовались «Арменийа». То есть армянская цивилизация воспринималась арабами как материнская по отношению к соседним народам. «Арменийа» со столицей в Двине пользовалась в рамках халифата широкой автономией и управлялась армянскими князьями. Армяне чеканили свою монету. Страна пользовалась высокой степенью независимости. Более того, в Армении не размещались арабские гарнизоны. Халиф гарантировал даже военную помощь в случае нападения со стороны Византии. Взамен армянские князья платили относительно небольшие налоги и в первой половине VIII века участвовали в войнах Арабского халифата с Хазарией.
Даже в годы ожесточенных войн с крестоносцами халифы не отказывали армянам в их правах на иерусалимские святыни. К примеру, когда в 1187 году халиф Салахаддин изгнал из Иерусалима 100 тысяч христиан и запретил церковные службы, исключение он сделал только местным армянам, подтвердив в своей грамоте заветы Пророка Мухаммеда, а также халифов Умара и Али. Также Салахаддин даже снизил налоги с армянских купцов и паломников. Спустя столетия теперь уже османские султаны, объявившие себя халифами и предводителями Ислама, следовали предписаниям Пророка Мухаммеда. Так, в 1517 году захвативший Палестину султан Селим подтвердил имущественные права армян в Иерусалиме. Его преемник султан Сулейман также следовал предписаниям праведных халифов. Затем права армян подтверждались в 1659 году султаном Мехмедом IV, в 1735 году султаном Махмудом I и в 1853 году султаном Абдул-Меджидом I. В последствие потомок пророка Мухаммеда, хранитель Мекки Хусейн ибн Али, который в 1917 году, будучи уже королем Хиджаза, то есть правителем будущей Саудовской Аравии, призвал всех мусульман защищать армян.
«От вас требуется защитить всех представителей армянской общины, кто остался или живет в ваших кварталах или по соседству с вашими племенами… Обеспечьте их всем, в чем они могут нуждаться… потому что они народ, защищаемый мусульманами, о котором пророк Мухаммед сказал: «Кто украдет у них хотя бы веревку, тому я буду противником в день Страшного суда», – заявил он.
По материалам Саркиса Цатуряна
360 млн христиан подвергаются высокому уровню преследований
Благотворительная организация Open Doors опубликовала рапорт о преследовании христиан в мире, который анализирует период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года.
Более 360 миллионов христиан подвергаются преследованиям, уровень которых оценивается, по меньшей мере, как высокий, речь идет о каждом седьмом христианине в мире.
Учитывая период с 1 октября 2020 года по 30 сентября 2021 года, этот рапорт представляет данные о том, насколько свободно христиане могли проявлять свою веру в пяти различных сферах повседневной жизни: в семье, в частной сфере, в своем сообществе, в посещаемой церкви и в публичной жизни своей страны. Под шестым пунктом указан уровень насилия, который испытывали христиане.
Из 100 стран, в которых проводится мониторинг, в 76 зафиксирован уровень преследования, определенный как «высокий», «очень высокий» и «крайний», то есть более 41 оценочного балла, в то время как в прошлогоднем рапорте таких стран было 74.
Число христиан, убитых по причинам, связанным с верой, возросло от 4 761 в предыдущем рапорте до 5 898 в 2021 году. 5 110 храмов или смежных помещений подверглись нападениям или были закрыты (4 488 годом ранее), а 6 175 христиан были арестованы, осуждены или заключены без суда, что на 45% больше, чем за предыдущий период.
Следует обратить внимание на то, что речь идет лишь о проверенных и доказанных случаях, поэтому действительные данные могут быть выше. Кроме того, 3 829 христиан стали жертвами похищений, что вдвое больше, чем в рапорте прошлого года.
После 20-летнего печального лидерства Северная Корея заняла второе место среди 50 стран с наибольшим уровнем преследования христиан. На первом месте в рапорте этого года разместился Афганистан, который был вторым в предыдущем рапорте. Далее следуют Афганистан, Сомали, Ливия, Йемен и Эритрея. На седьмую ступеньку поднялась Нигерия, в то время как Пакистан опустился на восьмую. Первую десятку стран с высоким уровнем преследования христиан замыкают Иран и Индия.
Составители также обращают внимание на то, что уже второй год подряд на карту 50 стран с наивысшим уровнем преследования не попали страны, где уровень гонений оценивается как «высокий», а только «очень высокий» и «крайний» (таких насчитывается 11). Это с очевидностью свидетельствует об ухудшении ситуации.
В то же время, хотя насилие и привлекает наибольшее внимание, преследования возрастают и в других формах давления, как откровенных, так и скрытых, таких как дискриминация на работе, принуждение к отступничеству со стороны родных, выборочное отношение к распространению социальной и гуманитарной помощи, бюрократические препятствия для открытия храмов и т.д. Как отдельная тенденция выделены попытки со стороны авторитарных правительств и преступных организаций использовать ограничения, связанные с пандемией, для ослабления христианских общин.
Согласно данных опроса все больше американцев уходят из Церкви, и большинство из них не возвращаются
Последние 30 лет процент американцев, считающих себя религиозными, постоянно снижается и будет снижаться. Об этом свидетельствуют результаты нового исследования.
Новый отчет, опубликованный Американским институтом предпринимательства, показал, что, несмотря на доказанные плюсы принадлежности к религиозному сообществу, с каждым новым поколением все больше американцев уходят из Церкви, и большинство из них не возвращаются, сообщает Христианский Мегапортал inVictory со ссылкой на The Christian Post.
В докладе «Поколение Z и будущее веры в Америке» старший научный сотрудник отдела опросов общественного мнения Американского института предпринимательства и директор Исследовательского центра американской жизни Дэниел А. Кокс, рассказал о том, почему количество неверующих людей будет продолжать расти.
«Сегодняшняя молодежь имеет совершенно иной религиозный и социальный опыт, чем предыдущие поколения. Родители миллениалов (рожденные в период с 1982 по 2004) и поколения Z (рожденные после 1999 года) меньше поощряли своих детей участвовать в богослужениях и жить в соответствие с Писанием, — написал Кокс. — Многие религиозные действия, которые когда-то были обычным явлением в семьях, такие как молитва о благодати, стали скорее исключением, чем нормой».
Кокс также обратил внимание на взаимосвязь между тем, как религиозное воспитание влияет на взрослую жизнь человека.
Поскольку все больше родителей воспитывают своих детей практически в полной изоляции от религиозного сообщества, им гораздо труднее обратиться в христианство во взрослом возрасте. Дэниел Кокс отметил, что если кто-то в детстве был сильно привязан к церкви и вере, то, вероятно, этот человек сохранит эти убеждения во взрослой жизни.
На протяжении почти 30 лет, как объяснил Кокс, исследования показывают, что процент американцев, считающих себя религиозными, постоянно снижается. Он добавил, что эта закономерность сохраняется, так как поколение Z демонстрирует меньшую привязанность к религии, чем поколение миллениалов.
Поколение Z сегодня наименее религиозное поколение из всех. 34% из них идентифицируют себя как нерелигиозные. Среди миллениалов этот показатель — 29%, а среди представителей поколения X — 25%. Только 18% бэби-бумеров и 9% представителей молчаливого поколения идентифицируют себя как нерелигиозные.
«Поколение Z отличает не только отсутствие религиозной принадлежности. Они также гораздо чаще идентифицируют себя как атеисты или агностики, — сказал Кокс.
Кокс обратил внимание на то, что одним из наиболее значительных изменений в американской религиозной культуре стало увеличение скорости, с которой американцы оставляют свою веру.
«Сегодня почти две трети (65%) американцев сообщают, что не посещали церковь в детстве, и во взрослом возрасте не собираются, — написал Дэниел Кокс. — Одним из объяснений роста количества неверующих американцев может быть то, что все большее число людей воспитываются в не религиозных семьях и придерживаются этих убеждений во взрослой жизни».
Кокс указал на ряд факторов, которые повлияли на снижение доверия к религиозным организациям.
«Исследовательская группа Gallup обнаружила, что доверие к религиозным организациям резко снизилось за последние два десятилетия. В 2021 году только 37% населения сообщили о том, что они очень или довольно сильно доверяют религиозным учреждениям, хотя в 2001 году этот показатель был 60%», — сказал Кокс.
Он также добавил, что в то время как только 35% американцев считают, что религия приносит больше вреда, чем пользы, среди тех, кто вырос в религиозных домах, 69% придерживаются этого же мнения.
И хотя более половины американцев говорят, что воспитывать детей в соответствии с религией — это хорошо и полезно, 82% неверующих считают иначе. Только 40% представителей поколения Z считают, что воспитывать детей в религии — это хорошо.