Пакистанка полжизни вышивала текст Священного Корана
|
Жительница Пакистана Насим Ахтар создала уникальную копию Корана, над которой она работала больше половины своей жизни.
Текст Священного Писания мастерица воспроизвела методом ручной вышивки. Итогом ее кропотливого труда стали 10 томов шириной 38 сантиметров и длиной 56 сантиметров, общим весом 55 кг.
Каждый из десяти томов состоит из 3 частей по 24 страницы по 15 строк на каждой, за исключением последней части — объемом 28 страниц. На все это женщина потритила почти 32 года своей жизни, сообщает ИА IslamNews со ссылкой на местные издания.
Мусульманские бренды уличной одежды вводят в моду язык Корана
Мусульманские модные бренды создают современную уличную одежду, украшая ее арабскими надписями – аятами, хадисами или просто посланиями об исламе, пишет Хафса Лоди.
Фаррух Эршад, креативный директор модного лейбла 5ive Pillars, рассказывает, как однажды зашел в магазин в футболке из своей последней коллекции с изображением цветов и деревенского домика вдалеке. Под рисунком жирным шрифтом был написан хадис: «Этот мир – пашня для загробной жизни». Когда мужчина расплачивался за покупки, кассир спросил его, что это значит. «Мы поговорили о том, откуда эта цитата, и о том, что нужно делать добро ради Всевышнего и получать от Него награду», – рассказывает Фаррух Эршад.
Сам он проживает в городе Сакраменто в Калифорнии, а 5ive Pillars запустил в 2014 году. «Я хотел создать бренд, который передает темы и послание ислама, дать людям то, что они могут носить», – говорит дизайнер. Но главным его желанием было продвижение основного принципа ислама: чтобы каждый, одетый в 5ive Pillars, чувствовал себя частью мировой уммы. С момента основания проект превратился во всемирно известный лейбл уличной одежды с исламским уклоном, который носят такие спортсмены, как баскетболист «Бостон Селтикс» Джейлен Браун и чемпион UFC из Дагестана Хабиб Нурмагомедов.
Одна из коллекций бренда была создана в честь Малкольма Икса в сотрудничестве с его дочерью Кубилой Шабазз: на черной футболке жирным красным арабским шрифтом написано имя, которое выдающийся борец за права чернокожих взял после обращения в суннитский ислам, – Аль Хадж Малик Аль Шабазз.
Одна из самых популярных надписей 5ive Pillars – арабское слово «хубб», означающее «любовь». Его Фаррух Эршад помещает на фирменные спортивные костюмы и бейсболки. Другими популярными надписями являются «АльхамдулиЛлах (Хвала Аллаху) за все» и «Медина для влюбленных».
«Есть вещи, которые можно выразить только на языке, на котором они были созданы, например, на арабском, наделенном такой глубиной и красотой», – говорит Фаррух Эршад.
Арабская каллиграфия имеет долгую историю в мире моды и используется как на Востоке, так и Западе. Еще в 1993 году Шанель создала вечерние платья с арабской вязью на облегающих бюстье. Эти творения вызвали негативный отклик мусульманских общин, что в конечном итоге привело к тому, что платья были исключены из коллекции.
Некоторые люди могут неодобрительно относиться к украшению одежду религиозными высказываниями на языке Корана, но эта практика имеет глубокие корни в ювелирном деле. Мусульмане издавна носили подвески и браслеты с выгравированными аятами, такими как «Аят аль-Курси», причем некоторые из самых ранних таких украшений датируются 1000 годом. Следуя этой традиции, современные ювелирные бренды, включая Nominal и Zudo, также использовали отрывки из Корана в своих коллекциях.
Для модных брендов, принадлежащих мусульманам, использование арабского языка, каллиграфии и отсылок к исламской духовности является глубоко личным и искренним. Бренд уличной одежды Zidouri из Ноттингема, основанный в 2016 году Юсефом Зидури, помещает цитаты из Корана и хадисы в своих коллекциях унисекс. На одной из его футболок черный арабский текст, напечатанный по кругу, гласит: «Не поражайся красоте этого мира». Он вдохновлен напоминаниями из Корана о том, что надо ставить Аллаха на первое место и не стоит зацикливаться на мирских делах.
Зидури считает, что ношение одежды с исламскими посланиями, как, например, его недавняя толстовка с надписью «Нет жизни без намаза», приносит духовную пользу. «Я думаю, что если кто-то видит надпись на вашей одежде, и она вдохновляет его, это засчитывается как доброе дело для вас», – говорит он.
И Юсеф Зидури, и Фаррух Эршад едины в своем стремлении создавать изделия для клиентов и в странах, где большинство населения не является мусульманами. «Даже люди, которые не следуют исламу, смотрят на нашу одежду и говорят: «Это действительно круто»», – говорит Зидури.
Как рассказывает Фаррух Эршад, он знает истории, когда 5ive Pillars вдохновила некоторых немусульман больше узнать об учении Пророка Мухаммада (мир ему). «Я могу с уверенностью сказать, что знаю по крайней мере одного человека, который принял ислам благодаря бренду, открывшему для него эту религию», – говорит он.
Хотя Chanel вызвала немало споров в 1993 году, 30 лет спустя границы стали более размытыми, что позволило ряду западных дизайнеров открыто вдохновляться арабской культурой. Французский дизайнер Марин Серр известна тем, что использует в своих творениях исламские символы, такие как полумесяцы, а также выводит моделей на подиум в вуалях, похожих на никабы.
Другие бренды, такие как Cecilie Copenhagen, продают одежду с характерным рисунком палестинского шарфа куфия современных цветов и кроя. Чтобы избежать обвинений в присвоении культуры, они часто (хотя и не всегда) сотрудничают с представителями соответствующих сообществ.
Фаррух Эршад считает, что западным дизайнерам допустимо использовать арабскую вязь, если они демонстрируют уважение к языку, но предупреждает, что если они делают это просто для того, чтобы казаться крутыми, это неприемлемо. «Когда это не является частью фирменного стиля и используется как уловка, это раздражает», – соглашается Юсеф Зидури.
Оба дизайнера упоминают американский бренд Supreme, специализирующийся на скейтбординге, который использовал арабскую версию своего логотипа на футболках, толстовках и кепках. Эршад отмечает, что одним из положительных результатов такого подхода является знакомство с красотой арабской графики людей, не знающих этого языка.
Но, как говорит Юсеф Зидури, существует тонкая грань между продвижением своей религии и показухой. Намерение является очень важным. «Если ношение определенного типа одежды или наряда заставляет вас чувствовать себя благочестивым и тешит ваше эго, заставляя вас думать, что вы лучше других, то, вероятно, вы делаете что-то неправильное с точки зрения духовности», – заявляет Фаррух Эршад.