NoonPost (Египет): почему арабские культурные памятники все реже включают в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО?
|
Автор посчитал нужным подчеркнуть, что в своей статье не призывает к размышлениям о теории заговора в отношении арабского мира и культурного наследия региона. Однако его волнует вопрос, почему некоторые поистине ценные исторические памятники остались без внимания со стороны ЮНЕСКО.
Наша статья не призывает к размышлениям о теориях заговора, и в ее заголовке нет никакого речевого парадокса. Нас волнует простой вопрос об изменении статуса арабских и исламских памятников в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО по сравнению с памятниками из других стран. Можно найти причины нынешнего отсутствия арабского влияния на многие политические, экономические и культурные вопросы, но нельзя понять исключение арабского мира из истории!
Если мы внимательно взглянем на список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, то увидим, что число представленных в нем мусульманских памятников за пределами арабского региона не превышает 83 (7,3%), в то время как всего в этом списке значатся 1122 объекта культурного наследия. Например, одних только церквей и соборов в нем около 61, что эквивалентно общему количеству памятников арабского и исламского наследия! Даже арабские церкви были представлены лишь Базиликой Рождества Христова в Вифлееме!
Речь идет не о представительстве населения, а региона с богатой историей. Вспомним, например, о Междуречье, египетской, ханаанской и исламской цивилизациях. Почему культурные памятники этих регионов все еще слабо представлены в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО? Разве здесь нет места некой предвзятости?
Общечеловеческое наследие или только слова?
Согласно выводам Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры в 1972 году, многим объектам мирового природного и культурного наследия угрожает разрушение и организация, представляющая интересы всего человечества, должна предпринять шаги по спасению этих памятников. Таким образом конференция учредила Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия (Комитет всемирного наследия), состоявший из 15 стран. Впоследствии число членов комитета увеличилось, и сегодня в нем представлено 21 государство. Все они подписали Конвенцию о всемирном наследии, которую в общей сложности ратифицировали 190 стран. Состав комитета меняется каждые четыре года.
В целях защиты объектов всемирного наследия данный комитет работает в следующих направлениях:
1. Работа фонда для охраны объектов всемирного наследия;
2. Принятие решений о включении культурных памятников в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО;
3. Принятие мер для выполнения решений комитета в отношении охраны объектов, находящихся под угрозой разрушения, или их восстановления;
Во время последних выборов 27 и 28 ноября 2019 года место тех членов комитета, чей срок полномочий истек, заняли 9 новых государств. В настоящее время членами Комитета всемирного наследия являются Австралия, Бахрейн, Босния и Герцеговина, Бразилия, Китай, Египет, Эфиопия, Гватемала, Венгрия, Кыргызстан, Мали, Нигерия, Норвегия, Оман, Сент-Китс и Невис, Испания, Таиланд, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Южно-Африканская Республика и Уганда.
Итак, как происходит признание культурного объекта частью всемирного наследия?
Как утверждает ЮНЕСКО, существует 10 критериев, и достаточно соответствовать лишь некоторым из них, чтобы классифицировать памятник как объект природного или культурного наследия и начать процедуру его включения в список объектов всемирного наследия. Организация приводит примеры для каждого из этих критериев.
Объект должен:
— являться произведением творческого гения человека (Сиднейский оперный театр, Австралия);
— отражать важность взаимосвязи человеческих ценностей, существующих в течение определенного периода времени или в пределах определенной культурной области, и развития архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного планирования (исторический город Самарканда);
— являться уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей (исторический центр Макао в Китае);
— представлять собой выдающийся образец типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества (канал Ридо в Канаде);
— представлять собой выдающийся образец традиционного человеческого поселения, землепользования или использования моря, характерного для той или иной культуры (или культур), взаимодействия между человеком и природной средой, в особенности, если существует опасность разрушения под воздействием необратимых изменений (культурный ландшафт плантаций агавы и старинные предприятия по производству текилы в Мексике);
— быть непосредственно или значимо связанным с событиями или традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими собой выдающееся мировое достояние. (Геодезическая дуга Струве в Беларуси, Эстонии, Финляндии, Латвии, Литве, Украине, Республике Молдова, Российской Федерации и Швеции);
— включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения (биосферный заповедник бабочки монарх в Мексике);
— представлять собой выдающиеся примеры отражения основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, значимые геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа (Долина Китов Вади Аль-Хитан в Египте);
— представлять собой выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов, происходящих в эволюции и развитии наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных (тропический лес Ацинананы на Мадагаскаре);
— включать природные ареалы наибольшей важности и значения с точки зрения сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки и сохранения природы (архипелаг Сокотра в Йемене).
Когда страна или регион подают заявку на включение объекта в список, создается комитет для проверки соответствия места этим критериям, и на первый взгляд может показаться, что этот процесс носит чисто академический или технический характер, однако такого рода оценки всегда отражают политические предпочтения и интересы государств. Таким образом, можно сделать вывод, что вес стран на международной арене может считаться еще одним (косвенным) критерием для включения того или иного объекта в список.
Если посмотреть на карту памятников всемирного наследия, становится очевидно — они сконцентрированы главным образом в северном полушарии, в частности, в Европе! Это огромная разница, по сравнению с Ближним Востоком, изобилующим памятниками, которые обязательно соответствуют одному или нескольким обозначенным выше критериям ЮНЕСКО.
Многие места, вошедшие в арабскую часть списка, были включены лишь недавно — после освещения средств массовой информации и давления со стороны арабского общества.
Много церквей, мало мечетей
В 2000 году ЮНЕСКО включило в свой список чилийские церкви на островах Чилоэ. Эта группа церквей, которые были построены европейцами в XVII и XVIII веках в рамках миссионерских миссий. Как утверждает Комитет всемирного наследия, эти здания представляют собой пример сосуществования европейцев и жителей Южной Америки.
Даже если мы забудем о некоторой священной ауре вокруг церквей и предвзятости Организации Объединенных Наций, очевидно, что действия ее специальных организаций являются спорными. Мы наблюдаем явную тенденцию в работе Комитета и других органов, благодаря которым количество внесенных в список христианских церквей и соборов по всему миру в 20 раз превышает число мечетей, хотя последние расположены в регионе, где происходили многие важные события в истории человечества. В связи с этим возникает вопрос — почему мусульманские объекты такого же значения не включены в перечень ЮНЕСКО?
В нем значатся лишь три мечети, а именно Мечеть шестидесяти куполов в Бангладеш, мечеть Селимие в турецком городе Эдирне и Большая мечеть при больнице в еще одном турецком городе Дивриги. В Индии есть древний город с двумя мечетями, но в список ЮНЕСКО был включен именно город, а не мечети.
Ниже мы привели примеры исторических памятников, которые отвечают тому же критерию, что и упомянутые ранее церкви в Чили — они были построены, чтобы стать символом сосуществования с другими народами, прибывшими на новые территории, где они распространяли свою религию, с той лишь разницей, что латиноамериканцы изгнали испанцев и португальцев, а население следующих мест смешалось с арабами.
1. Соборная мечеть Куфы в Ираке. Была построена сподвижником пророка Мухаммеда Саадом ибн Абу Ваккасом в 636 году (14 год по хиджре)
2. Мечеть Амра ибн Аль-Аса в Фустате (нынешний Каир), построенная в 642 году (20 год по хиджре)
3. Великая мечеть Кайруана. Была построена сподвижником пророка Мухаммеда Укбой ибн Нафи в 670 году (50 год по хиджре)
4. Университет и мечеть Аль-Карауин. Построены Идрисом II в Фесе в 859 году (245 по хиджре)
Это всего лишь несколько примеров двойных стандартов, что нужно рассматривать в контексте общей предвзятости по всем вопросам, связанным с культурой арабов и их мусульманской идентичностью. Разумеется, двойные стандарты не являются оправданием арабских государств, являющихся членами Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Арабские миссии тратят большие суммы на свою деятельность в Организации Объединенных Наций, однако их нынешняя роль и масштабы влияния не сравнимы с культурным наследием арабов, которое не хотят видеть в списке объектов всемирного наследия, объявленных достоянием всего человечества!
Впервые составлен геномный портрет доколумбовых андских цивилизаций
Международная группа исследователей провела первое глубокое широкомасштабное исследование генетической истории древних цивилизаций Центральных Анд до их контакта с европейцами. О результатах анализа команда сообщила в статье журнала Cell.
Центральные Анды являются одним из немногих регионов в мире, где сельское хозяйство появилось самостоятельно, а не было заимствовано у других цивилизаций. В этом месте также было зафиксировано самое раннее присутствие сложных цивилизаций в Южной Америке. Несмотря на пристальное внимание со стороны археологов, у исследователей до сих пор не было полногеномной характеристики популяций, которые в нем жили.
Генетическую историю Южной Америки в целом уже изучали — в частности, ученые провели анализ ДНК нескольких людей из Центральноандийского нагорья, живших много тысяч лет назад. Были также проведены исследования геномов современных жителей Анд и небольшое число исследований митохондриальной ДНК древних жителей этой области.
Новая работа палеонтологов и генетиков объединяет все предыдущие исследования и представляет первый геномный портрет представителей цивилизаций, существовавших на территории Центральных Анд до контакта с европейцами. Анализ показал, что около 9000 лет назад жители Андского нагорья генетически сильно отличались от жителей тихоокеанского побережья. Последствия этой ранней дифференциации остаются видны и сегодня: генетические «отпечатки пальцев» живущих в высокогорье людей отличаются от отпечатков жителей прибрежного региона.
У популяций, живших в северных регионах 5800 лет назад, ученые также обнаружили отличительные генетические признаки, которые отличали их от южных «собратьев». Опять же, эти различия можно наблюдать и сегодня. После этого времени приток новых генов начал наблюдаться во всех регионах Анд, но резко замедлился две тысячи лет лет назад. Также исследователи обнаружили обмен генетической информацией как внутри Анд, так и между популяциями других регионов Южной Америки. Древние люди перемещались между южным Перу и аргентинскими равнинами и между северным побережьем Перу и Амазонкой, в основном обходя высокогорья.
Анализ показал, что многие регионы сохранили генетическую преемственность на протяжении последних двух тысяч лет, несмотря на явные культурные трансформации. Двумя исключениями из этой тенденции стали два городских центра — столицы цивилизаций инков и тиуанако. У жителей этих городов геномы были достаточно неоднородными, что позволяет судить о дружественном отношении этих народов к жителям других регионов.
Как египтяне поднимали более 2 млн каменных блоков массой более 2,5 тонн на высоту 150 метров на самом деле
Стоит лишь осознать, что мы находимся ближе к Клеопатре, чем она к постройке первой пирамиды Египта, и сразу становиться осязаемо понимание, насколько древняя и развитая это была цивилизация.
В этой статье мы расскажем вам об открытие, которое привело ученых к согласию, потому что они наконец узнали, наиболее вероятные способы доставки столь огромных глыб от карьера к строительной площадке и поняли технологии поднятия блоков массой более 2,5 тонн на высоту в 150 метров.
Какая пирамида является древнейшей пирамидой в Египте?
Древнейшая пирамида Египта находится- пирамида Джосера - в Саккаре. Ее архитектором считается Имхотеп, спроектировавший ее и построивший в период 2667 - 2648 гг. до н.э.
Чтобы понять, возможно ли построить такие огромные монументы человеческими усилиями, нужно прежде всего понять, как много рабочей силы и сколько времени уходило на строительство пирамид.
Сколько человек строило крупнейшую пирамиду Хеопса?
Все долгое время отказывались поверить в то, что древний народ мог построить своими руками такие величественные сооружения. Но если окунуться в исторические исследования, то выясниться, что строительством, например, пирамиды Хеопса, занимались 100 000 человек.
12 000 отрядов по восемь человек в каждом, то есть 96 000 занимались перетаскиванием камней. За 20 лет строительства они перенесли около 2 300 000 камней. Остальные 4000 человек были задействованы на каменоломнях.
Каковы размер и масса строительных блоков?
Масса блока в среднем равняется 2, 5 тоннам, а размеры в зависимости от времени строительства колеблется от следующих
- в высоту 0,8 - 1,2 м.
- в ширину 0,5- 1,8 м.
- в длину 1 - 2,5 м
Как строили древние Египетские пирамиды? В чем секрет строительства?
О технологии строительства узнали из древнего папируса, известного как папирус Анастази I, датируемого временем правления Девятнадцатой династии Египта (1292 г. до н.э. до 1189 г. до н. э. ).
Считается, что на этом папирусе записаны сатирические рассказы, но несмотря на это ученые отнеслись серьезно к находке.
В папирусе упомянут способ поднятия тяжеленных камней во время строительства пирамид. Этот способ необычайно прост.
Около пирамид и храмов из кирпича-сырца сооружались насыпи, напоминающие современные железнодорожные пути, но расположенные под уклонов 20 градусов и длинной в 100 метров и шириной около 10 метров.
Поперек таких пандусов прокладывались бревна, а затем они покрывались слоем глины. У подножья некоторых пирамид до сих пор находят заготовленные кучи подобной глины.
Зачем нужна глина?
Глиняное покрытие облегчало скольжение саней с водруженным на них каменным блоком.
По ходу строительства насыпь удлиняли, сохраняя уклон, но увеличивая протяженность.
В одной из следующих статей мы проведем расчеты и узнаем, какой силой должен был обладать строитель, чтобы тащить в гору строительный блок. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить.
Мы узнали, как блок поднимали на столь внушительную высоту, но как же их дотаскивали по ровной поверхности до карьера?
Тайна Стоунхенджа: установлено происхождение огромных мегалитов (ABC, Испания)
Расположенное на территории Англии древнее сооружение Стоунхендж хранит много тайн. Но недавно их количество слегка уменьшилось. Ученые смогли определить не только происхождение камней, из которых построен Стоунхендж. Им удалось точно проследить путь, которым многотонные камни несколько тысяч лет назад были доставлены до места. Подробнее — в статье.
В исследовании, опубликованном в научном журнале Science Advances, приводятся новые сведения о происхождении гигантских сарсенов.
тоунхендж, построенный примерно в 2500 году до нашей эры, не перестает завораживать умы ученых, которые без устали исследуют мегалитическое сооружение. Они пытаются найти подсказки, чтобы разгадать тайны, которые по-прежнему хранит этот памятник. Первая касается священного назначения этого сооружения в древние времена, о чем пока ничего не известно, а вторая того, как охотники и собиратели той эпохи сумели переместить камни такого размера. Вес некоторых из них достигает 25 тонн.
Исследователи знают, что Стоунхендж состоит из двух основных типов камней разного происхождения. Самых больших, или сарсенов, найденных в той же местности, и более маленьких или «голубых», обнаруженных довольно далеко от памятника. Два исследования проливают свет на то, откуда именно были доставлены эти камни.
Несколько дней назад в Journal of Archaeological Science было опубликовано детальное исследование, касающееся происхождения алтарного камня, расположенного в центре Стоунхенджа. Этот шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника, относящийся к «голубым камням», был перемещен сюда из уэльского города Абергавенни (Abergavenny), расположенного в 160 километрах от сооружения и в нескольких километрах от границы Англии с Уэльсом.
Согласно исследованию, камни перемещали по земле по тому же пути, где сейчас проходит шоссе A40, соединяющее Уэльс и Лондон.
«Сарсены»
В работе, опубликованной в научном журнале Science Advances, приводятся новые сведения о происхождении огромных сарсенов. В соответствии с анализом химического состава камней, проведенному группой ученых из университета Брайтона, большинство камней песчаника, из которых построен известный памятник, имеют общее происхождение: местность Вест Вудс в 25 километрах.
Это открытие подтверждает теорию о том, что камни были перевезены в Стоунхендж примерно в одно и то же время. Существует другая теория, согласно которой, Пяточный камень, огромный сарсен, был привезен на это место раньше.
«Просто невероятно, как наука XXI века помогает изучать эпоху неолита и дает возможность ответить на вопрос, который ученые обсуждали столетиями», — говорит один из основных авторов исследования Дэвид Нэш (David Nash).
Результаты исследования могут помочь ученым определить, по какому пути древние строители памятника перевозили огромные камни. «До недавнего времени мы не знали, что можно определить точное происхождение такого камня, как сарсен», — отметил Нэш.
Храм Ринсайдзи на горе Хакусан: памятник синто-буддийского синкретизма (видео)
Особенность верований, связанных со священной горой региона Хокурику Хакусан в том, что здесь сохранился синто-буддийский синкретизм. У вершины горы рядом с синтоистским святилищем почитали множество буддийских изображений в буддийских храмах, однако почти все они были сожжены или разрушены после выхода в 1868 году Указа о разделении богов и будд.
Храм Ринсайдзи расположен на западном склоне горы Хакусан на территории г. Хакусан преф. Исикава. Считается, что он основан основоположником почитания горы Хакусан, Тайтё-дайси. В храме в качестве «будд, спустившихся с горы» хранятся семь буддийских статуй и деревянная статуя Тайтё-дайси. Избежавшие разрушения изваяния являются важными памятниками сосуществования синто и буддизма.