Как социальные проекты меняют рынок
|
Вложения в любые социальные проекты считаются, как привило, невыгодными. Более того, окупаемость растягивается чуть ли не на несколько лет. Из-за этого бизнесмены стремятся избегать таких проектов, предпочитая на их взгляд коммерчески выгодные. Между тем иностранный опыт показывает, что социальные проекты могут не только окупаться, но и приносить прибыль. Казахстанские бизнесмены тоже постепенно стали обращать внимание на социальные проекты, считая, что они могут быть вполне востребованы на местном рынке.
По мнению Талгата Досанова, совладельца проекта «Ферма у дома», социальные проекты отпугивают бизнесменов своим долгим процессом окупаемости. «Но мы взялись за такой. Наверное, потому что мы сумасшедшие», — с улыбкой говорит он.
Талгат Досанов рассказал о том, как создать успешный социальный магазин, легко ли найти для этого поставщиков и есть ли у таких проектов конкуренты на рынке.
Магазин у дома
Социальные проекты просто требуют больше времени, но остаются такими же выгодными и успешными. Сейчас мы сконцентрировались на нашем новом проекте, который запустили совместно с акиматом Алматы и СПК. Насколько мне известно, часть бизнесменов, которые были в курсе проекта, все же решили от него отказаться, посчитав его неприбыльным. Мне кажется, что мы стали заниматься таким проектом просто потому, что видим в нем потенциал. Кроме того, у нас оказалось чуть больше авантюризма и энтузиазма, чтобы начать. Наши бизнесмены хотят все и сразу. Хотят быстро окупиться, притом что вложения их будут минимальными.
Когда я учился за границей, то видел такие проекты на каждом шагу. Социальные магазины активно поддерживает государство и с ними так же активно работают бизнесмены. Такие проекты лишний раз доказывают, что можно сделать так, чтобы было и качественно, и приемлемо по цене, и выглядело все красиво. В Казахстане привыкли, что если цена на продукты дешевая, то сам продукт продается где-то в непритязательных магазинчиках или на рынке. Это и понятно, ведь такие магазинчики не тратятся на рекламу, дизайн или качественную отделку помещения. Мы захотели отойти от этого концепта и показать, что можно сбалансировать все критерии и при этом создать социальный магазин. Мы не ставили себе цель быстро «отбить» вложения.
Проект назвали «Ферма у дома». Это больше социальный магазин, в который поступают продукты напрямую из нашей фермы «Байсерке Агро» и от ферм-партнеров. Магазин полностью социальный, с достаточно низкими ценами, которые часто сравнивают с теми, что устанавливают на фермерских рынках и в крупных гипермаркетах. У нас полностью отсутствует цепь посредников, то есть продукты привозим напрямую с фермы. Получается, что та маржа, которая раньше распределялась среди посредников, отсутствует. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что наша основная цель — это создание социального магазина, поэтому мы не стали делать какие-то сумасшедшие наценки на продукты. У нас была договоренность с СПК и с акиматом о том, что мы держим цены на уровне ниже рыночных.
Мы также вложились в местную инфраструктуру и отремонтировали все детские площадки рядом с магазинчиком, облагородили близлежащую территорию. Возле детских площадок посадили деревья и застелили газон, а также установили камеры наблюдения. Это была наша инициатива. Это делается для того, чтобы людям было комфортно находиться возле магазина. Кроме того, мы также установили скамейки и столики, чтобы люди могли присесть возле магазина.
Покупки с комфортом
Сейчас на рынке наблюдается такая тенденция, когда люди ожидают высокое качество за свои деньги. Они понимают, что на том же базаре не совсем комфортно делать покупки, когда можно пойти в социальный магазин и купить тот же товар по хорошей цене. Концепт магазина у дома — это тот же небольшой магазинчик, где вы сможете закупить продукты и вам не надо ехать куда-то в пригород в большой гипермаркет, чтобы сделать все то же самое.
У нас есть основная продуктовая корзина — мясо, овощи и молочная продукция, ее мы поставляем сами. Для остального ассортимента мы находим партнеров, которые бы могли обеспечить бесперебойные поставки продукции. Мы продаем все — от шоколадок до мяса. Большая часть продукции, как мясной, так и, например, фруктовой, мы закупаем у «Байсерке Агро». На отечественные продукты приходится до 90% ассортимента.
За последние несколько дней мы подписали несколько контрактов с семейными компаниями, которые будут поставлять нам полуфабрикаты и часть фруктов, которые они выращивают в собственных садах.
Сейчас в планах построить 27 магазинов. Конечно, мы понимаем, что это проекты не одного дня и даже не года. Думаю, для реализации всех проектов нам понадобится больше, чем несколько лет. Тот магазинчик, который мы уже открыли, функционирует пока только месяц, но на самом деле он уже оправдал все наши самые оптимистичные прогнозы. Сегодня посещаемость магазина доходит до 1300 человек. Люди понимают, что вместо того, чтобы ехать куда-то далеко на рынок, можно покупать продукты в таких социальных магазинах в их районе.
На открытие магазина мы затратили примерно 50 млн тенге. Самой затратной частью было холодильное оборудование от лидеров индустрии Viessmann, оно обошлось нам в 55 тыс. евро. Это были наши собственные средства. Стекла в нашем магазине такие же, как в автосалоне Bentley в Esentay Mall, освещение и отделка — такие же, как в дорогих бутиках. Мы, по сути, тот же концепт магазинов у дома, только более цивилизованный и удобный.
Найти партнера
Следующий магазинчик мы планируем открыть до конца этого года. Сейчас акимат и СПК занимаются подведением всех необходимых сетей. Акимат вообще нам очень помогает в этом. Нам предоставили порядка 27 мест, где мы сможем в дальнейшем открывать наши магазины, но, к сожалению, пока не все они нам подходят. Некоторые участки оцениваются в 40 кв. м, какие-то — в 60 кв. м. Поэтому мы будем каждый раз выбирать, какой участок будет следующим. Вообще, строительство магазина занимает примерно два месяца.
Пока что прямого конкурента у нас нет, так как для рынка это новый концепт. Основными конкурентами можно считать магазинчики, которые находятся на первых этажах жилых домов. Человек не пойдет за три километра от дома, чтобы купить свежее натуральное молоко или выпечку напрямую из печи.
После открытия первой точки к нам стали поступать предложения открыть подобные магазины не только в других города Казахстана, но и в России и Украине. В будущем об этом можно было бы задуматься, но наши фермы находятся под Алматы, поэтому мы пока не сможем обеспечивать свежей продукцией отдаленные точки. Кроме того, если придется продукцию куда-то перевозить, то она может в итоге выходить дороже, так как в конечную цену будут включены траты на перевозку. Например, если мы решим открывать магазин в Москве, то нам будет нужно, чтобы в этом городе у нас была сырьевая база. То есть пока только Алматы, мы даже остальные города не рассматриваем.