Как отмечают Раджаб и Мирадж в Индонезии
|
В Индонезии до сих пор сохраняются многочисленные традиции, которые передавались из поколения в поколение и сохранялись местными этническими общинами как форма проявления благодарности Всевышнему, а также уважения к своим предкам и обращения к Аллаху с просьбами о благословениях, безопасности и процветании, пишет Деви Аю Ларасати.
Такие традиции принято проводить и в месяц Раджаб, а также в ознаменование Мираджа – чудесного вознесения Пророка Мухаммада (мир ему) на небеса. Вот некоторые из них.
Хандури апам в Ачехе
Согласно преданиям, в одной деревне жил суфий по имени Аблуллах Раджаб. Он вел аскетический образ жизни, и когда умер, то у него не оказалось даже финика, чтобы можно было раздать в качестве милостыни на его похоронах. Тогда жители деревни, собравшись вместе, организовали трапезу. С тех пор принято готовить апам (разновидность тонких блинчиков) и угощать ими других, а также устраивать совместные трапезы. Этой традиции до сих пор придерживаются жители Ачеха. Раджаб здесь даже называют месяцем Апам.
Мандоа самбаре
В Паданг Париаман (округ в составе провинции Западная Суматра) Раджаб часто именуют месяцем Самбаре. Самбаре, или сераби, – это блинчики из рисовой муки.
Считается, что эта традиция появилась еще во времена исламизации минангкабау – народа, живущего на Суматре. Шейх Бурхануддин, с которым легенды связывают это событие, прибыл из Ачеха, где учился у Шейха Абдуррауфа. Вероятно, поэтому мандоа самбаре, а также связанные с ней традиции, очень похожи на хандури апам, который проводится в Ачехе в ознаменование Мираджа.
Хандури куэ апам
Эта традиция особенно была распространена среди малайцев регентства Сиак провинции Риау на Суматре в прошлом. Она практикуется в знак уважения к Мираджу, а также позже, в ознаменование наступления Рамадана. После пятничной молитвы хозяева приглашают к себе соседей и угощают их блинчиками из рисовой муки, которые называются куэ апам. Собравшиеся возносят молитвы об умерших членах семьи хозяев, а также о здоровье хозяев в месяц Рамадан.
Мапаг Раджаб на Западной Яве
Мапаг Раджаб распространен в некоторых районах Западной Явы и представляет собой мероприятие с произнесением проповедей, вознесением молитв и исполнением религиозных песен. Мапаг Раджаб воплощается в молитве «Аллахумма барикна фи раджаб ва шабан ва балигна рамадан» (О Аллах, надели нас благодатью в Раджаб, Шабан и дай нам достичь Рамадан).
Ритуал Пекси Бурак
Эта церемония проводилась во дворце Джокьякарты в ознаменование Мираджа. Из плодов и кожуры помело делали птиц, которые называются пекси-бурак и символизируют Бурака – некое живое существо, на котором Пророк Мухаммад вознесся на небеса в ночь Мираджа. При этом самцам на голову водружают гребешок, чтобы отличать их от самок.
Каждого пекси-бурака помещали в сусух (гнездо), сделанное из желтых листьев. Конструкцию водружали на верхушке фруктового дерева, изготовленного из семи видов местных фруктов, нанизанных на бамбук. Также создавали цветочные деревья из разных листьев и цветов, скрепив их бамбуком. Весь процесс изготовления пекси-бураков и фруктовых деревьев, цветочных деревьев и жасминовых композиций могли выполнять только близкие родственники султана. Эти сооружения должны были быть завершены до полуденного намаза, а после намаза устраивалось шествие, на котором пекси-бураков несли в мечеть Гедхе.
Ньядран
Ньядран представляет собой приветствие месяца Рамадан и проводится в Раджаб или с наступлением Шабана в разных регионах Центральной Явы. Это традиция посещения могил предков и молитвы на них. При этом часто приносят с собой цветы базилика. Ритуал начинается с уборки кладбища. Затем собравшиеся читают Коран и возносят молитвы за своих умерших родственников. После завершения молитвы люди устраивают пиршество, усевшись на циновках на траве. Едят они разные традиционные блюда, которые принесли с собой, такие как айам ингкунг (жареная, запеченная или тушеная курица), перкедель (овощные оладьи), тофу бацем (блюдо из тофу со специями).
Амбенган
Эта традиция проходит в деревне Вадасмаланг округа Кебумен в провинции Центральная Ява и является частью празднования Мираджа. Каждая семья готовит амбенг – бамбуковую корзину, которую наполняют разными продуктами, такими как рис с гарнирами, фрукты. Сейчас уже начали класть упакованные магазинные продукты, напитки и даже предметы первой необходимости и наличные. Размеры амбенгов бывают разными – от 50 см до 2 метров. Корзину несут из дома в мечеть, где проходят празднества в честь Мираджа. Амбенги оставляют во дворе, а после завершения праздника раздаются всем гостям.
Сонгкабала
Эта традиция, распространенная среди народов бугис и макассар на Сулавеси, представляет собой молитвы и ритуалы, призванные отвести беду и болезни. Она совершается не только при угрозе бедствия, но и в священные месяцы, такие как Раджаб, Шабан, Мухаррам.
Ритуал сонгкабала обычно проводится во второй половине дня перед заходом солнца, или вечернего (магриб) намаза, путем сжигания листьев растения витекс трёхлистный. В миске сжигают кокосовые волокна, а когда они сгорят, добавляют листья витекса. Миску держат за дверью или перед ней. Считается, что это предотвращает проникновение зла в дом. Когда дым поднимается, возносят молитвы Аллаху. Такой дым обладает дезинфицирующими свойствами и действительно может помочь при распространении инфекций.
Сонгкабала иногда сопровождается и подношениями традиционных блюд. Их приносят в мечеть, а после совершения намаза магриб религиозные лидеры и предводители общин произносят молитвы о спасении от всех бедствий, которые могут произойти в то время и в этом месяце. Затем устраивается совместная трапеза. После нее люди остаются в мечети, чтобы совершить ночной (иша) намаз, после которого произносят поминания (зикр) и молитвы, прося Аллаха, чтобы Он исполнил их желания.