Ислам в Южно-Африканской Республике (фото)
|
Ислам в Южной Африке характеризуется исключительным разнообразием, которое можно сравнить с исламским миром в целом. Несмотря на то, что мусульмане – одно из самых маленьких меньшинств в стране (примерно 550 000 человек, т.е. 1,36% от всего населения), они являются неотъемлемой и заметной частью общества. Это особенно верно в отношении таких провинций, как Западно-Капская, Натал и Трансвааль. Уже в XIX в. здесь создавались многочисленные мусульманские учреждения, такие как мечети, школы Корана, медресе и колледжи.
азнообразие и неоднородность ислама в ЮАР берут свое начало в истории миграции. В разные периоды различные этнические группы мусульман иммигрировали в самую южную часть Африки насильно или добровольно. Первые мусульмане прибыли сюда в 1658 году – это были рабы и политические изгнанники из Индонезии, Малайзии, Бенгалии, Малабарского побережья и Мадагаскара, среди них были и мусульманские ученые, которые сыграли решающую роль в формировании духовных основ мусульманских общин. Почти 200 лет спустя в Южную Африку для работы стали прибывать рабочие из Индии, а также торговцы из Калькутты, Мадраса, Бомбея и Гуджарата. Третья группа пришла из северных частей Африки, в основном из Малави и Занзибара. Вместе с этим, ислам принимало и местное население.
Из-за этих различий мусульманское меньшинство в Южной Африке разделено на несколько общин, принадлежащих к различным этническим и социальным классам.
В конце 1970-х и начале 1980-х годов чернокожая молодежь принимала ислам, так как видела в нем идеологию, четко заявлявшую о равенстве между людьми и способную противостоять апартеиду. В период с 1991 по 2004 годы исламское население ЮАР увеличилось в 6 раз.
В стране функционируют разные мусульманские организации, такие как Джамиатуль-уляма, Мусульманский судебный совет, Мусульманское молодежное движение Южной Африки, а также многочисленные благотворительные организации. Когда в апреле 1994 года состоялись первые демократические выборы, то в них участвовали две мусульманские партии: Африканская мусульманская партия и Исламская партия, но ни одна из них не смогла получить места ни в одном из законодательных органов. В выборах 2004 года участвовали две мусульманские партии АМП и Конгресс мира, но опять же без успеха.
Большинство южноафриканских мусульман – сунниты, вместе с этим, в стране есть некоторое количество шиитов и отдельные группы мелких течений, таких как ахмадиты. Большая часть индо-пакистанской общины следует ханафитскому мазхабу, малайская и восточноафриканская община – шафиитскому, мигранты из Западной Африки и Магриба – маликитскому.
В ЮАР существует достаточно сильное исламское образование. Под контролем Ассоциации мусульманских школ работают медресе и исламские школы, в программе которых присутствуют как светские, так и религиозные предметы. Кроме того, в ЮАР есть несколько институтов «Даруль улюм» под эгидой Деобанда, в которых учатся студенты со всего мира.
Ислам на Коморских островах
Ислам проник на Коморские острова еще в XI в. В XV в. здесь был основан султанат, процветала торговля. Само название архипелага происходит от арабского словосочетания джазаир аль-камар «острова луны». На протяжении веков здесь сформировался удивительный сплав традиций самых разных народов. Современный этнический состав населения весьма пестрый, но большинство являются потомками арабов с малагасийцами и банту. Кроме того, здесь проживают потомки персов-ширази – выходцев из Шираза. Этот мультикультуризм отражается в различных областях. Например, в архитектуре страны выделяется африканский, французский и ближневосточный стили. Таким же разнообразием отличается и кухня – она представляет собой колоритную смесь индийских, арабских, африканских и французских кулинарных традиций.
Столица и самый большой город архипелага — Морони. Он был основан в X в. арабами как столица султаната, через которую проходил морской путь в Занзибар (ныне – Танзания). Хотя он стал столицей Коморских Островов только в 1962 году, город сохранил значительную часть своего давнего исторического наследия эпохи султанов. Здесь много старинных мечетей, но главная достопримечательность города — большой яркий и колоритный базар. Также популярным местом является порт Медина – интереснейший старинный арабский район города с апельсинами и лимонами в двориках.
На островах беспрепятственно исповедуются практически все религиозные течения планеты, однако доминирующая религиозная группа – мусульмане-сунниты. Они составляют 98% населения.
Коморцы очень религиозны. Ислам глубоко влияет на культуру и традиции Коморских Островов, хотя местные жители обычно терпимы к внешним культурам. Многие люди верят в земных духов и силу джиннов, такая вера имеет своим истоком африканские, арабские и мадагаскарские традиции. Кроме двух главных мускульманских религиозных праздников – Праздника поста и Праздника жертвоприношения, коморцы отмечают день рождение Пророка (САВ) и дни рождения местных святых. Центром таких торжеств являются мечети. Посвящения в распространенные здесь суфийские братства шазилийя, кадирийя и рифаийя проводятся в обителях (завия), около гробниц местных святых, куда приходят молиться люди. Культы духов составляют менее заметную религиозную практику.
Коморские острова – бедное государство, во многом оно существуют за счет финансовой помощи разных стран, главным образом – мусульманских. Как и во всех подобных странах, большинство детей либо получают недостаточное образование, либо вообще не посещают школу. Преподавание ведется как в традиционных исламских школах, где учат Коран, так и в государственных школах, где язык обучения французский. Девять десятых населения могут читать и писать по-арабски.
Традиционные празднования на Коморских Островах часто включают танцы, музыку и исполнение популярных литературных текстов, в том числе военных эпосов и рассказов об основании различных деревень. На праздники люди надевают вышитые народные костюмы, шапки, женщины – яркие платки. Прикладное искусство коморцев, сложившееся под влиянием мусульманской культуры, представлено богато орнаментированными и инкрустированными перламутром и медью деревянными изделиями.