Искусство азана в наши дни претерпевает изменения. Тунисские муэдзины проходят курсы в консерватории
Искусство азана в наши дни претерпевает изменения. Тунисские муэдзины проходят курсы в консерватории
2 года назад 824 islamosfera.ru

Молитвенный призыв, или азан, который является особенностью звукового ландшафта во многих мусульманских странах, претерпел немало изменений в современную эпоху, пишет Индлиб Фарази Сабер.

 

Азан появился еще во времена Посланника Аллаха (мир ему), и уже долгие века звучит с минаретов во всем исламском мире. В современную эпоху искусство призыва на молитву претерпело ряд изменений, не все из которых можно оценить как позитивные.

Сейчас азан можно услышать не только в историческом регионе распространения ислама, но и в Европе и Америке. Но в ряде стран публичное произнесение азана запрещено. Суннитский и шиитский азаны имеют небольшие различия. Последний, как правило, включают в себя слова: «Я свидетельствую, что Али – друг Аллаха».

В условиях пандемии Ковид-19 в некоторых странах были введены изменения в слова азана. В Кувейте, например, фраза «Спешите на молитву» была заменена на «Молитесь в своих домах», чтобы удержать людей от посещений мечетей.

Египетское правительство в 2010 году начало реализацию проекта «Таухид аль-азан» или «Объединение азанов». Предполагалось, что вместо множества азанов, которые звучат в Каире, где по некоторым оценкам насчитывается 4000 официальных мечетей и 30 000 неофициальных, один муэдзин будет воспроизводить стандартизированный азан по государственному радио. Проект вызвал множество споров.

Как говорит шейх Ахмад Саад, директор института Ихсан, британского центра изучения ислама, это было началом упадка искусства произнесения азана в Египте. Он рассказывает: «Раньше в каждой провинции проводились прослушивания, и кандидаты должны были пройти тесты и экзамены, чтобы убедиться, подходят ли они для этой работы [произнесения азана]».

По его словам, при воплощении в жизнь проекта объединения азанов все это исчезнет. Вместо этого в каждой из 29 провинций Египта назначается один муэдзин, который произносит призыв на молитву в одной из мечетей, а затем этот азан транслируется в прямом эфире по всей местности. Это “размывание традиции” печалит шейха Саада: «По моему мнению, мелодии азана теряются… ланшафт азана теперь кажется бесплодным».

Одним из мест, где призыв к молитве все еще остается искусством, является древний город Дамаск. В мечети Омейядов шесть муэдзинов вместе читают азан, который транслируется через громкоговорители, установленные на трех минаретах. Такое групповое чтение азана известно как Аль-Джавк, и возникло оно 500 лет назад.

Как рассказывает шейх Саад, раньше существовала разница между макамами азана для каждого из намазов. Сейчас это соблюдается далеко не всегда. «Тогда не было часов, и люди занятые на работе, на своем поле, или незрячие, которые не видели, какое время суток, просто услышав азан, знали, какой это намаз», – говорит шейх.

Например, азан, читаемый в нахавандском макаме, названном в честь провинции Нахаванд в Иране, где он возник, меланхоличен и часто используется для послеполуденной (аср) молитвы в четверг, чтобы отметить наступление пятницы, священного дня в исламе. А классический макам баяти, описываемый как «расслабляющий с теплыми, глубокими тонами», считался больше подходящим для призыва на полуденную (зухр) молитву. Медленный и спокойный ритм макама сабах обычно слышен на рассвете, а быстрый ритм макама сегах часто ассоциируется с вечерней (магриб) молитвой, когда время может быть ограничено. «Магриб – это время, когда мусульмане разговляются (во время Рамадана и дополнительных постов вне священного месяца). Поэтому им может быть не до того, чтобы слушать долгий азан. Кроме того, в месяц Рамадан после разговения люди готовятся к дополнительным вечерним намазам таравихам. Поэтому этот азан и молитву не затягивают», – говорит имам Хафиз Али Тос из Центральной мечети Кембриджа в Англии.

По словам шейха Саада, должность муэдзина требует немалой подготовки. «Полное обучение муэдзина может занять от шести месяцев до года, все зависит от того, насколько быстро он сможет уловить тонкости макамов, насколько хорош его слух и способности», – говорит он.

Как объясняет шейх, раньше требований к муэдзинам было больше. Они должны были хорошо разбираться в таджвиде, правилах произношения и быть пунктуальными хранителями времени, способными точно определить, когда наступает очередной намаз. Кроме того, они должны были быть достаточно физически подготовленными, чтобы подниматься (и спускаться) по длинной винтовой лестнице на вершину минарета пять раз в день. «В армии тренироваться было легче», – шутит шейх Саад.

Два раза в неделю в стенах почтенной городской консерватории в Институте традиционной музыки Рашидия, где обычно готовят хористов и мастеров игры на лютне, звучит азан. Закрыв глаза и сосредоточившись, несколько десятков муэдзинов поочередно совершают призыв к молитве в свойственной только тунисским мастерам манере.

Задача муэдзина пять раз в день призывать людей к молитве, поэтому он должен обладать прекрасным голосом и владеть определенной музыкальной техникой. С этой целью в Институте традиционной музыки Рашидия, впервые за несколько десятилетий существования института, были организованы курсы, где муэдзины проходят специальную музыкальную подготовку.

По словам одного из преподавателей Аделя Хидри, существуют такие версии исполнения азана, которые люди предпочли бы не слышать, однако после той музыкальной подготовки, которую пройдут муэдзины, все останутся довольны. Ведь в Тунисе нельзя шутить с исполнением азана. Так, например, в 2017 году один британский ди-джей был приговорен к году тюрьмы заочно, за то, что сделал музыкальный микс из призыва к молитве и популярных треков в одном из ночных клубов Хаммамета.

Величайшие мастера азана знают до десяти способов доведения его слов, которые гласят: «Аллах велик. Я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммед Его Посланник. Приходите на молитву».

Тем не менее, многие муэдзины, которых набирает министерство по делам религии Туниса, проходят либо короткую подготовку, либо вообще не имеют никакой подготовки. Для большинства из них это является дополнительной работой, а в некоторых регионах эта должность передается от отца к сыну.

Аллах любит красивое

В репетиционной комнате Института традиционной музыки Рашидия, где проходит непосредственная подготовка муэдзинов, один из педагогов Ильяс Биннур призывает своих учеников работать с голосом, замедляя ритм или же делая модуляцию.

Один из муэдзинов, работающий в одной из мечетей старого города говорит, что в его семье все мужчины знают наизусть Священный Коран. Его отец, дяди и сын обладают прекрасными голосами. Все они работают муэдзинами, и им нравится то, чем они занимаются.

На первое занятие, кроме самих муэдзинов, с целью поддержки, пришел и министр по делам религии Туниса Ахмед Адхум, который говорит, что «Аллах любит красивое».

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ La Tunisie met ses muezzins au diapason

Источник фото: La Nouvelle République

Тунисский ислам

Кроме всего прочего, курсы призваны сохранить и развивать особенности тунисской разновидности азана. Конечно же, слова азана те же самые, однако его тунисский вариант отличается своей артикуляцией и неповторимой ритмикой. В отличие от других стран Ближнего Востока, где многие звуки бывают слишком затянутыми, в Тунисе придают больше силы некоторым звукам, что и делает тунисскую школу такой уникальной.

Более того, поддерживая и развивая тунисскую школу азана, министерство по делам религии старается защитить тунисский ислам и продемонстрировать всему миру истинные ценности ислама.

0 комментариев
Архив