Индиго – исчезающая традиция Йемена
|
Вплоть до 1930-х годов мужчины и женщины по всему Йемену носили одежду и головные уборы цвета индиго, пишет Дарлин Уилкерсон Карпович.
Когда я жила в Йемене в 1980-х годах, то местные женщины, в основном, носили цветные платья. Но до того, как такая одежда получила здесь распространение, большинство одевалось в очень простую одежду, которую изготавливали на заказ из хлопчатобумажной ткани и в небольших красильных мастерских по всей стране окрашивали в цвет индиго. Когда я побывала в этой стране, таких мастерских осталось всего несколько. Например, в Сане их было одна или две. Но местные жители мне рассказывали, что еще несколько десятилетий назад спрос на ткани, окрашенные индиго, был высок, и соответствующий бизнес активно развивался. Одежду и головные уборы такого цвета носили мужчины и женщины по всему Йемену вплоть до 1930-х годов. Крашенные ткани были, в основном, местного производства, поскольку импорт тканей в Йемен был очень ограниченным.
Краситель считался целебным средством, которое могло вылечить все болезни, согреть тело и помогало от боли в суставах. Он был не очень стойкий и линял, придавая синеватый оттенок коже человека. Это считалось эффективным солнцезащитным и смягчающим кожу средством. Даже когда окрашенные натуральным красителем ткани вышли из моды, женщины нередко выбирали импортные ткани цвета индиго, так как считали, что они так же будут положительно воздействовать на кожу.
Процесс окрашивания с помощью индиго занимал много времени. Сначала готовили раствор, который должен был постоять 3-4 дня. Затем в него на три дня погружали ткань. После высыхания ткани ее отбивали тяжелым деревянным молотком или скребли по гладкой плите с прямым краем, чтобы получить металлический блеск, характерный для ткани, окрашенной индиго.
Исторически краситель получали из индигоферы красильной – растения семейства бобовых, происходящего из Индии. В Йемене его выращивали в Вади Байхане. В более позднюю эпоху синтетический краситель соответствующего цвета стали импортировать из Германии.
Исторические платья цвета индиго было нелегко найти, так как многие женщины говорили мне, что они «были старыми и порванными, поэтому мы их выбросили». Местные жительницы рассказывали о своих матерях или бабушках, которые в повседневной жизни носили темные камисы, окрашенные индиго, а полосатые цвета охры – на свадьбы и другие праздники. Считалось, что эти платья «принадлежат ко времени имамов» (период правления зайдитских имамов с 897 по 1962 г. – Исламосфера) и олицетворяют «старые обычаи». К тому времени, когда я жила в Йемене, в городах подобные одеяния не носили, вероятно, уже лет пятьдесят. Они уже даже исчезали в отдаленных провинциях, где сохранялись дольше. Такие платья украшались ручной вышивкой, включающей раковины, небольшие круглые металлические детали (используемые в качестве блесток), пуговицы и другие украшения. Мне удалось купить свадебное платье, которому, как мне сказали, было лет девяносто. Оно относится к тому периоду, когда женщины еще не выбирали на свое бракосочетание одежду в западном стиле. Само платье имеет желтый цвет, но на его рукав нашит яркий квадрат, выполненный в лоскутной технике. Среди цветов в нем присутствует и индиго. Мне объяснили, что его предназначение – привлечь удачу и сберечь невесту и жениха от сглаза.
Дарлин Уилкерсон Карпович – художник и дизайнер, которая отправилась в Йемен в 1981 году, чтобы открыть художественное отделение в частной школе. Она прожила в этой стране пять лет.