Ханака-е-Моула – старейшая мечеть Кашмира
|
Построенная в 1395 г. мечеть Ханака-е-Моула является одной из старейших в Кашмире. Ее также называют одним из лучших образцов кашмирского деревянного зодчества.
Ханака-е-Моула, находящаяся в столице Кашмира Сринагаре, известна также под названиями Шах-и-Хамадан Масджид и Ханака. Это одна из старейших мечетей в Кашмире, она располагается в районе Старого города на правом берегу реки Джелум между мостами Фатех Кадал и Заина Кадал. Мечеть была построена в 1395 году по заказу султана Сикендара, правившего в Кашмире в 1389-1413 гг., в память о Мир Саиде Али Хамадани (ум. 1384) – персидском религиозном ученом, поэте и шейхе тариката кубравия, который почитается как святой. Хотя он родился в Иране в городе Хамадан, но с целью проповедования ислама путешествовал по всей Центральной и Южной Азии. Согласно преданиям, в 1379 г. Саид Али Хамадани вместе с 700 последователями прибыл в Кашмир, где только недавно появился ислам. Святой сыграл заметную роль в исламизации этого региона и оказал огромное влияние на его культуру.
Так как мечеть деревянная, то на протяжении своей истории она не раз страдала от пожаров. В первый раз это произошло в 1480 г. Тогда сгоревший храм заново построил стоявший в то время у власти султан Хасан-шах. В 1731 году Ханака-е-Моула вновь пострадала от огня, ее восстановлением занимался Абдулбаракат-хан. Последний инцидент такого рода произошел в 2017 г., огонь быстро удалось потушить, поэтому был поврежден только шпиль здания.
Мечеть Ханака-е-Моула является источником конфликта между мусульманами и индуистами. Как заявляют последние, она построена на священном месте, где в древности располагался храм богини Кали. Некоторые утверждают, что Саид Али Хамадани, разрушив этот храм, построил мечеть, а источник, посвященный Кали, все еще находится внутри мечети. Поэтому индуисты неоднократно пытались добиться разрешения на строительство своего святилища рядом с Ханака-е-Моула, объявив даже бойкот местным мусульманским магазинам.
Если некоторые историки и поддерживают подобные притязания, другие подвергают их сомнению, считая это ревизионистской попыткой переосмысления истории. Они обращают внимание на тот факт, что традиционные кашмирские индуистские историки, такие как Калхана, Джонараджа и Шук Бхатт, не упоминают о существовании какого-либо храма на месте мечети.
Археолог Р.К.Как в «Древних памятниках Кашмира» и историк П.Н.К. Бамзай в «Культурно-политической истории Кашмира», говоря о Ханаке, вообще ничего не упоминают о возможности существования храма на месте нынешнего сооружения. А историк Ашик Хусейн Бхат утверждает, что переориентация индуистских святынь на мусульманские не была бы чем-то необычным, учитывая, что подавляющее большинство кашмирцев приняли ислам.
Рядом с мечетью и сейчас существует святое для индуистов место, и историки предполагают, что на самом деле они всегда были смежны друг с другом, и их близость является достаточно типичной для Кашмира, где долгие века сохранялась религиозная терпимость. Кашмирские индусы также исторически относились к Ханака-е-Моула с большим почтением.