Город святых: как ислам распространился в Эфиопии (Фото)
|
Прогуливаясь по сердцу старого города Харар, что на востоке Эфиопии, можно обнаружить, что его мощёные улочки ведут к комплексу со сверкающими белыми стенами и старинным деревом. Этот комплекс – последнее место земного упокоения эфиопского шейха Абаадира Умара Аль-Рида Фики Умара, ставшего распространителем ислама на африканском континенте.
Харар – город, расположенный в современной Эфиопии, примерно в 520 км к востоку от столицы Аддис-Абебы и в 260 км к западу от Харгейсы. Считается, что городу более тысячи лет, и, согласно некоторым источникам, ислам здесь появился ещё во времена Пророка ﷺ.
Народ харари обладает культурой и наследием, которые тесно переплетены с исламской традицией. Из-за большого количества учёных, которые занялись распространением исламского вероучения в Эфиопии, город Харар получил прозвище Мадинатуль-Аулия’, что с арабского переводится как город святых.
Говорят, что Абаадир Умар Аль-Рида Фики Умар, эфиопский имам, прибыл в город в 405 году по хиджре. Как в письменных, так и в устных преданиях говорится, что за десятилетия до его прибытия город был населён враждующими племенами. Правитель того времени Амир Хабоба попросил старейшин города найти учёного человека из благословенных земель Хиджаза, чтобы принести мир в город. Оказавшись там, они опознали молодого человека по имени шейх Умар ар-Рида, который был потомком первого халифа Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), и вручили ему приглашение эмира. Умар ар-Рида принял приглашение и отправился в путешествие в Восточную Африку с несколькими своими соплеменниками, детьми, шейхами.
Будучи инициативным молодым учёным, шейх призвал людей и их племена к единству в рамках одной веры. Некоторые прислушались к его учению, и была сформирована небольшая армия последователей. Другие племена же отвергли попытки шейха призвать к единобожию и впоследствии вступили в бой. Некоторые источники утверждают, что Умар Аль-Рида отказался сражаться мечом, чтобы показать, что он пришёл не для того, чтобы проливать кровь, а для того, чтобы принести единство и мир. Умар Аль-Рида одержал победу, и регион обрёл лидера, под руководством которого люди объединились. С миром и желанием объединить разрозненные племена шейх отправился в Сомали.
Увидев ошеломляющий успех шейха и его значительную работу по установлению мира, правитель, пригласивший его в регион, предложил ему место у власти.
Уважение, которое харари, сомалийцы и другие жители региона питают к Абадиру, является результатом его научного и религиозного наследия. На знаменитой серии встреч шейх Абадир собрал учёных, чтобы заложить основы того, что в последующие столетия превратит Харар в религиозный центр Африканского Рога.
Умар Хутуб, учёный, прибывший вместе с Абадиром из Хиджаза, был направлен в сомалийские регионы для распространения ислама и развития там традиций учёности. В Хараре Абадир поручил Софи Яхью, другому алиму, приехавшему вместе с ним из Хиджаза, создать систему религиозного образования для детей. Так, местных детей начали обучать основам исламской веры, арабскому языку и Корану. Эта система школьного образования стала основой образования мусульманских детей в Хараре и прилегающих сомалийских регионах.
Сегодня Абаадир Умар Аль-Рида Фики Умар считается «отцом Харара», а комплекс, в котором расположена его могила и дом, где он жил, находится в самом центре города.