Два вида мультикультурализма на Западе
|
В разных государствах «проект мультикультурализма» считается проводником преобразований и развития, однако воплощается по-разному. Происходит это в силу особенностей культурной политики государств и их способности заблаговременно предвидеть, каким образом разнообразие культур отразится на их общественном и политическом укладе. Прежде всего необходимо отметить разницу между понятиями «культурный конфликт» и «культурное различие».
Различие – это первопричина, конфликт же - случайное явление. Конфликт является следствием того, что государство не в состоянии грамотно регулировать вопросы, связанные с разнообразием культур и различиями между ними.
Страны, которые своевременно предприняли важные шаги в вопросе принятия культурных различий, в конечном итоге пришли к признанию плюрализма и, через это признание, к сохранению единого и сплочённого общества. Другие же страны избрали путь ассимиляции меньшинств, пытаясь насильственно «растворить их в горниле большинства» без признания их культурных прав. В этих государствах культурные различия переросли в конфликты, разжигающие пламя идеологических и политических «раздоров», что, в свою очередь, создало благодатную почву для радикалов - как среди представителей меньшинств, так и среди тех, кто считает себя частью большинства и защитниками его ценностей. Перед нами сложный феномен, изучение которого требует сравнения подходов различных стран к данной проблеме.
Особое внимание следует уделить двум моделям, одна из которых в значительной степени помогла решить сопутствующие мультикультурализму проблемы, в то время как другая в них «увязла», что негативно отражается на политической и социальной жизни.
Цивилизационные модели мультикультурализма
Мы считаем, что относительно успешная модель мультикультурализма была реализована в Великобритании, в то время как французская модель является одной из наиболее спорных в связи с непоследовательной государственной политикой в данной области.
Чтобы понять разницу, необходимо принять во внимание исторические влияния, политические ставки и функции, отводимые культуре в мировой геополитике после окончания холодной войны.
Сравнение британской и французской моделей требует возврата к колониальному прошлому двух стран и их политике по отношению к колонизированным народам.
Британская империя по мере возможностей старалась прибегать к системе косвенного управления (через предоставление мандата своим ставленникам), в то время как Франция опиралась на систему прямого колониального управления и политику «подчинения и пристегивание».
Профессор Мухаммад Бишари
После распада колониальной системы в Европе возникла острая нужда в рабочей силе, которую можно было бы использовать для восстановления подорванной экономики и ликвидации ущерба, причиненного в ходе Второй мировой войны. В этой ситуации европейские страны воспользовались своими бывшими колониями, «импортируя» из них трудовых мигрантов.
Разумеется, европейцы продолжали обращаться с жителями своих бывших колоний так же, как и в колониальную эпоху. Во Франции, например, на смену политике «подчинения» пришла во многом наследующая ей политика ассимиляции. Британия, в свою очередь, вела более дальновидную колониальную политику и отказалась от притязаний на свои колонии раньше Франции. К началу 60-х гг.
Соединенное Королевство осознало необходимость предупредительных мер, которые нужно было принять ввиду грядущих сложностей мультикультурализма - результата следующих одна за другой волн миграции и их влияния на общественный и культурный уклад страны (становящегося всё более очевидным со сменой поколений). Так, в 1965 году был принят Закон о расовых отношениях (Race Relations Act), который затем дважды дополнялся (в 1968 и 1976 годах), чтобы скорректировать политику мультикультурализма в Соединенном Королевстве[1].
Таким образом, Британия перешла от введения уголовной ответственности за расовую дискриминацию к выстраиванию дружественных отношений между коренными жителями и мигрантами, а затем - к признанию равенства между этническими и культурными группами и укреплению связей между ними на национальной основе.
[1] В своей первой редакции Закон о расовых отношениях запрещал прямую расовую дискриминацию, но только в местах общественного отдыха, что являлось во многом формальной мерой. Закон 1968 года распространил запрет на дискриминацию в области обеспечения жильем, найма на работу, страхования и предоставления кредитов. Наконец, закон 1976 года, отменивший два предыдущих, ужесточил правовые акты против дискриминации. На его основании год спустя была создана Комиссия по вопросам расовых отношений с целью устранения дискриминации, обеспечения равных возможностей и установления добрососедских отношений между различными расовыми группами в Великобритании.