Джамия Масджид Равалпинди – мечеть, бросившая вызов индусским храмам (фото)
|
Маркази Джамия Масджид была построена в Равалпинди для того, чтобы конкурировать с индуистскими храмами и сикхскими гурдварами, расположенными в окрестностях города, пишет Салман Али.
Богатая культура Пакистана находит свое отражение в архитектуре его исторических мечетей. Будь то мечеть Бадшахи в Лахоре или богато украшенная мечеть Махабат Хан в Пешаваре, каждое здание уникально и красиво по-своему. Маркази Джамия Масджид города Равалпинди является прекрасным примером богатых архитектурных традиций страны.
История гласит, что первый камень в основание мечети был заложен в 1903 году Шахом Мухаммадом Аюбом Ширази Хайдаром – принцем, изгнанным из Афганистана. К этому времени в Равалпинди было около 80 мечетей, но они были небольшими. «Не было такой крупной мечети, в которой мусульмане могли бы совершать праздничные или пятничные намазы», – рассказывает историк Шираз Хайдар. Кроме того, Равалпинди построен на месте древнего буддистского поселения. В XVII в. его захватили сикхи, значительную долю населения города составляли индусы. Поэтому в окрестностях города и в нем самом немало древних индуских храмов и сикхских гурдвар. Мусульмане считали необходимым построить мечеть, которая могла бы соперничать с ними в великолепии.
Для строительства мечети возникали разные препятствия. Во-первых, воздвижению мусульманского храма на этом месте пытались помешать местные индусы. Вторая проблема была финансовая. Строили мечеть на общественные пожертвования. Рассказывают, что женщины даже отдавали свои драгоценности во имя этого благого дела. Но средств, собранных с жителей города, было недостаточно. Тогда Кади Сираджуддин, один из влиятельных людей Равалпинди, стал разъезжать по разным района Пенджаба, собирая пожертвования для строительства.
Наконец, храм был открыт в 1905 году. Первым имамом мечети был назначен Маулана Мухаммад Макрани.
Во времена британского колониализма в Индию стали проникать европейские веяния, которые оказали свое влияние в том числе и на архитектуру. В разных регионах страны можно увидеть здания, на которых прослеживается влияние неоклассицизма, готики и барокко. Одним из таких памятников является Джамия Масджид Равалпинди. С одной стороны, она демонстрирует преемственность традициям индо-исламской архитектуры и является одной из немногих мечетей в регионе, построенных в стиле архитектуры Великих Моголов. Мечеть имеет три купола, но они не такие большие, как принято в классической могольской архитектуре. Нечетное число арок и куполов также вдохновлено стилем Великих Моголов.
Вместе с этим, сложные украшения, обилие декоративных элементов деталей, росписи и резных панелей указывают на влияние европейского барокко.
Интерьер мечети тоже весьма примечателен. Стены покрыты замысловатой плиткой ярких цветов. При этом используемые материалы, цвета и методы не являются классическими для индо-исламской архитектуры и отражают развитие местных традиций. Также на стены нанесены аяты из Священного Корана и хадисы Посланника Аллаха (САВ). Молитвенный зал мечети имеет такую интересную акустическую особенность, что слова, произнесенные, говорящий на одном его конце, слышны на другом.
Внутреннее убранство мечети оставалось нетронутым с момента ее постройки. Мечеть имеет в общей сложности 12 минаретов различных размеров.
Расположенная среди старых домов на улице Джамия, мечеть относится к тем достопримечательностям города, которые необходимо обязательно увидеть, приехав в Равалпинди. Ежегодно ее посещает множество туристов.
К сожалению, время не пощадило Джамия Масджид – зданию необходим капитальный ремонт, но его интерьер все еще великолепен.