Дебар – мусульманский город в Македонии. Чем так необычна Пестрая мечеть в Македонии? (фото)
Дебар – мусульманский город в Македонии. Чем так необычна Пестрая мечеть в Македонии? (фото)
4 года назад 1796 Islamosfera.ru

Этот небольшой город в Северной Македонии можно считать воплощением бурной истории Балкан. Если в XIV веке он был полностью христианским селением и резиденцией епархии, то в настоящее время является крупнейшим мусульманским городом Македонии.

Дебар упоминается еще в римских источниках II века н.э. – о нем писал Птолемей, называя его Деборус. Располагаясь на перекрестке цивилизаций, в разные периоды своей ранней истории он принадлежал то Эпирскому царству, то болгарам, то крестоносцам, то византийцам, то сербам. Более значительное поселение в этом месте появилось только во времена Византии, в XI веке.

В XIV веке Дебар, который в то время именовался Раховником, вошел в состав Османской империи, и оставался её частью вплоть до начала XX века. Если в период завоевания он был полностью христианским селением, то, по данным 1530 года, в нём было 170 христианских домов и 58 мусульманских, также имелась Соборная мечеть. К середине XVI века уже половина жителей была мусульманами. Здесь имелись мечети, хамамы, рынок.

В 1443 году город стал центром восстания против Османской империи, возглавляемого Георгием Кастриоти. Этот правитель княжества Кастриоти в раннем возрасте попал в Турцию в качестве заложника, принял ислам. Однако по возвращении на родину не только отрекся от мусульманства, но и поднял восстание.

Документ, в котором приводятся сведения о населении и статусе Дебара в 1518-1519 гг. / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В период османского правления Дебар стал важным транспортным узлом и одним из крупнейших торговых центров региона. Исламизация привела к изменению состава его населения, семьи христиан-македонцев покидали город, и сюда переселялись албанцы. Вместе с этим здесь развивалась и христианская культура. В XVII-XIX вв. Дебар славился своей резьбой по дереву. Резные иконостасы, изготовленные мастерами из Дебара, до сих украшают церкви всего Балканского полуострова. Здесь действовали сербские начальные школы, в которых учились как мальчики, так и девочки.

В XIX веке Дебар переживал свой расцвет. Болгарский географ Васил Кынчев сообщает, что его население в начале XX века составляло 15500 человек – 10500 албанцев-мусульман, 4500 – болгар-христиан и 500 цыган-мусульман.

Кызыл Хафиз Ахмет Эфенди, дед основателя Республики Турция Ататюрка, был выходцем из одной из деревень в окрестностях Дебара.

Фотография с видом на город, сделанная в начале XX в. / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Бурные события на Балканах в XX веке негативным образом сказались на Дебаре. В 1912 году город вошел в состав Королевства Югославия, тогда как большая часть относящихся к нему деревень оказались в составе Албании. Он оказался оторван от транспортных путей и потерял свое значение.

После образования Социалистической Республики Югославия Дебар вошел в ее состав. В 1950-1960-х годах, когда власти Югославии вели борьбу с религией, многие турецкие семьи были вынуждены покинуть Дебар и искать убежище в Турции.

Когда в 1991 году Македония объявила независимость, то Дебар остался на ее территории. Сейчас он является административным центром общины Дебар. Согласно переписи 2002 года, в городе на то время проживало 14 561 человек, из них 10768 – албанцы, 1415 – турки, остальные – македонцы, цыгане, влахи и сербы. Что интересно, лиц, указавших себя как турками, то они считают родным языком македонский, что позволяет предполагать, что турками записались помаки или торбеши. 84% населения являются мусульманами.

Из-за сложной экономической ситуации многие жители предпочитают уезжать из Дебара. Чаще всего они эмигрируют в Соединенные Штаты.

Мечеть в Дебаре / Источник: en.wikipedia.org

Чем так необычна Пестрая мечеть в Македонии?

В македонском городе Тетово находится знаменитый образец ранней османской архитектуры – «Пестрая мечеть». Этот старинный памятник Балкан выделяется среди других османских сооружений своим внешним видом. Яркие пестрые стены характерны для современного исламского изобразительного искусства. Между тем, такие стены можно видеть в «Пестрой мечети», которой в скором времени исполнится 600 лет.

Турки называли ее Аладжа джами, у македонцев она известна как Шарена Джамия, что переводится с обоих языков как «Пестрая мечеть», поскольку пестрота и яркость расцветок можно назвать самыми заметными особенностями этой мечети.

Мечеть македонского городка Тетово была построена в 1438 году. Архитектором мечети был османский мастер Исхак бей. Архитектура во все времена играла важную идеологическую роль. Правители соревновались друг с другом в красоте и величественности сооружений, желая подчеркнуть свое могущество. Вот и в 15-м веке в Османской империи мечети возводились в основном султанами, пашами и беями.

Однако Аладжа джами стала исключением. Она была построена на деньги двух сестер из Тетово – Менсур и Хуршиды. Местом их упокоения служат два восьмиугольных мавзолея-тюрбе, построенных здесь же, рядом с мечетью. Территория вокруг мечети была украшена цветами и фонтаном. Также недалеко от мечети, по имеющейся традиции, была построена баня – хаммам. Турки-османы, как полагается мусульманам, заботились не только о духовной чистоте, но также следили за чистотой телесной.

Тюрбе рядом с мечеть, в котором покоится одна из сестер / Источник: ru.wikipedia.org

Еще одна особенность Пестрой мечети сразу бросается в глаза: она не имеет купола – неотъемлемого элемента османской архитектуры. Все потому что мечеть представляет собой образец  ранней османской архитектуры периода, предшествовавшего завоеванию Константинополя.

Наконец, еще одно важное отличие Шарены Джамии от других османских мечетей заключается в том, что для ее украшения вместо традиционных для османской архитектуры керамических плиток использована цветочная роспись. Чтобы изготовить краски и глазурь для покраски стен мечети, понадобилось 30 тысяч яиц.

Картинки по запросу

Вход в мечеть. На потолке – печать пророка Сулеймана в виде шестиконечной звезды / Источник: flickr.com

В 1833 году в мечети прошли восстановительные работы, инициатором которых был Абдуррахман-паша – албанский владетель, управлявший Тетовским пашалыком в первой половине 19-го века, который был большим ценителем культуры и искусств. По его указанию, лучшие мастера тогдашней Македонии расписали стены растительными и геометрическими узорами, пейзажами и изображениями мусульманских святынь. В частности, среди них есть изображение Мекки.

В 1991 году тетовские мусульмане соорудили вокруг мечети стены в классическом османском стиле. А в 2010 году были обновлены внешние росписи мечети.

ÐаÑÑинки по запÑоÑÑ tetovo mosque

Источник: commons.wikimedia.org

Медресе внутри комплекса мечети / Источник: ru.wikipedia.org

Двор мечети / Источник: en.wikipedia.org

Внешние росписи / Источник: en.wikipedia.org

Интерьер мечети / Источник: en.wikipedia.org

Внутри мечети / Источник: en.wikipedia.org

Шарена Джамия в 1932 году / Источник: en.wikipedia.org

Внутренний купол мечети / Источник: en.wikipedia.org

Шарена Джамия / Источник: en.wikipedia.org

0 комментариев
Архив