В Казахстане строится подземная мечеть. В Алматы построят пантеон
В Казахстане строится подземная мечеть. В Алматы построят пантеон
2 года назад 1463

В Туркестанской области Казахстана идет строительство духовного центра “Кылует”, сообщает Sputnik Казахстан со ссылкой на пресс-службу акима области. В настоящее время закладывается фундамент подземной мечети и медресе. Территория мечети, расположенной на площади 0,86 гектара, составит 2 300 квадратных метров. Строительные работы начались в октябре прошлого года. Летом же текущего года объект должен быть сдан в эксплуатацию.

Планируется, что в этом году откроется медресе по подготовке чтецов Корана и будущих религиозных деятелей. Площадь медресе, возводимого рядом с подземной мечетью, составит 1 282,8 квадратных метра. Духовный центр строится за счёт средств предпринимателей и благотворительных пожертвований мусульман. Вклад в него может внести любой желающий.

Название духовного центра «Кылует» заимствовано от названия древней подземной мечети, которую, по преданию, построил в XII веке суфийский поэт и духовный лидер Ходжа Ахмет Яссауи. Считается, что ее название означает «Поклоняться в одиночестве». В этой мечети, наполовину расположенной ниже поверхности земли, было специальное помещение для уединенной молитвы.

В Алматы построят пантеон

Об этом сообщил аким города Бакытжан Сагинтаев, передает forbes.kz

По поручению президента Казахстана в январе будет объявлено о проведении открытого архитектурного конкурса на разработку эскиза будущего пантеона. Он будет посвящен январским событиям. Об этом в ходе онлайн-конференции 20 января рассказал аким Алматы Бакытжан Сагинтаев.

Пантеон (с греческого Πάνθειον, «(храм) всем богам») — некрополь, монументальное здание, общее название для места захоронения известных людей.

Айша: над ней число 18...

Неподалеку от древнего города Тараз на юге Казахстана, известного также как город Джамбул, родина джентльмена удачи Василия Алибабаевича, находится село Айша-биби. Название населенного пункта связано с именем средневековой красавицы, к мавзолею которой не зарастает народная тропа. Едут в том числе к Айша-биби пилигримы из Сибири и Урала, главным образом женщины. А ближе к выходным к усыпальнице приезжают молодожены из Тараза, чтобы покляться в любви друг к другу.

Рядом возвышается еще один мавзолей – няни Бабаджи хатун. В своем путешествии по древним городам Великого Шелкового пути мы не могли не повернуть сюда, съехав с международной автомагистрали «Западный Китай-Западная Европа». Сакральное место только что покинул автобус с людьми, и в информационном павильоне «Золотой караван» перед входом на территорию усыпальниц были готовы обслужить нас и рассказать о товарах на прилавке и о том, почему сюда едут в основном представительницы прекрасного пола и свадебные кортежи.

На информационном стенде можно было прочитать, что в главном мавзолее покоится дочь сахаба Зенги-баба и Ануар-бегим, скончавшаяся на берегу реки Аса во время поездки к своему возлюбленному, правителю Западного каганата Караханидской империи отважному воину Шах Махмуд Карахану.

В узорах мавзолея Айша-биби мотивы различных эпох

 

В узорах мавзолея Айша-биби мотивы различных эпох

 

Стало понятно, что в одно предложение авторы текста вместили разные эпохи и легенды. За пределами Тараза вряд ли кто слышал о сподвижнике Пророка, мир ему, по имени Зенги-баба. Это же имя в различных преданиях носит средневековый суфий-святой, ученик Ходжа Ахмеда Яссави. Предполагаемые могилы Зенги-баба находят в разных частях Средней Азии. Есть некрополь Зенги-баба даже в Тобольском районе. Так кто-же они, таинственная красавица и ее няня, удостоившиеся чести воздвигнуть им мавзолеи?

Надо сказать, что мазар Айша-биби особенный, других таких нет во всей Центральной Азии. В его узорах мавзолея сочетаются мотивы, уходящие корнями в сакский период.

По распространенной легенде, Айша, дочь Сулеймана Бакыргани (он же Зенги-баба), обладала неземной красотой. Однажды ее увидел правитель Тараза Карахан и влюбился. Эта была взаимная любовь с первого взгляда. Как и положено правоверному мусульманину, Карахан попросил руки красавицы у ее отца. Однако Зенги-баба отказал ему, что в целом не укладывается в общепринятые нормы. Ведь, как правило, отцы стараются передать дочерей в надежные сильные руки, тем более, если девушка сама пылает любовью к человеку. Но, видимо, у отдельных суфийских шейхов свои взгляды на брак, непонятные для простого человека.

Осознав, что отец лишил ее счастья быть рядом с любимым, Айша решилась бежать в Тараз. Она переоделась в мужскую одежду и под покровом ночи вместе с верной няней Бабаджи-хатун, видевшей как страдает девушка, покинула отчий дом. Беглянки примкнули к торговому каравану. До Тараза оставалось совсем немного, и девушка уже готова была примерить свадебный наряд. Перебирая одежду, она не заметила, как в головной убор саукеле заползла ядовитая змея. И здесь легенда расходится.

По одной версии, поняв, что умирает от укуса змеи, Айша отправила гонца к суженому. Карахан прискакал к ней, но было поздно. Она скончалась у возлюбленного на руках. Потрясенный, убитый горем Карахан собрал лучших мастеров в округе и заказал им мавзолей в память о вечной любви. Верная няня осталась жить рядом, и когда пришло время ей покинуть бренный мир, великодушный Карахан воздвиг и ей мазар.

По другой версии, Карахан прибыл к возлюбленной с лекарями и муллами, однако яд уже распространился по всему телу. Видя, что жизнь покидает любимую, Карахан попросил муллу совершить обряд никях с умирающей невестой, чтобы она ушла из жизни его женой. Восемнадцать лет было Айше-биби, когда трагически закончилась ее земная жизнь.

По странному совпадению именно на 18-й кладке мавзолея выбита надпись, выполненная куфическим стилем арабского письма. В переводе эти слова означают: “Осень… Тучи… Земля прекрасна…”

В информационном павильоне побывали гости из разных стран и регионов

И это не единственное совпадение, связанное с цифрой 18. Как установила хранитель фондов заповедника-музея “Памятники древнего Тараза” Анна Крокошева, расстояние от места захоронения Айши-биби до Тараза, где правил Карахан – 18 километров. Дальше-больше: ширина плитки, которой выложено сооружение, – 18 сантиметров! Подобные совпадения уносят мысли в мир мистического и непостижимого.

В реальной истории отцом Айша-биби мог быть совершенно другой человек, не суфийский святой. Так следует из исторических хроник, обнаруженных архитектором Баян Туякбаевой, в которых повествуется о смерти в 1034 году дочери Таласского правителя Богра-хана. Девушка умерла в дороге по пути в Газну к своему жениху Маудуду – наследнику Масуда Газневи.

Айша по всей видимости была дочерью одного из сыновей Сатук Богра-хана, первого тюркского правителя, принявшего ислам, и вошедшего в историю под именем Карахана (великого хана). Ее жених Маудуд Газневи, сын Масуда, вступил на престол Газневидского государства на территории современного Афганистана в 1040 году, спустя шесть лет после смерти невесты.

Справа усыпальница Бабаджи-хатун

Данный источник ставит все на свое место, однако представительницам прекрасного пола, которые едут в летнее время к Айша-биби со всей Центральной Азии и южных регионов России, больше по душе красивая легенда о несчастной любви. Сердцам людей свойственно тянуться к прекрасному и чистому, верить в смелые поступки ради любви.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

0 комментариев
Архив