Уступи дорогу: электротранспорт стал полноправным участником движения в Казахстане
|
С первыми теплыми днями количество участников дорожного движения заметно прирастает за счет пользователей альтернативного транспорта.
Наряду с велосипедистами отряд «альтернативщиков» с недавних пор пополнился владельцами электросамокатов, электроскутеров, прежде экзотических для наших дорог сигвеев и моноколес. Стремительное развитие микромобильного транспорта становится вызовом для властей мегаполисов, меняет городской ландшафт и самих горожан.
С ветерком по городу
С главным редактором журнала «За рулем Казахстан», блогером Алексеем Алексеевым мы беседуем в кафе в центре Алматы. Заядлый автолюбитель не только в силу профессии, но, что называется, по зову сердца, водитель с солидным стажем, Алексей приехал на встречу на моноколесе и рассказал, что за последние пять месяцев заправлял свою машину всего два раза и выезжал на ней только в плохую погоду.
Над приобретением собственного микромобильного транспорта он задумался полтора года назад, к вопросу выбора подошел с профессиональной скрупулезностью. Сначала хотел купить сигвей, но, поговорив с владельцами, пришел к выводу, что не устроит дальность хода и некоторые нюансы эксплуатации. Опыт с электросамокатом оказался успешным, но, отъездив два сезона, Алексей понял, что этот вид транспорта идеален для поездок на короткие расстояния и непрактичен для более серьезных выездов: летом перегревается при долгом пути в гору, да и скоростные характеристики оставляли желать лучшего. В прошлом году Алексей обратил внимание на электровелосипеды. Тест одного из устройств на презентации Bosch привел в восторг, но в наших реалиях для велолюбителей актуален вопрос хранения «железного коня» и его транспортировки.
- В чате владельцев электротранспорта мне посоветовали моноколесо как вершину электромобильности. Потребовались время и усилия, чтобы научиться ездить на нем. Очень помогли занятия в моношколе, организованной в Алматы энтузиастами: там буквально за один вечер дали большой объем знаний о безопасности вождения, о том, как нужно и как не следует ездить. Спустя неделю самостоятельных тренировок научился передвигаться достаточно уверенно, а потом начал выезжать в город. Показательная ситуация возникла накануне Нового года, когда я успел на встречи в разных концах Алматы, не тратя время и нервы в километровых пробках и в поисках места для парковки, – рассказывает Алексей.
По его словам, одной зарядки колеса, с учетом его веса и наклона рельефа, хватает на 60–70 км. Как правило, этого достаточно, чтобы в хорошую погоду приехать в офис в центре города, сделать несколько поездок в течение дня и вернуться домой в один из спальных районов. В морозные дни, которых этой зимой в Алматы было не так много, на колесе можно добраться до ближайшей к дому или офису станции метро. Налицо экономия для семейного бюджета: нет необходимости тратить деньги на бензин, сокращаются расходы на обслуживание авто, парковку, да и риск нарваться на штраф минимален.
- В последнее время я беру автомобиль только для поездок на дачу, в супермаркет или для семейных выездов в горы. Слышал, что ребята поднимаются на колесе до Большого Алматинского озера и даже до Космостанции. Лично я пока не решался на такие вылазки, но в том, что моноколесо – настоящий вид транспорта, а не развлечение, убедился на сто процентов, – говорит Алексей.
Микромобильная революция
Мнение о том, что микромобильные виды транспорта все меньше воспринимаются как забава, разделяет и эксперт в области городской мобильности, директор общественного фонда Velofriends Елена Ерзакович. Организаторы последнего международного транспортного саммита в Стокгольме, говорит она, посвятили теме микромобильности две сессии, что свидетельствует об изменившемся статусе новых участников движения. Резкий всплеск популярности электросамокатов заставил администрации мировых мегаполисов принимать решения по регулированию микромобильного транспорта. В том же Стокгольме, где отлично развит общественный транспорт, очень популярны прокатные схемы, но без оборудованных мест для парковки и наличия жестких парковочных требований возникает хаос с брошенными посреди тротуара прокатными самокатами. В Нидерландах, где исторически в почете велосипед, очень распространены мини-коляски на электротяге, которыми пользуются пожилые люди, а вот электросамокаты не столь популярны.
Алматы в прошлом году переживал бум популярности электросамокатов, их покупали в том числе велосипедисты и автомобилисты как удобную альтернативу для передвижения внутри города.
- Я живу за городом и при таком раскладе самокат – самый удобный вид транспорта с точки зрения бизнес-перемещений. Он не занимает много пространства в машине, на которой я добираюсь до офиса, его в любое время можно поставить на зарядку, не нужно беспокоиться о месте хранения там, куда приезжаешь на встречу, да и парковочные станции появляются во многих торговых центрах. При выборе микромобильного транспорта, будь то электросамокат, скутер или моноколесо, люди руководствуются прежде всего своими интересами. У некоторых есть целая линейка альтернативных видов транспорта, позволяющих сделать перемещение по городу максимально комфортным. В транспортном планировании считается, что расстояние меньше двух километров можно пройти пешком, микромобильность – следующий шаг от пеших перемещений, а самый грязный с точки зрения экологии и неэффективный вариант – поездки на автомобиле на короткие расстояния, – говорит эксперт.
В ноябре прошлого года фонд Velofriends провел интернет-опрос пользователей двухколесного немоторизованного и микромобильного транспорта. Результаты, во-первых, показали достаточно большую популярность средств передвижения с электроприводом, а во-вторых, опровергли расхожее представление о том, что на самокатах, моноколесах и велосипедах разъезжают неудачники, которые не могут позволить себе автомобиль. Из 688 респондентов 47% совмещают поездки на двухколесном транспорте с использованием личного авто, 26,3% пользуются прокатным автомобилем или такси. 181 участник опроса ездит на электросамокате, 26 – на электровелосипеде, 37 предпочитают моноколесо.
- Для наших граждан экологичность пока не является главным аргументом в пользу выбора микромобильных средств передвижения, скорее приятно осознавать, что ты делаешь благое дело для города, пересев с автомобиля на электросамокат или электроскутер. На мой взгляд, город должен поддержать людей, которые делают такой выбор, дать им возможность почувствовать свою значимость. В определенный период года микромобильность действительно может поменять структуру поездок, и в Алматы достаточно большой сезон, чтобы этот период и вклад были значительными. Есть проблемы, связанные, скажем, с отсутствием техники, которая могла бы почистить снег на велодорожках с ограждениями, но они решаемы, – считает Елена.
У Алматы есть все для того, чтобы стать одним из самых успешных образцов деавтомобилизации, уверен Ануар Джусупов, городской активист, создатель сообщества пользователей Almaty Bike. Но таким примером город станет лишь при условии комплексного решения нескольких проблем, в первую очередь дальнейшего развития инфраструктуры.
- С точки зрения обывателей, в том числе чиновников, развитие инфраструктуры – вопрос яйца и курицы: надо ли строить ее после того, как появятся пользователи или для того, чтобы они появились? На самом деле все упирается в вопрос цели. Если в городе есть проблемы с экологией, люди считают унизительным пользоваться общественным транспортом и предпочитают личное авто, то нужно создавать инфраструктуру, чтобы менять стереотипы и поведенческий паттерн. Инфраструктуру нельзя делать ради самоцели, она должна быть удобной с позиции экономии времени и безопасности, – говорит Ануар.
Принципы мирного сосуществования
По мнению экспертов, за последние несколько лет в Алматы был реализован пример более или менее хорошего инфраструктурного сценария, и результат не заставил себя ждать: у того же Almaty Bike заметно выросло число клиентов и поездок, люди стали более активно пользоваться альтернативным транспортом.
- Когда началась вспышка коронавируса, я с удивлением обнаружил, что на велодорожках появилось много новичков, которые в свое время явно покупали велосипед для прогулок по городу, но по разным причинам так и не начали ездить регулярно. Это показывает, что у людей изменилось представление о мобильном транспорте, его перестали воспринимать как игрушку, – комментирует Ануар.
На создание инфраструктуры отреагировал и рынок в лице курьеров служб доставки. Велодорожки фактически имеют капитализацию, потому что от их состояния зависит размер налогов, которые заплатят такие компании, как Wolt, Glovo и «Яндекс». Однако пока положительный опыт создания инфраструктуры для микромобильности реализован лишь в центре города, а добраться с окраин по-прежнему проблематично. В некоторых районах даже состояние тротуаров оставляет желать лучшего, а те же электросамокаты очень чувствительны к качеству покрытия, для них критична даже небольшая неровность. Передвижение по проезжей части практически всегда означает езду по выделенной полосе для общественного транспорта, водители которого часто не заботятся о том, чтобы держать боковую дистанцию, а порой просто не видят самокатчика, оказавшегося в «слепой зоне». И здесь важен вопрос регулирования.
Согласно ПДД велосипеды, мопеды и приравненные к ним электросамокаты могут двигаться по велосипедной полосе или дорожке, а в случае их отсутствия – по правому краю проезжей части. Владельцы сигвеев, моноколес, гироскутеров приравнены к пешеходам. Из быстрых решений по регулированию это было самым правильным, считает Ануар, но пришло время пересмотреть подход:
Мопед согласно правилам должен иметь скорость не выше 50 км/ч, а самый простой электросамокат едва ли разгонится выше 25 км/ч. Но в последнее время появились хардкорные варианты, которые только по внешнему виду напоминают самокат, а по факту могут набирать и 90, и 120 км/ч, то есть с точки зрения скорости это солидные транспортные средства. На мой взгляд, следует ввести разграничение по скорости: если электросамокат едет не быстрее 25 км/ч, он может ехать по тротуару, но если 30–40 и выше – то только по проезжей части, даже не по велодорожке, как и мопед, который, в принципе, передвигается с более высокой скоростью, чем велосипед. С другой стороны, если участники движения будут ехать по велодорожке, не нарушая оговоренный для нее скоростной режим, то пусть хоть на танке едут.
Елена указывает на необходимость обеспечить население информацией о правилах езды на микромобильном транспорте. Автолюбители часто и не без оснований жалуются, что самокатчики едут навстречу основному потоку, пересекают улицу в любом приглянувшемся месте, на электроскутерах на дороги общего пользования нередко выезжают дети.
- Владельцы микромобильного транспорта должны понять необходимость соблюдения ПДД, а водителям нужно осознать, что на дорогах появились такие же полноправные участники движения, которых нельзя не принимать во внимание. Долгое время у нас самым крутым и удачливым считался тот, кто за рулем, но сегодня дороги делим все мы – водители личного и общественного транспорта, владельцы скутеров, электросамокатов; и нам нужно определиться с правилами сосуществования, – уверен Алексей.
Дальнейшая судьба микромобильного транспорта, полагают эксперты, зависит от многих факторов: позволит ли снизившийся после очередной девальвации уровень доходов купить электросамокат или моноколесо; будет ли продолжено развитие грамотно спроектированной инфраструктуры; получит ли распространение шеринговая модель как оправданная альтернатива личному транспорту; будут ли власти городов поощрять тех, кто сознательно делает выбор в пользу экологичных видов транспорта; насколько комплексно будет развиваться общественный транспорт.
- У нас есть все данные, чтобы история с микромобильным транспортом сработала в хорошем варианте. Вопрос лишь в мелочах реализации, и именно они могут оказаться самыми важными, – отмечает Ануар.