Тенгрианство - продукт борьбы с Исламом в Степи
|
Активизация нео-язычников в Казахстане, их стремление любыми путями - самыми подлыми и бессовестными, прихватизировать историю казахов, вычеркнуть из нее Ислам и подменить его на выдуманное относительно недавно, якобы доминировавшее в степи тенгрианство, побуждает нас вновь обратиться к подлинной истории и тем причинам, по которым это сейчас происходит. А также причинам того, почему им удаётся воздействовать на широкие массы людей. Несомненно, одной из наиболее очевидных причин является установление советской власти на нашей земле, когда уничтожалось всё, что противоречило коммунистической идеологии, а религия была одним из главных врагов советского режима. Поэтому её ведущие представители подвергались репрессиям и гонениям - часть которых была расстреляна, кто-то успел бежать, иные совершили хиджру в другие страны, а оставшиеся были вынуждены идти на тяжелый компромисс, становясь заложниками и жертвами этой системы. Этой религией был, разумеется, Ислам. Поэтому под удар попадали улемы, ишаны, имамы, муллы и все остальные мусульмане. Именно они и противостояли советской власти - начиная от алашординцев и заканчивая басмаческими отрядами Средней Азии.
Обращение с мольбой к Аллаху после намаза
Когда с ними было покончено и с каждым новым поколением казахи всё более отдалялись от религии, в уже более позднее советское время стало навязываться мелькавшее в трудах советских этнологов тенгрианство, как якобы исконная вера тюрков. Именно советская и постсоветская атеистическая псевдоинтеллигенция, уже оторванная от своих религиозных корней, стоит у истоков этого искусственного распространения в Казахстане. На самом деле, никто не отрицает, что на этой земле кочевали разные племена с разными верованиями - от зороастризма до шаманизма, но всё это было до принятия Ислама. Историческим же фактом является то, что Ислам был принят ещё во времена Золотой Орды - то есть, до возникновения Казахского ханства. Поэтому, когда казахи стали казахами, как нация, они уже были мусульманами.
Коллективный намаз в степи
Любой казах, который знает об Исламе больше, чем произнесение "бисмилля" (с Именем Аллаха), которому его, как правило, в раннем детстве научили дедушка с бабушкой, достаточно легко распознает все эти новоявленные подмены понятий. Но к большому сожалению, очень многие больше, чем "бисмилля" не знают, поскольку научили их этому те, кто сами уже знали немного и большего дать не могли. Именно невежество в вопросах религии и отрыв от своих корней, как результат советской насильственной политики и пропаганды, являются той почвой, на которой сейчас прорастают ростки тенгрианства. Однако борьба с Исламом в Степи началась ещё до установления советской власти, когда казахи были вынуждены встать под российский протекторат. Несмотря на то, что на каком-то этапе Российская империя действительно пыталась использовать Ислам в своих целях, дабы ослабить влияние среднеазиатских ишанов и улемов в степи, и контролировать исламский фактор посредством назначенных ею татарских мулл, выбранная ею тактика не оправдала возложенных на неё надежд. Недооценив исламский фактор среди самих татарских мулл, и переоценив свои возможности его полностью контролировать, она сменила тактику и перешла к более откровенным действиям. А именно - нейтрализации всего исламского, православной миссионерской деятельности и насильственному отрыву от национальных корней.
1874 г. Празднование айта
Вот как писал об этом один из лидеров "Алаш-Орды", председатель правления Алашской автономии - Алихан Букейханов: «В киргизской степи работают православные миссионеры, но результаты их деятельности ничтожны. Православие принимают или малолетние бесприютные сироты, оторвавшиеся от степи и случайно оказавшиеся в русских селениях, или влюбленная пара — жених и невеста, чтобы, перейдя в православие, получить свободу. Понятно, что таких новообращенных в православие не может быть много, так как в степи призрение сирот лежит на обязанности рода, и общественное мнение не признает свободы выбора жениха и невесты... ...В видах воспрепятствования пропаганде Ислама администрация изгоняла из киргизской степи всякого татарина: гонимый приобретал благодаря этому ореол мученичества, оставаясь преспокойно в степи, так как киргизы* его скрывали. Администрация требовала, чтобы в киргизских мектебах — национальных школах — учитель знал русский язык. Для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы, и мечети устраивались нелегально. Под молельни стали строить дома без минаретов, чтобы скрыть их от взора полиции»1.
Казахская семья в юрте. Замужняя женщина в традиционной одежде, соответствующей Шариату
Другой представитель политической жизни Туркестана - премьер-министр Туркестанской автономии - Мухамеджан Тынышпаев писал: «Административными положениями и существующими законоположениями достигнуто то, что киргиз не смеет шевельнуться без разрешения начальства. Элементарные человеческие права у киргизов отрицаются; жизнью и совестью населения всецело распоряжается администрация. Закрытие мечетей, медресе и молитвенных домов, запечатывание и конфискование духовных книг, раздача евангелия на киргизском языке и угроза высылки в Сибирь для нежелавших принимать его, приказы о введении в киргизские духовные училища обязательного обучения русской грамоте, преподаваемой учителями- миссионерами, проект о способе приведения киргизов к присяге целованием дула ружья и острия меча, заключение киргизских детей в миссионерские стены и объявление их православными, запрещение подавать прошения и заявления на киргизском языке и целый ряд других грубых издевательств и насилий над личностью и совестью людей — все это совершалось в XIX и в начале XX столетий...»2.
Взятие малого омовения для совершения намаза
Именно Казахская Степь, как ворота в Центральную Азию, была подвергнута наиболее ранней и массированной колониальной политике Российской империи. Попытки отвращения казахов от Ислама подтверждаются не только казахской интеллигенцией, но и самими российскими миссионерами. Так, священник Ефрем Елисеев в своих очерках пишет: «…- Киргизы, - говорили мне перед отъездом в миссию, - только внешне исполнители закона и обряда мусульманского. Многие из них никогда не совершают намазов (молитв), когда живут отдельно от татар; только встречаясь с последними и следуя их примеру, киргизы выполняют этот священный мусульманский обряд, при чем представляем (имамом) естественно татарин; киргизы же, совершая намаз, делают ракяты (поклоны) неумело. Поживете среди киргиз два-три дня и вы сами убедитесь в этом, что проповедь можно начинать со всяким встречным киргизом безбоязно; где бы вы не беседовали с киргизами о вере, - все будут слушать вас с должным вниманием. К сожалению, такое представление о киргизах часто далеко не соответствует действительности. Как видно будет ниже, киргизы зачастую проявляют такую же слепую преданность исламу, как и фанатики –татары, и поэтому оглашение киргизских степей истинами веры Христовой нередко требует от миссионера-проповедника неимоверных усилий…».
Намаз в степи
Как видно из этих источников, ни о каком тенгрианстве в степи не было и речи. Боролись именно и только с Исламом, как при царизме, так и при советской власти. Результатами этой борьбы является всё то, что происходит сейчас в нашем обществе: манкуртизация, ватничество, культурная и нравственная деградация, проблема языка и религиозное невежество - все эти купания казахов в проруби на Рождество, повальное употребление алкоголя, и, конечно же, появление и распространение нео-язычников-тенгрианцев. Несомненно, возникновение современного тенгрианства в Казахстане - есть порождение антиказахской политики Российской империи и Советского Союза. Тогда как Ислам у казахов - есть результат его принятия Золотой Ордой и образования Казахского Ханства мусульманами - ханами Жанибеком и Кереем. И каждый выбирает то, что ему ближе.
Туркестан - столица Казахского ханства. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, где похоронены казахские ханы, батыры, бии и другие выдающиеся представители казахского народа
1.Букейханов А. Избранное. — Алматы: Қазақ энцикл., 1995. — С. 74.
2.ТынышпаевМ. История казахского народа. — Алма-Ата: Қазақ ун-ті, 1993. — С. 23-24.
3."Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892–1899 гг.", СПб., 1900 год.