Ташкент - через огород! Как живут люди на казахско-узбекской границе
|
Около 16 лет продолжаются переговоры между Казахстаном и Узбекистаном по разделению границы. Сейчас проводится процесс демаркации государственной границы между Мангистауской областью Казахстана и Каракалпакстаном, который подчиняется Узбекистану.
А несколько лет назад стороны делили земли в Туркестанской области (Тогда еще Южно-Казахстанская область). Процедура не прошла безболезненно для местного населения. Ведь кому-то пришлось покинуть родные места.
Поселки Жибек Жолы (Черняевка), Жана Ауыл, городок Шардара - самые близкие к узбекской границе населенные пункты Казахстана. Да так, что из огородов жителей Черняевки видна территория Ташкента!
Корреспонденты TengriTV побывали в Туркестанской области и узнали, как живут люди на казахско-узбекской границе.
Минареты и меланхолия: путешествуя по Узбекистану (фото)
Сравнение пейзажей Узбекистана с декорациями для съемки кино кажется несерьезным и неуместным по отношению к его славной истории. Однако выразить чувства, вызванные созерцанием его архитектурными чудес, кажется, невозможно.
Посещение Узбекистана - это незабываемые впечатления, которые остаются в сердцах гостей республики.
Минарет Кальта Минор, Хива (Фото: Ношин Бокт)
Немного истории
Почти во всех путеводителях Узбекистан представлен как эпицентр Великого шелкового пути. Регион наблюдал расцветы и закаты многочисленных империй. От древних персов и арабов до монголов, а гораздо позже и Советского Союза, регион, ныне известный как Узбекистан, представляет собой смесь исламского величия, российского влияния и руин древних времен. Хотя ранняя узбекская история загадочна, нет никакой неопределенности относительно «Золотого века», свидетелем которого регион стал, начиная с 8 века с приходом Ислама. Всюду в Узбекистане вы встретите следы, оставленные средневековыми мусульманами.
Мавзолей Имама Бухари (Фото: Ношин Бокт)
Арабское завоевание
Средней Азии завершилось в 8 веке нашей эры. Наряду с расцветающей верой Ислама они принесли с собой письменный алфавит, сделав арабский язык основным языком литературы, политики и торговли. Вскоре после этого свое правление установил Аббасидский халифат, позволив возвыситься иранской саманской аристократии. При Саманидской империи с центром в Хорасане Узбекистан стал свидетелем выдающегося периода академического и культурного процветания на протяжении более 100 лет. Бухара стала одним из самых богатых и важных центров исламского мира, соперничая с Багдадом, Каиром и Кордовой.
Именно из Саманидов в Центральной Азии были взращены и получили образование многие выдающиеся деятели мира. В их числе такие великие писатели, как придворный поэт Рудаки (года жизни 859–941), известный как «Адам поэтов», и врач Абу Али ибн-Сина (980–1037), которого часто называют основателем современной медицины. Астроном Аль-Бируни (973–1046), написавший, по меньшей мере, 146 книг. Математик Аль-Хорезми (787–850), который ввел такие понятия как «алгебра» и «алгоритм». Кроме этих ученых, Узбекистан также был родиной выдающихся мусульманских богословов, чьи работы выдержали испытание временем. Среди них имам Аль Бухари (810-870), имам Ат-Тирмизи (824-892), Абу-Л-Лайс Ас-Самарканди (911-985) и многие другие.
Мечеть Пои Кайлон, медресе и минарет, Бухара (Фото: Ношин Бокт)
Гуляя по улицам Ташкента, Самарканда и Бухары, приходится признать непреходящее наследие этих ученых. На фоне суровой советской архитектуры стоят старинные сооружения, чьи стены возносят хвалу Всевышнему. Среди них медресе Улугбека и Мир Араб в Бухаре, площадь Регистан в центре Самарканда, три величественных здания которой входят в число старейших сохранившихся медресе в мире, и медресе Кулкедаш в Ташкенте.
В залах этих старинных медресе и мечетей теперь размещаются мастерские ремесленников и сувенирные лавки. Мало что напоминает о том, что когда-то Узбекистан был центром исламского мира.
В 1920-е годы Ислам в Средней Азии был запрещен советским правительством. Мусульманам запрещали исповедовать свою веру, мечети закрывали, а религиозных деятелей и религиоведов - преследовали. Несколько поколений выросли в среде, враждебной к религии, и хотя Ислам не исчез полностью, религиозные знания и практика значительно ослабли. Публичные проявления религиозной практики осуждались даже после обретения Узбекистаном независимости, и только в последние годы азан начали транслировать через громкоговорители мечетей (впервые за десятилетие).
Хотя в последние годы произошло своего рода «исламское возрождение», медресе больше не используются по своему первоначальному назначению. Современный человек теряет чувствительность к этим физическим напоминаниям о богосознании (поскольку именно это нужно для создания такой красоты), и посетители фотографируются для социальных сетей, не понимая смысла, заложенного в красоту этих стен.
Рост туризма
При президенте Шавкате Мирзиёеве индустрия туризма в Узбекистане быстро развивается. Сейчас граждане больше 85 стран мира могут отправиться Узбекистан без визы. В июле 2019 года был подписан новый закон, который определяет различные аспекты, связанные с туристической отраслью. В него также был включен указ о «паломническом туризме», поощряющий членов суфийских тарикатов к поездкам в страну. Число иностранных туристов, посетивших Узбекистан, в 2018 году составило 5 346 200 человек (в 2 раза больше, чем годом раньше), в 2019 их было уже 6 748 500. В августе 2019 года правительство республики организовало Первый всемирный конгресс инфлюенсеров (World Influencers Congress), пятидневную поездку для 93 влиятельных людей из 40 стран, в надежде повысить престиж страны в качестве мирового туристического направления.
Платформы социальных сетей, такие как Instagram, наполнились невероятно красивыми людьми, полностью признавшими свое незнание истории Узбекистана и использовавшими ее великие памятники как фон для «идеального» снимка.
Заключительные замечания
Памятники Узбекистана напоминают о прекрасном наследии науки, поклонения и подвигов. Они позволяют нам помнить о людях, оставивших после себя эту красоту, и о тех целях, к которым они стремились. Говорят, что только произведения, задуманные людьми Божьими, неуязвимы для времени.
Когда мы смотрим в небо, плененные искусностью этих древних сооружений, нам следует представить себе бесчисленных прихожан, которые проходили через их двери, и ученых, которые посвятили свои жизни укреплению знаний для будущих поколений. Их наследие должно вдохновлять нас в вере.
Фото: sacredfootsteps.org