Разные: В чем проявляется неуважение к суду и как наказывается
Разные: В чем проявляется неуважение к суду и как наказывается
4 года назад 2547

В чем проявляется неуважение к суду и какое наказание за это предусмотрено. Об этом рассказала старший судебный пристав Есильского районного суда Акмолинской области Кымбат Айтмурзинова, передает Zakon.kz.

Она отметила, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, гражданских, уголовных дел, как в ходе судебного разбирательства, так и вне судебного заседания, до сих пор встречаются факты проявления неуважения к суду.

За проявление неуважения к суду или судье предусмотрена ответственность в законе "О судебной системе и статусе судей".

Согласно ч. 1 ст. 653 Кодекса об административных правонарушениях РК неуважение к суду выражается:

  • в неявке в суд без уважительных причин участников процесса и иных лиц по повестке, извещению, уведомлению или вызову в случаях, когда дальнейшее рассмотрение дела в их отсутствие представляется суду невозможным;
  • в неподчинении распоряжениям председательствующего в судебном заседании;
  • в нарушении установленных в суде правил;
  • в иных действиях (бездействиях), явно свидетельствующих о неуважении к суду или судье.

За это предусмотрена административная ответственность в виде:

  1. предупреждения;
  2. штрафа в размере 20 МРП (58 340 тенге);
  3. административного ареста на срок до пяти суток.

При этом за действия или бездействия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусмотрена административная ответственность в виде:

  • штрафа в размере 30 МРП (87 510 тенге);
  • административного ареста на срок до 10 суток.

Судебный пристав отметила, что за проявление неуважения к суду предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. 

Если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки уголовного правонарушения, это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, – сказала она. 

Так, согласно ч. 1 ст. 410 УК РК за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, предусмотрена ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 200 МРП (875 100 тенге);
  • исправительных работ в том же размере;
  • привлечения к общественным работам на срок до 200 часов;
  • ареста на срок до 50 суток.

За проявление неуважения к суду, выразившееся в оскорблении судьи или присяжного заседателя, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 410 УК РК.

За что предусмотрена уголовная ответственность в виде:

  • штрафа в размере до 200 МРП (875 100 тенге);
  • исправительных работ в том же размере;
  • привлечения к общественным работам на срок до 200 часов;
  • ареста на срок до 50 суток.

В уголовном судопроизводстве ответственность за проявление неуважения к суду регламентирована ст. 346 УПК РК. 

В соответствии с которой при нарушении порядка в судебном заседании, неподчинении распоряжениям председательствующего, а равно совершении иных действий (бездействия), явно свидетельствующих о неуважении к суду, председательствующий вправе удалить лицо из зала судебного заседания или объявить об установлении факта неуважения к суду в случаях, не содержащих признаки уголовного правонарушения, и наложить на виновное лицо денежное взыскание. Удаление может быть произведено в отношении любого участника процесса или иного лица, кроме обвинителя и защитника. Денежное взыскание не может быть наложено на подсудимого и его адвоката, участвующего в качестве защитника, – отметила Айтмурзинова. 
Если из зала судебного заседания был удален подсудимый или он отказался участвовать в судебном разбирательстве дела, председательствующий перед каждым заседанием суда должен выяснять у него, желает ли он присутствовать в зале суда при условии соблюдения им распорядка. Приговор должен быть провозглашен в присутствии подсудимого, а при его отказе присутствовать при этом приговор должен быть объявлен ему под расписку немедленно после провозглашения. 

Об удалении из зала судебного заседания участника процесса и наложении денежного взыскания суд выносит постановление.

Лица, присутствующие в зале судебного заседания, но не являющиеся участниками процесса, в случае нарушения ими порядка по распоряжению председательствующего удаляются из зала судебного заседания. Кроме того, на них судом может быть наложено денежное взыскание. 

Если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки уголовного правонарушения, суд направляет материалы прокурору для решения вопроса о начале досудебного расследования. 

Как подчеркнула судебный пристав, соблюдение порядка в судебном заседании является одним из обязательных условий его проведения.

Человекоцентричную модель управления хотят создать в Казахстане

Агентство по делам государственной службы разработало проекты концепции и закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы", сообщает Zakon.kz.

Указывается, что глава государства в Послании народу "Казахстан в новой реальности: время действий" поставил конкретную задачу по изменению подходов к государственному управлению, кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их выполнение. 

Действующая модель государственного управления, основанная на административно-контрольной форме взаимодействия государства и населения, не в полной мере отвечает ожиданиям населения. Вследствие чего назрела необходимость формирования сервисной и "человекоцентричной" модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие, – говорится в документе. 

Так, предлагаемый законопроект направлен на упрощение процедур прохождения государственной службы и установление базовых требований с переводом промежуточных вопросов на уровень подзаконных актов.

Кроме того, анализ работы по рассмотрению обращений граждан и проблемные вопросы практики применения законодательства о государственной службе свидетельствуют о необходимости совершенствования отдельных положений закона "О государственной службе Республики Казахстан".

В связи с чем предлагается принятие комплекса законодательных мер.

1. По корректировке понятийного аппарата закона

Для точного определения целей совершенствования законодательства в сфере государственной службы необходимо внесение поправок в понятийный аппарат в части корректировок понятий: "политический государственный служащий", "квалификационные требования", "государственная служба", "временная вакантная должность" и др.

В том числе предлагается пересмотреть понятие "служебная этика государственных служащих" и определить основные требования к морально-этическому облику госслужащих и стандартам служебной этики.

2. По нормам распространения действия закона

Учитывая единство государственной службы, предлагается предусмотреть нормы по распространению действия закона наряду с государственными служащими, проходящими правоохранительную службу, также и на государственных служащих, проходящих военную и специальную службу с особенностями, предусмотренными законодательными актами РК. 

Также предлагается лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством РК, в том числе иностранных работников государственных органов, исключить из списка лиц, на которых действие настоящего Закона не распространяется. 

3. По прохождению госслужбы

Так¸ статья 12 закона о государственной службе предусматривает полномочия руководителей аппаратов центральных государственных органов по назначению на госдолжность по итогам конкурса, которые требуют согласования с вышестоящими должностными лицами. 

Данные согласования ставят под сомнение легитимность результатов конкурса, в связи с чем необходимо исключить согласование с вышестоящими должностными лицами при назначении на госдолжность по итогам конкурса, – отмечают разработчики документа. 

Также в целях рационального распределения полномочий между заместителями первого руководителя и руководителем аппарата предлагается пересмотреть и другие нормы, регулирующие полномочия руководителя аппарата.

Кроме того, для расширения применения принципа профессионализма госслужащих, а также обеспечения более эффективного использования профессионального потенциала госслужащих, предлагается наложение дисциплинарного взыскания в виде понижения в государственной должности при наличии следующей вакантной нижестоящей государственной должности, за исключением временно вакантной государственной должности, и соответствии госслужащего квалификационным требованиям, установленным к данной государственной должности. 

Данная мера позволит повысить привлекательность госслужбы за счет поддержки профессионалов, – говорится в документе. 

Например, по состоянию на 31 декабря 2020 года сменяемость государственных служащих по республике составляет 22 338 человек или 23,1 % от штатной численности государственных служащих, в том числе чистая сменяемость (уход в частный сектор, организации квазигосударственного сектора, в связи с подачей в отставку, с иными причинами по собственному желанию) – 4 823 человек или 5%; в связи с уходом на пенсию сменяемость составила 896 или 4% от общей сменяемости. Сменяемость по отрицательным мотивам в 2020 году составила 301 человек (0,3 % от штатной численности). 

Также говорится о необходимости определить единый подход при повторном назначении на госслужбу, в течение которого государственная служба не считается прерванной. 

Так, законопроектом предлагается определить, что государственный служащий не считается вновь поступившим на государственную службу после ее прекращения в случае занятия им государственной должности не позднее следующего рабочего дня после его увольнения с предыдущей должности, за исключением ряда случаев.

Документ также предусматривает, что политические государственные служащие и отдельные категории административных служащих корпуса "Б" оцениваются в специальном порядке, определенном законодательством, в связи с чем оценка деятельности государственных служащих, предусмотренной статьей 33 закона, не должна распространяться на политических государственных служащих.

Для обеспечения эффективного использования профессионального потенциала при прохождении государственной службы и совершенствования управленческих компетенций служащих предусмотрена ротация кадров. В 2019 году ротировано 12 служащих корпуса "Б", в том числе пять служащих по схеме "регион – регион", пять служащих – "центр – центр", два человека в пределах одного региона. 

Теперь предлагается установить осуществление ротации государственного служащего в другую местность в пределах максимально допустимого срока пребывания на занимаемой должности. 
Предлагаемая норма затрагивает права государственных служащих, являющихся инвалидами, беременными, одинокими родителями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет, имеющими (являющимися опекунами) детей-инвалидов, в том числе усыновленных (удочеренных), многодетными родителями (опекунами) или на иждивении которых находятся престарелые родители, – поясняют в агентстве. 

Законопроектом также предлагается предоставление государственному служащему, ротируемому в другую местность, служебного жилища без права приватизации. 

При этом данная норма дополняется положением о том, что по истечении максимально допустимого срока пребывания на занимаемой должности (восемь лет) государственный служащий подлежит ротации либо понижению в должности, либо освобождению от занимаемой должности, даже в случае отсутствия возможности предоставления служебного жилища. 

Ознакомиться с полным текстом документов можно на сайте "Открытые НПА", где они размещены для публичного обсуждения до 7 декабря.

0 комментариев
Архив