Половина казахстанцев не способна критически оценивать и анализировать прочтенную информацию
|
Как читательская грамотность напрямую влияет на доходы и здоровье взрослого человека
Фактор «читающей страны» более 70 лет назад спровоцировал большой индустриально-технический скачок советского государства. Советский человек тратил на чтение книг, газет и журналов около 11 часов в неделю.
Чтение остается ключевым навыком и в XXI веке, продолжая определять конкурентоспособность и потенциал личности. Вот только дети (да и взрослые) читают критически мало - согласно опросу социологов, в Казахстане более половины респондентов вообще не читает книг. Первое масштабное мировое исследование навыков среди взрослых 16-65 лет PIAAC тоже показало слабый уровень читательской грамотности. Одним из инициаторов исследования PIAAC в Казахстане являлся Ерлан Шуланов, ректор Kozybayev University.
Сегодня экспертный мир разделяет сам навык чтения с понятием читательской грамотности. Читательская грамотность оценивается экспертами и находит свое отражение в глобальных рейтингах. Ситуация как во всем мире, так и в Казахстане далека от идеальной. Согласно результатам PIAAC, четверть казахстанцев в возрасте от 16 до 65 лет способны читать и понимать лишь короткую, простую информацию и имеют сложности с критическим мышлением (уровень 1). Наивысшим уровнем (4 и 5) читательской грамотности могут похвастать лишь 1,5% населения. Основная доля населения (48%) находится на уровне 2.
К примеру, в Японии на высшем уровне находится более 20% населения, в России - 10%, в Италии - 3%, а в Турции - менее 1%.
В США эксперты сделали оценку и доказали, что разный уровень читательской грамотности напрямую влияет на доходы взрослого человека. К примеру, годовой доход ($64 тыс.) взрослого с 3 уровнем читательской грамотности в два раза выше сверстника ($34 тыс.) с уровнем грамотности 1 и ниже. Для Казахстана зависимость доходов и грамотности может быть схожей.
Как определить свой уровень читательской грамотности? У ОЭСР следующая классификация:
1 уровень: способность читать и понимать простую короткую информацию;
2 уровень: способность читать любой текст, делать простые связки между прочитанным, но не иметь возможности его глубоко анализировать и делать сложные выводы. К примеру, критически оценить достоверность информации, опубликованной в социальных сетях;
3 уровень: способность работать с информацией, интерпретировать ее, синтезировать ее из разных источников и оценивать достоверность этих источников, а также делать выводы и понимать смысл сложных идей. К примеру, оценить смысл в произведениях таких авторов, как Достоевский, Сартр, Маркес;
4 и 5 уровни: способность понимать и синтезировать длинные тексты из разных источников, проводить взаимосвязи, свободно читать сложные академические и научные тексты.
Сложившаяся ситуация усугубляется неутешительными прогнозами. При сохранении существующего тренда молодое поколение к своему 50-летнему юбилею потеряет еще 10% читательской грамотности.
- Старшее поколение по этому показателю до сих вполне конкурентно на фоне своих сверстников из ведущих стран мира, - рассказал Ерлан Шуланов.
Чтение также необходимо для профессиональной реализации.
- На современном рынке труда процесс работы индивидуален. Человек приходит на работу, ему дают инструкции, прописанные гайдлайны, и он должен самостоятельно во всем разобраться. Если навык чтения и понимания текстов низкий, а сотруднику дали новое оборудование, он не сможет эффективно и качественно выполнить свою работу, - пояснил собеседник.
Проблема читательской грамотности нередко встречается и на бытовом уровне. Взрослые люди затрудняются работать с длинными текстами, есть сложности с определением достоверности информации. Это, к примеру, может быть причиной доверия в вопросах медицины к блогерам, а не к экспертам: врачам или иным специалистам.
- Способность читать и понимать юридические договоры - это тоже про читательскую грамотность. Тот факт, что в Казахстане появилось большое количество финансовых пирамид, стал возможен потому, что взрослый человек, неспособный оценить риски гражданского договора, более подвержен финансовой кабале и может стать жертвой мошенников, - привел пример ректор Kozybayev University.
Также чтение в долгосрочной перспективе влияет на здоровье нашего мозга, особенно на память. Чтение активизирует те участки мозга, которые отвечают за критический анализ, и стимулирует когнитивные функции. Чем активнее мы используем мозг на протяжении всей жизни (а чтение в этом помогает), тем позже стареет мозг. Ученые из Йельского университета обнаружили связь между чтением книг и увеличением продолжительности жизни, также чтение влияет на снижение риска болезни Альцгеймера.
Как прокачать навыки чтения? Ответ прост: больше читать. Не только короткие тексты в виде постов в социальных сетях и медиаизданиях, но также профессиональные статьи, длинные публикации, художественную и профессиональную литературу.
Самое главное - сформировать привычку. Если вы хотите, чтобы ваши дети больше читали, читайте сами. Исследования показывают, что дети родителей, любящих литературу, предрасположены читать больше своих сверстников. Как и с любым навыком, чтение необходимо внедрять постепенно - начинать с легких текстов и постепенно идти к сложным, академическим. При этом детям важно обращаться к литературе в стиле фэнтези, которая позволяет развивать воображение и креативность.
Читательские клубы есть в каждом городе - при публичных библиотеках, в онлайн-формате или в виде инициативных проектов известных личностей. Например, у актрисы и продюсера Риз Уизерспун есть читательский клуб в «Инстаграме», где она каждый месяц предлагает совместно читать книги женских авторов.
- Важно формировать «культ чтения» в семье. В детстве у моих родителей была большая библиотека, и мы даже соревновались со своими соседями, кто больше прочитает. Это очень помогло больше читать, в 10 лет я прочитал Айтматова, Толстого, Достоевского. Поэтому рекомендую начать с создания домашней библиотеки. У нас сыном есть традиция ходить в книжные магазины и покупать 1-2 книги, сейчас он сам просит купить книгу. Я лично читаю 30-40 страниц в день, половина - это сложные аналитические тексты. Приобретите привычку дарить своим коллегам, друзьям книги в подарок, - порекомендовал Ерлан Шуланов.
Айгерим Хафизова, сооснователь и CEO Edgravity, выпускница программы Fulbright Foreign Student Program и Muskie (США), международный тренер по онлайн-обучению TechCamp (Индия, Бразилия, Таиланд, Израиль) и консультант по дистанционному обучению Google/INC