По $1 млрд в год выводят из Казахстана
|
Проект «Возврат похищенных активов из-за рубежа» презентовали в четверг, 27 октября, в Генеральной прокуратуре. Мероприятие было обставлено с помпезностью. Участие в нем приняли представители посольств, сотрудники иностранных правоохранительных органов, международные эксперты.
Свое выступление генеральный прокурор Жакип АСАНОВ начал сразу с цифр. Он рассказал о том, что только по возбужденным за 10 лет уголовным делам за рубеж выведены свыше 10 млрд долларов.
- Подчеркиваю, речь идет только о расследуемых преступлениях, - нахмурился Жакип Асанов.
Он не преминул напомнить о благополучно сбежавшем в Австрию экс-сенаторе Ерканате ТАЙЖАНОВЕ, который обманул дольщиков на 14 млрд тенге.
На эти деньги, по данным генпрокурора, бывший мажилисмен купил недвижимость за рубежом. Привел Асанов и другие примеры.
- Пока следствие занималось допросами и другими вещами, кассиры бывшего акима Атырауской области перевели за границу украденные полмиллиарда долларов, вместе с ними сбежали в Англию и спокойно там живут. «Казатомпром» закупал по немыслимой цене серную кислоту у офшоров, но в реальности всю эту маржу в 70 млн долларов прикарманил вице-президент нацкомпании ТУРСУНБАЕВ, сейчас он прячется в Канаде, - недовольно повел плечами глава надзорного ведомства.
С не меньшим возмущением в голосе он рассказал о похищенных руководителем ТОО «Какаду» Мирхатом АЛИМБЕТОВЫМ 5,5 млн долларах. Обманув дольщиков, глава строительной компании тоже скрылся за пределами страны.
- На протяжении 3 месяцев с момента возбуждения уголовного дела на его зарубежные счета продолжали переводиться деньги из Казахстана, а следствие об этом даже и не подозревало. Сам Алимбетов найден, экстрадирован в Казахстан, но деньги так и не возвращены, - заявил Жакип Асанов.
Генпрокурор признался, что у следствия нет даже информации о приблизительном местонахождении этих денег. А потому дольщики так и остались ни с чем.
Казахстанским Остапам Бендерам везде рады?
Рассказав о потерянных миллиардах, Жакип Асанов по-восточному изощренно переложил часть ответственности за ситуацию на зарубежных коллег. Страны, где скрываются преступники, по его словам, хорошо знают, что Казахстан ищет этих людей и даже проводят собственные расследования.
- К сожалению, очень редко такие дела заканчиваются какими-то результатами. Иногда возникает такое ощущение, что как будто им рады там. Они ведь не с пустыми руками уезжают за границу, - неожиданно "догадался" прокурор.
Генпрокурор РК: Финансовые преступники думают быстрее
Впрочем, не снимает Жакип Асанов ответственности и со своих подчиненных.
- К сожалению, мы плохо работаем по такого рода уголовным делам и зачастую возвращаем мелочь, - признался он.
Генеральный прокурор похвастался тем, что казахстанские сыщики по горячим следам быстро раскрывают сложнейшие преступления, в основном против личности. Они показывают великолепные результаты при расследованиях краж, убийств, хулиганства.
- Мы делаем это даже лучше, чем многие европейские страны, но финансовый криминал мы расследуем очень плохо. Почему? Потому что финансовый преступник умен, технически образован, думает быстрее, на много шагов вперед, - высказал Асанов мнение по поводу интеллектуальных способностей коллег и подчиненных.
Нужно параллелить
Еще одна ошибка, которую увидел генпрокурор в работе своих подчиненных, в том, что с самого начала все силы тратятся на бюрократию.
- Делаем какие-то бумаги, регистрируем какие-то документы вместо того, чтобы бежать и найти похищенное. И сделать все, чтобы не скрылись главные фигуранты по каждому делу, - отчитал следователей Жакип Асанов.
Чтобы исправить ситуацию, глава надзорного ведомства предлагает, по примеру западных стран, вводить концепцию параллельных финансовых расследований.
- Цель каждого преступления – извлечь преступную выгоду. Поэтому в западных странах главенствует принцип «следуй за деньгами» - «follow the money», - блеснул знанием английского языка Асанов. – Мы же напротив, увлекаясь уголовным процессом, слишком поздно начинаем искать преступные доходы. Каждое расследование с самого начала двигается на западе одновременно в двух направлениях – раскрытие финансового криминала и возврат преступных доходов.
Выступление генерального прокурора в этот момент напомнило сцену из французской комедии «Такси», где шеф полицейского участка решил щегольнуть иностранными фразами.
Прокуроры пишут зарубежным коллегам белиберду
Все это прозвучало на фоне претензии к подчиненным, которые, как оказалось, испытывают проблемы с коммуникацией с зарубежными коллегами.
- Наши следователи и прокуроры элементарно не знают, как правильно и грамотно работать за рубежом. Не умеем писать международные запросы по зарубежным стандартам. Часто получается какая-то белиберда. Когда тексты наших следователей переводятся, например, на французский, немецкий или даже на английский языки. Я, как генеральный прокурор, получил несколько писем от моих зарубежных коллег. Они жалуются, что элементарно не понимают содержание наших текстов, документов, - пожаловался на нерадивых сотрудников генпрокурор.
Потом Жакип Асанов строго всех оглядел и подчеркнул, что нужно сделать все, чтобы за пределами страны их легко понимали.
- Это нелегкая задача, но она достижима, - обозначил он приоритет.
Надо полагать в ближайшее время спрос на репетиторов по иностранным языкам заметно повысится.
Легализация в помощь
Чтобы чем-то разбавить поток самокритики, Жакип Асанов рассказал и о некоторых успехах ведомства. Новый проект по возврату похищенных активов, по его словам, уже принес первые результаты. Финразведка, следствие и прокуратура совместными усилиями нашли и арестовали в одной из европейских стран около 10 млн долларов, явно связанных с подозреваемыми.
- Осталось лишь добиться успешной конфискации, - задумался на мгновение Жакип Асанов.
Кроме того, генпрокурор похвастался результатами акции по легализации имущества, продолжающей в Казахстане. По его данным, было получено 120 тыс. заявлений на сумму 3,2 трлн тенге, что составляет почти 10 млрд долларов.
- Полагаю нелишним напомнить о предполагаемых шагах ряда западных государств в части применения жестких антикоррупционных мер и изъятии собственности, объяснение о происхождении которой суды признаю неубедительными, - добавил он.
Напоминать о жестких антикоррупционных мерах, предпринимаемых казахстанским правительством, он не стал. То ли глава надзорного ведомства не уверен в их эффективности, то ли решил не брать на себя ответственность за громкие заявления.