Заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха в кулуарах мажилиса 5 февраля рассказал, какие меры защиты детей предлагается ввести в законы страны. Одна из норм предусматривает ответственность за буллинг, сообщает корреспондент Zakon.kz.
В Мажилисе презентовали проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей". Документом предлагается ввести административную ответственность за травлю (буллинг) несовершеннолетнего – санкция статьи предусматривает предупреждение либо штраф от 10 МРП до 30 МРП или 110 760 тенге (1 МРП в 2024 году равен 3 692 тенге).
При этом на родителей или других законных представителей за неисполнение мер по обеспечению безопасности несовершеннолетнего предлагается налагать штраф в размере 10 МРП.
"За принудительную высадку из автобуса и иного общественного пассажирского транспорта несовершеннолетнего до 16 лет без сопровождения (штраф 5 МРП)", – сказано в документе.
Также предлагается ввести уголовную ответственность за приставание к детям до 16 лет. Санкция предусматривает общественные работы до 200 часов или арест до 40 суток, а также за незаконное лишение свободы заведомо несовершеннолетнего – лишение свободы от 5 до 10 лет, а за похищение заведомо несовершеннолетнего – лишение свободы от 10 до 15 лет.
В октябре 2023 года сообщалось, что заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха в кулуарах Сената 5 октября сообщил, что в Казахстане рассматривают предложение детского омбудсмена ввести ответственность за буллинг.
Мадина Мамырханова
Студенты КАСУ разработали программу для борьбы с буллингом в интернет-пространстве
Студенты КАСУ Аян Хасенов, Данил Тюлькин и Данил Федотов создали программу «Nortrom», которая выявляет подозрительный и агрессивный контент и, используя нейросети, распознает формы буллинга в соцсетях и мессенджерах.
«Nortrom» – это программное решение, которое позволяет анализировать предоставленный текст на наличие негативного контекста и разных форм кибербуллинга. Её отличительной особенностью являются мультиязычность и мультифункциональность, при помощи которых приложение способно распознавать неподобающий контент не только в текстовом формате, но и в других форматах, таких как изображения, аудиофайлы и другие медиафайлы. Это обеспечивает более полный и всесторонний анализ, расширяя спектр обнаружения потенциально негативного материала в различных онлайн-средах. Благодаря своей универсальности «Nortrom» становится надёжным инструментом для обеспечения безопасности пользователей в цифровом пространстве, где контент может принимать различные формы.
В будущем молодые учёные планируют создать онлайн-сервис, предоставляющий доступ к API для всех желающих. Этот сервис предоставит разработчикам возможность интегрировать эту технологию в различные приложения, включая игры, где основное взаимодействие происходит через голосовой или текстовый чат, что обеспечит более благоприятный процесс игры и поможет избежать какого-либо конфликта между игроками.
Буллинг. Как помочь ребёнку?
Буллинг – это агрессия одних детей против других, травля, преследование и давление на жертву внутри замкнутой общественной группы. Увы, это самая распространённая проблема в детских коллективах. Наиболее часто встречается в начальной и средней школе.
Важно отличать буллинг от обычного конфликта
Конфликт – явление разовое, непродолжительное, которое возникает между равными участниками. В то время как буллингу свойственны:
- намеренность – агрессор понимает, что делает;
- регулярность – травля носит длительный характер, повторяется из раза в раз;
- обязательное неравенство сил участников – жертва всегда намного слабее агрессора;
- устойчивые роли – чётко выбрана жертва, и она неизменно остаётся ей.
Как только в коллективе «назначена» жертва, можно говорить о групповом насилии. Именно это групповое насилие и травмирует всех участников.
Участники буллинга
В ситуации буллинга страдают все.
- Буллер – от личных проблем, ставших причиной агрессии, от деструктивного опыта безнаказанности и иллюзии своей силы, который в будущем ведёт к асоциальным чертам личности.
- Жертва – от дискриминации и насилия, опыта унижения, отвержения и незащищенности.
- Наблюдатели – от «травмы наблюдателя», опыта бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие.
Наблюдатели
Это и последователи агрессора, и молчаливые свидетели, и потенциальные защитники жертвы. Это самая большая группа, в которой каждый получает свою психологическую травму.⠀
Мы говорим о детях. У них ещё нет жизненного опыта, чтобы справиться с подобной ситуацией. Далеко не все могут перенести вид продолжающегося длительное время насилия. Зачастую дети не могут ни принять ситуацию, ни разрешить её, страдают от собственной беспомощности и предательства своих ценностей. И в отличие от жертвы, они не могут кричать от бессилия или просить о помощи.⠀
Кроме этого, каждый наблюдатель испытывает сильный подсознательный страх оказаться на месте жертвы. Это очень плохой опыт – видеть, как день изо дня происходит насилие над членом твоего коллектива и никто, включая взрослых, ему не помогает. Ребёнок запоминает эту ситуацию как возможную и неразрешимую, и будет нести этот страх с собой всю жизнь.
Буллер и жертва
Буллер – тот, кто возглавляет издевательство. Чаще ими становятся дети, подвергающиеся насилию в семье или пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Нередко зачинщики имеют нарциссические черты, им важно чувствовать своё превосходство.
Жертвами часто становятся дети чувствительные, эмоциональные, с малой социальной поддержкой, выделяющиеся, с особенностями внешности или развития, отличающиеся национальностью. Но так же часто о случаях травли рассказывают красивые, умные и талантливые дети. Совсем не «белые вороны». Или совсем обычные – вовсе ничем не выделяющиеся. Выходит, что жертвой может стать абсолютно любой ребёнок. ⠀
Важный факт, который мы повторим ещё не раз: травля происходит не потому что жертва какая-то «не такая». Буллинг – не проблема личности, это проблема коллектива.⠀
Если по какой-то причине жертва выпадет из цепи, например, переедет в другую страну, с наибольшей вероятностью её место в течение нескольких недель займёт другой ребёнок.⠀
Если в группе возможна травля, все дети неспокойны и находятся в стрессе. Стресс – очень не полезное состояние для ребёнка. Он забирает слишком много энергии. Это плохо для развития, это меньший ресурс для обучения и т.д.⠀
Сейчас мы расскажем, что делать, если вы столкнулись с проблемой буллинга, как помочь ребёнку и возможна ли профилактика коллектива, чтобы не столкнуться с этим явлением вовсе. Но прежде чем ответить на все эти вопросы, важно понять, почему в коллективе вообще возникает запрос травли.
Почему возникает травля?
У детей предподросткового возраста есть потребность быть в стае, противопоставлять себя другим, ощущать принадлежность. Подавляющему большинству жизненно необходимо чувство групповой сплочённости. Поэтому крайне важно, чтобы в коллективе были позитивные основания для этой сплочённости. Если взрослый, ответственный за коллектив, создаёт эти основания – дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы – потребность детей в принадлежности удовлетворена, создан положительный жизненный опыт и в травле нет необходимости.⠀
Если же взрослый не «окультуривает» группу, не занимается ей и не объясняет правила существования в коллективе, если дети пришли, отучились и разошлись, потребность в групповой сплочённости не удовлетворена. Потребность есть, а сплочённости нет.⠀
И рано или поздно случается открытие: можно сплотиться против кого-то, противопоставить себя ему.⠀
Если группа назначила «козла отпущения» и сложилась на насилии, она такой и останется. Детский коллектив сам остановиться не может – детям просто не хватает жизненного опыта для проживания такой ситуации. Если они оказываются предоставлены сами себе, дело может зайти далеко.
Ошибки взрослых
Порой перед тем, как узнать, что делать, важно понять, чего делать не стоит. Мы уже объяснили причину возникновения буллинга. И решение проблемы будет строиться, исходя из этого. Но для начала расскажем, какие действия не только не исправят ситуацию, но могут даже навредить.
«Само пройдёт»
Ждать, что пройдёт само, можно долго. Потому что у детей до подросткового возраста само точно не пройдёт. Старше – есть небольшой шанс при наличии благоприятных условий.⠀
До 12-ти лет у детей слабо сформированы понятия морали – мозг ещё не созрел для этого. Поэтому очень важно, чтобы взрослые задавали верные ориентиры – именно в этом возрасте дети готовы их услышать и принять. А вот в подростковой группе сделать это гораздо сложнее.
Оправдывать буллинг и обвинять жертву
Объяснений, почему в конкретном коллективе возникла травля может быть очень много. Потребность возраста, давление закрытой системы, склонность личности к виктимности (склонность становиться жертвой) или агрессивности. Всё это очень важно и требует внимания. Но не когда ситуация буллинга уже имеет место быть.
Даже если зачинщик трижды альфа, а жертва – трижды «белая ворона», это не повод для преследования. Права каждого ребёнка на защищённость одинаковы. Оправданий буллингу не существует. Если групповое насилие уже происходит, нужно срочно решать проблему, а не искать правых и виноватых.⠀
У большинства взрослых велик соблазн обвинять в происходящем жертву. Оправдывать ситуацию словами «это дети, чего вы хотите» или «посмотрите, он какой-то «не такой», поэтому другие его обижают». Самый простой путь, который может избрать родитель или педагог – скинуть проблему на ребёнка.⠀
Стань «таким», и тебя сразу перестанут унижать – в корне неверное утверждение.⠀
Говоря «ты сам виноват, просто изменись», взрослый перекладывает на ребёнка неподъёмную ответственность – не только за возникновение травли, но и за её прекращение. Последствия таких слов для личности могут быть самыми разрушительными.⠀
Ребёнок, который сообщает взрослому о буллинге – вовсе не ябеда. Как показывает практика, жертвы терпят до последнего и раскрывают проблему лишь когда становится совсем невмоготу. И ни в коем случае нельзя добивать испытывающего на себе регулярное групповое насилие ребёнка словами – ты неправильный (недостаточно красивый, слишком умный, конфликтный, одарённый, нестандартный и какой угодно другой). Стань правильным – и всё наладится.⠀
Нет, не наладится. Потому что проблема не в личности жертвы. А в коллективе.
Давить на жалость зачинщиков или угрожать им
Пытаться объяснить агрессорам, что жертве плохо, призывать к сочувствию или грозить расправой даёт ровно противоположный эффект. Это не только не поможет, но и укрепит буллера в позиции сильного, даст ощущение контроля над судьбой жертвы. Последнюю же попытки договора с агрессорами только унизят, подкрепят её беспомощность. Особенно это актуально, если речь идёт о мальчиках.⠀
Что делать родителю, если ребёнок столкнулся с буллингом
1. Не поддавайтесь панике
Успокойтесь и настройтесь на разговор с ребёнком. Будьте внимательны, не проявляйте раздражения или страха. Вы должны транслировать силу, а нервозность и возбуждение – признак слабости. Не поучайте ребёнка, не нужно всезнайства. Больше слушайте и спрашивайте, чем говорите. Соберите подробную информацию об участниках и событиях травли.⠀
Обязательно заверьте, что вместе вы решите эту проблему – ребёнок остро нуждается в уверенности и чувстве защищённости.
2. Побеседуйте с ребёнком так, чтобы ему это помогло
Поддержите ребёнка и скажите, что вы на его стороне. Обязательно расскажите ему, что такое буллинг, и объясните, что он ни в чём не виноват, что жертвой может стать кто угодно.
Вместе спланируйте, что делать, ведь ребенок знает ситуацию в школе гораздо лучше. Обсудите, в каких местах часто происходят нападки и как этих мест избежать. Если возможности избежать нет, подумайте, как можно сделать так, чтобы он оказывался там вместе с кем-то из знакомых. Обсудите дальнейшие шаги. Предупредите, что вы пойдете в школу для разбирательства.
3. Подготовьтесь к визиту в школу
Предупредите о своём визите заранее. Не появляйтесь в зоне зрения класса – участники буллинга не должны знать, что вы вмешиваетесь.⠀
На беседу не берите с собой ребёнка, даже если учитель или директор попросят. Ему не стоит слышать возможный поток «он сам виноват» и «дети, что с них взять».
4. Обратитесь к человеку, ответственному за коллектив
Поскольку буллинг – проблема коллектива, решать её важно со взрослым, который за этот коллектив отвечает. С воспитателем, классным руководителем.⠀
Отдельный важный вопрос – что и как говорить? Важно, чтобы вещи назывались своими именами.⠀
Никаких «У него не ладятся отношения с одноклассниками» или «Подумаешь, дети всегда друг друга дразнят» звучать не может. Если над ребёнком регулярно издеваются, доводят до слёз, портят вещи, дразнят, обзывают, бьют – это травля. И чем раньше явление будет названо, тем скорее вы приблизитесь к решению.⠀
Увы, далеко не всегда педагоги знают, что делать в ситуации буллинга. Самая распространённая реакция – отрицание проблемы, оправдание агрессоров, фразы вроде «Это дети, чего вы хотите» и попытки обвинить жертву в том, что она сама виновата.⠀
Представьте, вы приходите на работу. Никто с вами не здоровается. Вы идете по коридору – сзади смешки. Приходите на совещание – все демонстративно отсаживаются. Начинаете работать – обнаруживаете, что стул вымазан чем-то противным, документы испорчены. Находите свои личные вещи в углу туалета с грязными следами подошв. Это происходит изо дня в день. Однажды вы срываетесь и кричите, после чего вас незамедлительно вызывает начальство и отчитывает за недопустимое поведение. «Нужно уметь ладить с коллегами!», слышите вы в конечном итоге.⠀
Приведите такой пример, если потребуется. Но не давите на жалость педагога. Спросите: «Как вам? Что вы почувствовали?». Приведите конкретные факты насилия над ребёнком.
Убедитесь, что ответственный взрослый, который будет решать эту проблему, понимает ситуацию и называет её однозначно – травля. Если этого не происходит или у него не хватает авторитета для решения проблемы, идите к социальному педагогу, психологу, завучу. Не получается здесь – к директору. Если и там результата нет – идите ещё выше. Докажите своё намерение решить вопрос, заставьте признать проблему и искать её эффективное решение. Ведь каждый новый день в школе, где продолжается травля – новые риски для здоровья и состояния детей.
5. Узнайте, как педагог собирается решать проблему
Если проблема названа, но учитель не знает, как её решить (а такое случается чаще всего), не обвиняйте его, но попросите как можно скорее изучить этот вопрос. Договоритесь, что в случае насилия ребёнок сможет обратиться к нему за помощью.
6. Если есть необходимость – обратитесь с ребёнком к психологу
Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно. Если ваших знаний и действий недостаточно. Если видите, что ребёнку нужна профессиональная помощь – обратитесь к специалисту.
7. Не пытайтесь говорить с родителями буллеров
Это неэффективно. Одни будут защищать своих детей. Другие – наказывать (следующим наказанным будет жертва). Третьи родители обвинят вас и вашего ребёнка.
8. Не просите ребёнка заигрывать с буллерами, пытаться откупиться или подружиться, а также решать проблему ответным насилием
Есть две крайности плохих советов, которые могут дать взрослые: «Учись налаживать отношения» и «Дай сдачи!». Оба эти послания для детской психики звучат как: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь».
9. Лучшая защита от буллинга – уверенность в себе
Разговаривайте с ребёнком, уделяйте ему внимание. Помогите найти коллектив, где ему комфортно, и завести друзей. Принимайте всерьёз то, что его волнует, не обесценивайте его эмоции. Учите его уважать и требовать уважения к своим чувствам, отстаивать своё мнение. Не воспитывайте чрезмерные покорность и послушание. Помогите ему чаще проживать успех – в состоянии жертвы дети часто начинают воспринимать себя в негативном ключе. Поэтому им крайне важно испытывать положительный опыт, видеть, что на самом деле они могут многое.
10. Доведите дело до конца
Не останавливайтесь на кратковременном улучшении. Дожимайте ситуацию до конца, не ждите, что при затишье проблема постепенно исчезнет сама. Важно искоренить её прочно и навсегда.
Советы педагогу
1. Признайте проблему и покажите, что травля неприемлема
Ошибкой будет называть участников травли по ролям и обсуждать их. Говорите о буллинге как о явлении, без имён. Дети часто не осознают, что именно делают. У них в голове это «мы его дразним», «мы так играем» или «мы его не любим». Дети должны узнать от взрослого, что когда они так поступают, это называется вот так и это – недопустимо.
2. Обозначьте травлю как проблему группы
Скажите, «наша группа заболела». Если человек не следит за чистотой рук, он может подхватить инфекцию. А если группа не следит за чистотой отношений, она может заболеть насилием. Это очень грустно, вредно и плохо. Давайте вместе срочно лечиться.
Такой подход снимает противопоставление между жертвами, агрессорами и свидетелями – они все в одной лодке. Проблема-то общая.⠀
С детьми постарше можно посмотреть и обсудить «Повелителя мух» или (лучше) «Чучело». С маленькими — «Гадкого утенка».
3. Включите мораль
Важно вывести детей из «стайного» азарта в личную осознанную позицию, включить моральную оценку.⠀
Например, можно предложить детям оценить их вклад в болезнь класса под названием «травля». 1 балл – это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Затем пусть все одновременно покажут на пальцах, сколько баллов поставили бы себе.⠀
Если это не подростки, «троек» не будет даже у самых отпетых агрессоров. Здесь важно не пытаться уличить их в неправде, а наоборот, сказать: «Я очень рад! Никто из вас не считает, что травить – это хорошо. Значит, нам будет нетрудно вылечить свой класс». Так моральная оценка травли становится не внешней, навязанной взрослым, – её дают сами дети.⠀
Конечно, если группа уже погрязла в насилии, конфронтация может быть более жёсткой. Здесь можно попытаться обратиться к агрессору. Например, напомнить детям историю про гадкого утёнка и её конец. Утёнок стал прекрасным лебедем, а птицы, что травили его в детстве, так и остались злобными курами. А затем предложить каждому найти свою роль в этой истории.
4. Сформулируйте позитивные правила жизни в коллективе
Конечно, сделать это должен авторитетный взрослый. Нельзя запретить детям прежние способы реакций и не дать другие. Так не работает.⠀
Что делать? Достаточно вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: «У нас никто не выясняет отношения кулаками. Не оскорбляют друг друга. Не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают». И так далее.⠀
Есть замечательный терапевтический приём – «подписание контракта». Когда новые «правила» записываются на большом листе, затем за них голосуют и каждый подписывается, обязуясь выполнять.
5. Поддерживайте позитивные изменения
Изучайте приёмы сплочения коллектива. Предлагайте игры – это самый эффективный способ работы с детьми. Найдите сильные стороны каждого ученика – один лучше всех поёт, другой рисует, третий забивает самые красивые голы и т.д. Праздники, конкурсы, походы и экспедиции – чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.⠀
6. Травлю легче предупредить, чем лечить
Самый простой и эффективный способ предотвратить травлю – дети должны столкнуться с тем, что авторитетный человек не принимает эту позицию.⠀
Проще говоря, если есть педагог, которого дети уважают, к которому тянутся и хотят понравиться, и если этот педагог сразу доносит позицию однозначного неприятия травли, травли не произойдёт.⠀
Невозможно бороться с травлей, не называя её, ища оправдания и допуская виновность жертвы. Путь решения один – авторитетный взрослый должен однозначно сказать, что буллинг не приемлем. Ни в каком виде. Ни по каким причинам. Ни над кем.⠀
Конечно, хорошо, если взрослый сразу работает на сплочённость группы. Если следит за ролями, взаимоподдержкой, привычкой решать конфликты словами – в таком коллективе травля не возникнет. А если возникнет, группа сама это искоренит до вмешательства взрослых.⠀
Если же вы столкнулись с явлением травли, важно пройти этот путь вместе с детьми и помочь им найти выход.