Особенности разминирования. Как казахстанские саперы очищали Ирак и Арысь
Особенности разминирования. Как казахстанские саперы очищали Ирак и Арысь
5 лет назад 2831 Асель Сатаева

"Сапер без страха - уже не сапер". У саперов всегда должно быть чувство страха, часто повторяет Бахыт­бек Тажибаев. Он командир инженерно-саперного полка войсковой части Алматинской области. Одним из первых отправился в Арысь после того, как там прогремели взрывы на военном складе боеприпасов. И до последнего оставался там с коллегами, пока город не очистили от фрагментов снарядов. Позже возглавил третью ротацию, которая занималась ликвидацией последствий взрыва в Арыси.  Бахытбек Тажибаев рассказал корреспонденту Tengrinews.kz о работе саперов и вспомнил зачистку территорий в Ираке. 

Это фото было сделано 14 лет назад. В 2005 году в составе КазБата (Казахстанский миротворческий батальон) Бахытбек Тажибаев отправился в неспокойный Ирак со специальной миссией. Тогда он был командиром группы водоснабжения в составе инженерного саперного отряда специального назначения. Перед казахстанцами стояла задача: обезвредить мины в иракской Аль-Куте (провинция Васит).

"Нам нужно было очистить территории от неразорвавшихся снарядов, фрагментов боеприпасов разного калибра. Также там мы обучали иракских военнослужащих инженерных войск саперному делу. Сначала мы находились там вместе с американцами, потом наш отряд был в составе коалиционных сил, которые возглавляли вооруженные силы Украины", - вспоминает командир инженерно-саперного полка Бахыт­бек Тажибаев.

"Были моменты, когда базу обстреливали. В казарме, где мы размещались, было убежище. Мы туда спускались, когда была угроза обстрелов боевиками. Страшно ли было? Мы морально были подготовлены и знали, куда мы едем. Нам обо всем рассказали: о стране, какие там условия и менталитет", - отмечает наш собеседник.

Начиная с 2003 года каждые полгода в Ирак отправлялась группа казахстанских военнослужащих. Всего было 10 ротаций. Последняя группа вернулась в Казахстан в 2008 году. Кроме уничтожения неразорвавшихся снарядов, казахстанские солдаты обеспечивали военную базу технической и питьевой водой с помощью передвижной водоносной станции, а также оказывали медицинскую помощь местному населению.

Ежедневно казахстанские военнослужащие обучали иракских солдат инженерных войск саперному делу

"Нам этот опыт пригодился. Мы увидели внутреннюю структуру организации работы американских военнослужащих, вооруженных сил Армении и Украины. Мы увидели, как работают в этих странах. И, конечно, обратили внимание на некоторые моменты в работе военнослужащих других стран. К примеру, американские солдаты, пока машина не готова, никуда не поедут. У них водитель приедет, машину в парк сдаст, а там уже другой рабочий будет эту машину готовить к следующему выезду. В этих вопросах мы, конечно же, были универсальны. Мы могли и технику подготовить, так и сами на ней задачи выполняли. Военнослужащие Украины - они в этом плане также были универсальны", - отметил Бахытбек Тажибаев.

Командир инженерно-саперного полка войсковой части Алматинской области Бахытбек Тажибаев

Фото из личного архива Бахытбека Тажибаева

А это Руслан Жансеитов. В инженерных войсках служит уже 25 лет. Сейчас по званию он полковник и работает начальником управления инженерных войск Департамента инженерных войск генерального штаба Вооруженных сил. Он тоже побывал в Ираке в составе миротворческой группы. В 2007 году отправился туда в качестве командира инженерно-саперной группы из 27 человек. Это была одна из последних ротаций.   

"Им не хватало таких специалистов, так как тогда в Ираке шла война", - отмечает Руслан Жансеитов.

Тогда группа казахстанских военнослужащих дислоцировалась в гарнизоне в двух километрах от границы Ирака. Саперы приехали в самое пекло и работали в условиях, когда температура воздуха доходила до 50 градусов.

"Там невыносимая жара стояла. Мы работали до 11 часов дня. Потом был перерыв, мы находились на базе. Затем после 17.00 часов снова начинали работать, выезжали на подрывы, затем проводили обучение иракских солдат. Температура воздуха доходила до 50 градусов. И иногда стрелка термометра уходила за 50 градусов", - вспоминает Руслан Жансеитов.

"Когда мы передвигались по городу, там все было усеяно снарядами и различными минами. Конечно же, много работы досталось ребятам, которые были в первой и второй ротациях. Я уже был в восьмом отряде, работал в 2007 году. Мы сами искали фрагменты снарядов, затем вывозили их и уничтожали в специально отведенном месте. В день один, максимум три взрыва производили. Там были разные взрывоопасные предметы: и французские мины, и итальянские. Советские снаряды встречались", - отмечает Руслан Жансеитов.

Фото из Ирака из личного архива полковника Жансеитова. На снимке он с коллегами после очередного выезда по обезвреживанию боеприпасов

"Ежедневно мы подвергались атакам, ежедневно там шла стрельба. Стреляли из разного оружия и из минометного. Была постоянная опасность, что начнут стрелять. Можно сказать, что спали в каске и бронежилете. Как только хлопок услышим, мы сразу спускались в бункер. Утихало, потом по команде командира мы поднимались наверх", - вспоминает Руслан Жансеитов.

По официальным данным, за весь период работы в Ираке с 2003 по 2008 год казахстанские саперы обнаружили и обезвредили более 4,5 миллиона фрагментов взрывоопасных предметов.

"У нас была одна потеря в 2005 году... При разгрузке боеприпасов украинскими военнослужащими наши солдаты тоже находились там рядом, помогали. Произошел несанкционированный взрыв, и наш капитан Кудабаев своим телом закрыл военнослужащего украинской армии... Он проявил геройство. Капитан Кудабаев посмертно был награжден орденом "Айбын I степени", - отметил Руслан Жансеитов.

Во время миссии в Ираке Руслана Жансеитова наградили польской медалью за участие в миротворческой операции в составе многонациональной дивизии "Центр-юг". Награду казахстанцу вручал тогда генерал Вооруженных сил Польши.

В Казахстане награда нашла героя в 2016 году. Орден "Айбын II степени" за выполнение миротворческой миссии полковник Жансеитов получил из рук Нурсултана Назарбаева.

Руслан Жансеитов вспоминает, что в Ирак отправляли не всех. Отбор был жесткий. В состав миротворцев входили опытные офицеры, прошедшие физическую подготовку, медосмотр и психологическое тестирование. Учитывалось даже семейное положение военнослужащих.

"Можно сказать, что в Ираке общения с семьей у нас не было, только через командира. Он  докладывал обстановку нашему командованию. Затем информация уже доходила до руководства в нашу часть. Наш командир отряда ежедневно докладывал командованию в Казахстане о том, как мы, как наше здоровье, решались другие вопросы. У него спутниковая связь была. А мы не могли взять и позвонить своим родным. Им просто сообщали, что у нас все хорошо", - вспоминает Руслан Жансеитов.

"Мы ехали туда осознанно. Некоторые и дальше хотели остаться, но не положено, уже другая ротация отправлялась. Такой опыт должны были все получить. Сейчас в Ливане тоже наши ребята находятся", - сообщил начальник управления инженерных войск Департамента инженерных войск генерального штаба ВС Руслан Жансеитов.

 

Тем временем работы по ликвидации последствий взрыва в Арыси продолжаются по сей день. Саперы до сих пор очищают территорию военного склада, где и хранился весь арсенал. Ежедневно более 800 военнослужащих привлекают к этой работе.   

В ликвидации последствий взрыва задействован сводный отряд, сформированный из инженерно-саперных частей и подразделений Вооруженных сил республики.

Численность сводного отряда ликвидации последствий составляет более 450 человек. После завершения очистки Арыси от фрагментов боеприпасов военнослужащие приступили к сложному этапу ликвидации последствий взрыва. Непосредственно к поверхностной очистке эпицентра чрезвычайной ситуации на территории воинской части. Там находится наибольшее количество фрагментов боеприпасов, представляющих риск для жизни и здоровья саперов.

"Данные боеприпасы наиболее опасны, так как подверглись огню и побывали в среде высокой температуры. В целях максимальной защиты саперов задачи выполняются в специальных защитных костюмах, которые полностью защищают военнослужащего от осколков в случае несанкционированного взрыва", - сообщили в пресс-службе Министерства обороны.

За весь период саперами обнаружены и вывезены более 260 тысяч фрагментов боеприпасов, из них взрывоопасных более 180 тысяч фрагментов. Это 70 процентов от общего количества. Все они уничтожены методом подрыва на специально оборудованных подрывных площадках на удалении 60 километров от воинской части, расположенной в Арыси.

Казахстанские саперы работают в таком защитном костюме под названием "Сокол". Предназначен он для защиты солдата от ударной волны, теплового воздействия и металлических осколков, которые образуются при срабатывании взрывных устройств.

Фото пресс-службы Министерства обороны РК

"Бронепластины "Сокола" изготовлены из легкого и высокопрочного полиэтилена, а не из стали. Сапер в этом снаряжении становится защищенным от мин, имеющих бесконтактный взрыватель, реагирующих на присутствие рядом металла. "Сокол" совмещается со штатными элементами носимой экипировки, в том числе летним и зимним обмундированием", - отметили в пресс-службе Минобороны.

Весит такой костюм более восьми килограммов.

"Сейчас, сохраняя жизнь своих саперов, мы работу наладили так, чтобы они были обеспечены всем необходимым для безопасности - это и защитные костюмы, шлемы. Сейчас ребята продолжают работать. В каждом секторе идет работа. Саперы находят снаряды, уничтожают, что-то вывозится. Параллельно мы вывозим уцелевшие снаряды. Ни для кого не секрет, задача Верховного главнокомандующего была - вывезти все остатки уцелевших снарядов с воинской части на другие склады, чтобы там ничего не осталось. Полностью закроется воинская часть", - резюмирует начальник управления инженерных войск Департамента инженерных войск генерального штаба ВС Руслан Жансеитов.

Пока военные не берутся сказать, сколько времени потребуется для завершения всех работ в Арыси.

0 комментариев
Архив