Одна из нужных профессий может исчезнуть в Казахстане
|
Уже через пять лет в службе промышленной безопасности не останется специалистов и обеспечение промышленной безопасности станет серьезной проблемой для государства. Такой неутешительный прогноз сделал мажилисмен РК Арман Кожахметов на пленарном заседании Мажилиса парламента РК, передает корреспондент zakon.kz.
По данным Кожахметова, в Казахстане насчитывается более 9 тысяч предприятий промышленности, на которых эксплуатируется около 230 тысяч опасных производственных объектов. Это подземные рудники и угольные шахты, карьеры и разрезы, месторождения добычи нефти и газа, металлургические, химические и нефтеперерабатывающие заводы, объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы.
Обеспечение государственного надзора в области промышленной безопасности и предупреждение вредного воздействия опасных производственных факторов на данных объектах возложено на Комитет промышленной безопасности министерства чрезвычайных ситуаций РК. За 2016-2020 годы в республике произошло более 120 крупных аварий на производстве, погибло более 60 человек, - сообщил он, обращаясь с депутатским запросом к заместителю премьер-министра РК Роману Скляру.
При этом он отметил, что кадровый потенциал службы госинспекторов в области промышленной безопасности значительно ослаб. Средний возраст персонала госинспекторов составляет 56 лет. Со службы уходят опытные специалисты, молодое пополнение, проработав 2-3 года, также трудоустраивается в частный сектор.
Мажилисмен рассказал, что также по указанным вакансиям приостановлены конкурсные процедуры приема на работу в связи с решением об их сокращении в рамках общего сокращения численности сотрудников государственного аппарата на 15% в 2021 году. В 2022 году запланировано сокращение еще на 10%. Аналогичная ситуация имеет место во всех 17 территориальных подразделениях Комитета промышленной безопасности МЧС РК. Общий дефицит кадров в отрасли по республике составляет порядка 18%.
В то же время на одного инспектора в Казахстане приходится 583 поднадзорных объекта. С учетом порядка проведения обследования объектов и фактического наличия сотрудников Комитета ежегодный охват необходимыми проверками в среднем составляет 13% от общего количества опасных производственных объектов. В то же время в рамках программы индустриализации растет доля промышленности и число новых предприятий. За период с 2014 года увеличилось на 50% и количество возложенных на Комитет промышленной безопасности функций с 30 до 45, - констатировал парламентарий.
Но, помимо загруженности, другой основной причиной оттока кадров является низкая заработная плата и отсутствие должного уровня соцзащиты.
Сегодня заработная плата государственных инспекторов в области промышленной безопасности составляет для главного специалиста при стаже до 1 года - 89 813 тенге, при стаже свыше 20 лет - 119 730 тенге; для руководителя отдела при стаже до 1 года - 104 072 тенге, при стаже свыше 20 лет - 139 023 тенге. Средняя заработная плата в промышленных предприятиях горнорудной отрасли составляет 246 тысяч тенге, - перечислил Кожахметов.
Он прогнозирует, что такими темпами уже через 5 лет в службе промышленной безопасности не останется специалистов и обеспечение промышленной безопасности станет серьезной проблемой для государства. Все это отразится на реализации госпрограммы индустриализации.
В связи с этим депутат попросил правительство пересмотреть решение о сокращении численности сотрудников Комитета промышленной безопасности МЧС РК и рассмотреть вопрос повышения зарплаты и обеспечения соцзащитой госинспекторов в области промышленной безопасности и увеличения их штатной численности.
Что изменится для промышленности Казахстана
Депутаты Мажилиса на пленарном заседании под председательством спикера Палаты Нурлана Нигматулина одобрили в первом чтении проект закона, направленный на обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности, передает корреспондент zakon.kz.
Представил документ министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов.
В законопроекте "О промышленной политике" даны определения более 30 понятиям. Ключевыми из них являются: промышленность, обрабатывающая промышленность, промышленная политика, Индустрия 4.0, несырьевой экспорт. Действующее законодательное регулирование охватывает всех субъектов бизнеса, но не фокусирует внимание на промышленных предприятиях. В этой связи регламентация новых терминов создаст правовую основу для формирования эффективной промышленной политики, - сообщил он.
Одной из новелл проекта закона является введение компетенции правительства по утверждению новых мер стимулирования и элементов инфраструктуры. Эта норма, по мнению разработчиков, с одной стороны, придаст гибкость и оперативность государственному аппарату, с другой стороны, позволит своевременно принимать важные решения необходимые для бизнеса.
Государственное стимулирование, согласно проекту закона, будет сфокусировано на эффективных предприятиях обрабатывающей промышленности. Для этого предусмотрена компетенция МИИР РК по формированию и утверждению Перечня приоритетных товаров.
На сегодняшний день нами отобраны более 4 тыс. товаров с высокой добавленной стоимостью. Меры поддержки будут оказываться исключительно производителям товаров из перечня. Для повышения эффективности оказываемых мер вводятся встречные обязательства, которые предполагают требования по повышению показателей производства. Нами будет проводиться мониторинг исполнения этих обязательств и в случае неисполнения предприятия должны будут возвратить бюджетные средства в соответствии с правилами, - пояснил министр.
Помимо этого, документом предусмотрена возможность получения комплекса мер стимулирования посредством заключения Соглашения о повышении конкурентоспособности, которое позволит предприятиям планировать свою деятельность на средне- и долгосрочные периоды.
Проектом закона включены новые меры, направленные на технологическую модернизацию и продвижение продукции. В общей сложности для бизнеса будут доступны порядка 20 мер стимулирования. По запросам предприятий разработан новый инструмент стимулирования - промышленный грант. Он будет предоставляться на модернизацию производства путем софинансирования. Новая мера обеспечит технологическое перевооружение предприятий и повысит качество производимой продукции, - подчеркнул Атамкулов.
Проектом закона также предусмотрены меры по продвижению на внутреннем и внешних рынках. В данном направлении основным новшеством является ребрендинг термина "местное содержание" на "внутристрановую ценность".
Это связано с окончанием переходного периода по вхождению в ВТО, вследствие которого мы должны отказаться от института местного содержания. Для мониторинга динамики внутристрановой ценности и выработки мер для дальнейшего роста продолжится практика оценки внутристрановой ценности в закупках в соответствии с методикой, утверждаемой на подзаконном уровне, резюмировал глава МИИР.
При этом в стране продолжится практика применения прямых мер государственного стимулирования. К примеру, предусмотрено стимулирование предприятий на внутреннем рынке путем возмещения затрат.