Невидимый кризис
|
О проблеме опустынивания казахстанских территорий учёные стали говорить ещё во времена освоения целины. При этом старые прогнозы незначительно отличаются от современных: к 2070-му большая часть ныне пригодных земель превратится в пустыню. Из года в год в этот сценарий вносят коррективы и озвучивают меры для предотвращения экологической катастрофы. Тем не менее вопрос не снят с повестки дня: страшный, невидимый кризис – опустынивание – подминает под себя всё новые площади. Погибают не только пастбища и леса. Начинают исчезать водоёмы, необходимые для обеспечения питьевой водой, для производства продовольствия, для выработки электроэнергии. Тревожные настроения на эту тему возникают на берегу знаменитого Капшагайского водохранилища.
В 2021 году Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК сообщило, что в бассейнах рек на южных склонах Заилийского Алатау в Алматинской области осадков выпало на 39% ниже нормы, а наполнение малых и средних водохранилищ составило 75-80%. К примеру, в начале прошлой осени уровень воды на Капшагайском водохранилище снизился на 2 миллиарда кубометров. По оценке экспертов, такая ситуация может повториться и в следующем сезоне.
Маргарита Гурай — жительница города Капшагай. Девушка почти каждый день гуляет с друзьями по берегу водохранилища, наблюдает за приливами и отливами.
Берег со стороны городского пляжа
— Уже весна. А это значит, что уровень воды должен подняться, — размышляет Маргарита, — вот посмотрите, где расположены беседки и где сейчас находится берег. Видите, как далеко? А пару лет назад вода была почти у самых беседок. Вышел, сделал 3 шага и всё – плыви. В зонах отдыха кромка берега отошла метров на двести, а уровень воды упал точно на 2,5-3 метра.
Берег со стороны городского пляжа
— Мы всегда гордились своим водохранилищем. И называем его «морем». К нашему «морю» в летнее время из всех соседних городов и сёл съезжаются. На самом деле, наш Капшагай – очень популярное место отдыха. Несмотря на то, что уже второй год мы наблюдаем явное обмеление. Летом 2020-го здесь зафиксировали критические показатели уровня воды. К сожалению, наше «море» уменьшается, — делится с нами Маргарита.
— Я думаю, что специалистам нужно менять подходы к решению этой проблемы. Даже человеку, не особо подкованному в данной теме, понятно, что из-за дефицита воды начинаются перебои в орошении сельскохозяйственных площадей, а это, в свою очередь, влечёт за собой ужасные последствия. Так что я переживаю и надеюсь, что эта ситуация разрешится в ближайшие 2-3 года, — говорит Маргарита.
Ещё один житель города, Аслан Ережепов сетует на уменьшение привлекательности Капшагайского водохранилища как места для пляжного отдыха.
— При снижении уровня водоёма страдает пляжная инфраструктура. Непостоянство береговой линии доставляет массу неудобств и отдыхающим, вынужденным преодолевать до воды сотни метров.
Берег со стороны Речпорта
Григорий Геннадьевич – рыбак с большим стажем. По выходным его всегда можно увидеть на берегу Капшагая.
— Я родился и вырос здесь. Мне было двадцать лет, когда появилось это водохранилище. Я работал здесь и знаю почти все локации побережья. Например, это место называется Речпорт. Оно возникло сразу, как только образовалось водохранилище. Сейчас Речпорт опустел. Видите, как скалы обнажились? Мне очень больно на это смотреть. Потому что обнажение скал — это ещё один шаг отхода воды от берега, шаг к большой беде. Это означает, что мы стали ближе к катастрофе, — говорит Григорий Геннадьевич.
Вид на элеватор со стороны Речпорта
Речной порт когда-то был крупнейшим перевалочным пунктом на реке Или, впадающей в Капшагайское водохранилище. На огромных баржах по реке доставляли нефть, зерно, затем мощные буксиры оттаскивали опустевшие баржи против течения назад к пунктам загрузки.
Речпорт
С развалом СССР порт опустел. Портовые краны заржавели, уровень воды упал, баржи и корабли стали ржаветь на мелководье в болотах из гниющих водорослей. Так что сегодня Речпорт практически бездействует. Лишь иногда на стоянку заходят частные прогулочные суда.
— Там оставалось несколько плавучих кранов и небольших суден, но в последние годы люди разобрали их и распилили на металл. Теперь вы видите, что осталось. Сейчас мы приезжаем сюда ловить рыбу, а летом ходим купаться. В этом году глубина этого причала всего около двух метров. Я думаю, что когда Китай перекрывает реку Или, уровень воды в Капшагайском водохранилище падает. Так было прошлым летом, — рассказывает Григорий Геннадьевич.
«Морские» ворота
Беспокойство капшагайского старожила не напрасно, ведь это водохранилище используется для полива орошаемых земель в Шенгельдинском и Акдалинском массивах, нужд рыбного хозяйства и гидроэнергетической отрасли города.
Кроме того, искусственное «море» является основным источником питьевой воды. Предприятие «Капшагай су арнасы» отвечает за водоснабжение и канализацию в городе.
Мади Темиралиев, руководитель ТОО «Капшагай Су Арнасы»:
— Ежедневно город потребляет 14-15 тысяч кубометров воды в сутки. Мы получаем половину воды из Капшагайского водохранилища, а другую половину — из Николаевского источника подземных вод. Имеется шесть скважин, то есть шесть водонасосных станций. Вода из обоих мест смешивается, очищается и подается для потребления.
Если уровень воды упадёт на два метра, наши водяные насосы не смогут качать воду. В сравнении с летне-осенним периодом 2021-го, в этом году уровень воды немного поднялся. Пока водяные насосы работают хорошо. Но вода ещё не достигла необходимой отметки, — говорит Мади Темралиев.
Как считает директор «Капшагай Су Арнасы», в случае дальнейшего снижения уровня воды надо менять существующую систему городского водоснабжения.
— Пока такой необходимости нет. Но хороший хозяин всё должен предусмотреть, поэтому мы уже запаслись такими материалами, как арматуры и трубы для удлинения водяных насосов, — говорит Мади Темиралиев.
Мади Темиралиев, руководитель ТОО «Капшагай Су Арнасы»:
— В прошлом году было очень жарко. Вода быстро ушла с берегов. Рукав с реки Или в Капшагайское водохранилище не очищен. Ещё с советских времён с ним не обращались должным образом. А вода не может течь как положено, потому что она вся в грязи и заросла камышом. Так что объём воды, поступающей в Капшагай, очень мал. Кроме того, объём воды из Китая небольшой.
Владимир Никифоров занимается промысловой добычей рыбы. По его словам, дно озера Капшагай покрыто илом и заболоченность водохранилища начинается с самого устья реки Или.
Владимир Никифоров, руководитель ТОО «Айна Су»:
— Участок воды, выделенный нашему хозяйству для рыболовства, был очень глубоким. Теперь берег намного дальше. Мы постепенно теряем наше водохранилище. Что можно с этим сделать? Может, обсудить проблему с Китаем, который использует огромные ирригационные системы. Казахстан, конечно, не может на них повлиять. Поэтому нужны переговоры на международном уровне.
Рыболовным хозяйствам разрешено вылавливать 150 тонн рыбы в год. Этот объём они хотели бы увеличить. Однако НИИ рыбного хозяйства устанавливает ежегодную квоту на количество выловленной рыбы.
Владимир Никифоров, руководитель ТОО «Айна Су»:
— Рыболовный сезон начинается с первого июня. В этом году нас предупредили, что улов должен быть намного ниже прошлогоднего. Квота уменьшается с каждым годом. Но мы работаем. А какая рыба здесь водится? Часто ловим щуку и воблу. Карпа очень мало, белого амура тоже стало меньше. Всё ещё можно отловить толстолобика.
В этой части Капшагайского водохранилища много частных зон отдыха. Но несколько километров побережья не огорожены. Владимир Витальевич говорит, что именно здесь можно отчётливо увидеть уровень капшагайской воды.
Владимир Никифоров, руководитель ТОО «Айна Су»:
— Вот смотрите, раньше берег был здесь, где мы с вами стоим. Сейчас, как видите, он в нескольких метрах дальше от нас. Конечно, это могут быть сезонные колебания. Поэтому мы ничего не можем сделать.
Прошлогоднее маловодье в водохранилище сказалось и на аграрном секторе. Возьмём к примеру овощеводческое хозяйство в селе Акозек, что в 45 километрах от Капшагая.
Этот сельскохозяйственный производственный кооператив был основан в 2016 году. В него входят три крупных хозяйства и несколько мелких ферм. Основной культурой кооператива была сахарная свёкла.
Думан Майлиханов, руководитель ПК «Акозек»:
— В связи с обмелением водохранилища Капшагай нам рекомендовали перейти на выращивание культуры с меньшим потреблением влаги. Ожидается, что в этом году вода не поднимется. Такое уже было. В августе 2014 года мы фактически остались без воды. Тогда мы выращивали сою и лук и потеряли 12 миллионов тенге. Не только мы, но и все фермы здесь. Водяной насос не мог качать воду, и мы остались без воды. Боимся, что в наступившем сезоне ситуация повторится.
Думан Майлиханов ещё три года назад поднял вопрос о высыхании водоёма и начал бить тревогу. В то время он просил урегулировать размер субсидий фермерским хозяйствам и реконструировать систему орошения сельскохозяйственных угодий.
Руководитель ПК Думан «Акозек»:
— Я даже в Минсельхоз ездил. А там только один ответ: всё зависит от Китая, если они будут перекрывать шлюзы, у нас будет дефицит воды. И обратите внимание на климатический фактор. Видите, что снега мало, значит, влаги будет мало. Это значит, что к нехватке влаги в почве прибавится маловодье в нашем «море». Так что у нас наихудшие ожидания.
В распоряжении кооператива, который возглавляет Думан, 350 гектар земли. В этом году 150 га хозяйство планирует засеять сахарной свёклой, 60 га — кукурузой, остальную площадь — ячменём. Если уровень Капшагайского водохранилища не поднимется, структуру посевных площадей фермерам придётся корректировать.
— Мы настроены скептически: может, не стоит рисковать и сажать сахарную свёклу? Но всё моё оборудование предназначено для обработки и культивации сахарной свёклы. Всё, что нужно для выращивания именно свёклы: от весеннего посева до осенней уборки. Например, вот этот свёклоуборочный комбайн. И что, он будет просто загорать на солнце?
Другой немаловажный момент — в Шенгелдинском сельском округе установлен самый высокий тариф на поливную воду — 12 тенге 18 тиын за 1 кубометр воды! Для сравнения, талдыкорганские и талгарские фермеры платят всего 1 тенге 2 тиына. Впрочем, для них это не повод для радости, оказывается. Поскольку у них вода подаётся насосными станциями, счета за электроэнергию приходят просто страшные. Так что эти хозяйства говорят, мол, успокойтесь, расходы одинаковые почти.
Насосная станция
Это бассейн суточного распределения воды. Насосная станция забирает воду из Капшагайского водохранилища и переливает её сюда. Здесь накапливается 58 тысяч кубометров воды. Собранная вода перекачивается на следующие насосные станции и отправляется на поля. Но сейчас зима, и пока воды нет.
Думан Майлиханов, руководитель ПК «Акозек»:
— Эта насосная станция была построена в 1978 году. Дно илистое и покрыто водорослями. Всё это приходит из водохранилища. Если его не чистить, оно будет и дальше загрязняться. Тогда водонасосные станции не смогут качать воду. Это тоже большая проблема.
Сейчас члены кооператива готовятся к весенним посевным работам. Аграрии уже привели в боевую готовность свою технику и намерены трудиться, не покладая рук ради хорошего урожая.
Уровень воды в Капшагайском водохранилище имеет резко выраженные сезонные колебания. Как правило, в осенне-зимне-весенний период идёт накопление воды с последующим изъятием её для нужд сельского хозяйства. Поэтому летом уровень воды в водохранилище постепенно падает, что особенно ощутимо в конце июля и начале августа. Между тем, специалисты-аграрники отмечают, что снижение уровня воды в реке Или и Капшагайском водохранилище не особенно повлияет на развитие сельского хозяйства в регионе, поскольку увеличение орошаемых посевных площадей в новом сезоне не планируется.
Капшагайский ГЭС им Ш.Чокина, АО «АлЭС«
Однако в живительной влаге нуждается не только сельское хозяйство. Необходимо учесть интересы и других потребителей, например, Капшагайской ГЭС. Уменьшение объёма воды в реке Или сказывается на её мощности.
Капшагайская ГЭС снабжает энергией всю Алматинскую область, города Алматы, Талдыкорган и Капшагай. Если река обмелеет, эти территории могут остаться без света.
Территория Капшагайский ГЭС им Ш.Чокина, АО «АлЭС«
Капшагайская ГЭС работает по предписанию Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции. Здесь вырабатывается столько электроэнергии, сколько запрашивает инспекция. Удельный расход сейчас составляет примерно 13,5 куб.кВт, это средняя мощность.
Павел Ким, Начальник ПТО Капшагайского ГЭС Им Ш.Чокина, АО «АлЭС»:
— У нас гидроагрегаты по 91 мгВт. В зависимости от расходов вырабатывается до 320 кубических метров в секунду. Если Балхаш-Алакольская бассейновая инспекция запросила 150 кубических метров, то это выработка на 43 мгВт. Сейчас у нас установлен переменный суточный график — ночью поменьше, днем побольше вырабатываем. В среднем 250 кубических м. в секунду, то есть 71 мегаватт в час.
Территория Капшагайский ГЭС им Ш.Чокина, АО «АлЭС«
На самом деле для такой гидроэлектростанции — это очень скромный объём. Сегодня здесь работает всего один агрегат из четырёх. Капшагайская ГЭС рассчитана на мощность 364 МВт. В реальности же используется лишь малая часть потенциала, так как для работы турбин необходимо больше воды. Последний раз на полную мощность ГЭС работала в 2016 году, когда здесь вырабатывали 1 млрд мВт в год. А в последние годы объём выработки упал до 750 млн.
Согласно правилам эксплуатации Капшагайской ГЭС, критической отметкой уровня воды для работы ГЭС является 474,5 метра. В настоящее время уровень верхнего бьефа составляет 477,03 метра.
Как говорят эксперты, первый удар в результате обмеления реки Или примет на себя аграрная отрасль региона. Орошаемая площадь в бассейне реки составляет 240,9 тыс. га. Из них около 10 тысяч га — посевные площади, расположенные в Балхашском районе, орошаются водами реки Или. Здесь выращивают влаголюбивый рис. 9,5 тысяч гектаров в Шенгелдинском сельском округе тоже нуждаются в илийской воде. Здесь в основном выращивают лук, который продается по всему Казахстану и в России.
В полноводье реки Или заинтересованы и многие другие овощеводческие посёлки области, которые являются частью продовольственного пояса Алматы. Поэтому вопрос дефицита воды ставит под угрозу деятельность огромного количества аграрных формирований.
Раушан Иманбет, начальник Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции
Тем временем, Балхаш-Алакольская бассейновая инспекция держит под контролем ситуацию на Капшагайском водохранилище.
— Всегда существовали периоды многоводья и маловодья. 2020 и 2021 годы выдались маловодными. Сток реки Или оказался намного ниже, чем мы ожидали, и, соответственно, уровень воды в Капшагайском водохранилище значительно снизился. В прошлом году в течение вегетационного периода посевы получали в среднем 270 кубометров воды в секунду. После окончания вегетационного периода уровень реки Или стал повышаться, — рассказывает начальник Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции Раушан Иманбет.
— Аналогичный дефицит воды наблюдался в 2014-2015 годах. Уровень воды был даже намного ниже, чем в 2020 и 2021 годах. Мы ежедневно проводим мониторинг крупных водоёмов. Казгидромет сообщает нам о суточном расходе воды и уровне Капшагайского водохранилища. В соответствии с утверждённым регламентом использования Капшагайского водохранилища, объём воды в реке Или регулируется с согласия Инспекции рыбного хозяйства и ГЭС. Мы регулируем распределение воды в зависимости от специфики каждого года. Сейчас мы сравниваем уровень воды с прошлым годом. В этом году уровень воды почти такой же, как и в прошлом. В 2021-м нормальная ситуация была — 15 миллиардов 940 миллионов кубометров, в этом году — 15 миллиардов кубометров. В прошлом году мы успешно прошли вегетационный период. Перед этим периодом в водохранилище с февраля по май было накоплено 1 миллиард 400 кубометров воды. В этом году, если мы накопим хотя бы 1 миллиард 200 кубометров воды, то рассчитываем выйти из весенне-летней кампании без потерь.
Общая проектная мощность Капшагайского водохранилища составляет 18 миллиардов 450 кубометров, на сегодняшний день в искусственном водоёме находится около 15 миллиардов кубометров воды. То есть объём воды в Капшагайском водохранилище уменьшился на 2 миллиарда 500 кубометров. Уровень Капшагайского водохранилища меняется в зависимости от объёма воды, вытекающей из Или.
Раушан Иманбет, начальник Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции:
— В целом инспекция прогнозировала, что в этом году воды будет меньше. Поэтому необходимо беречь водные ресурсы и чистить каналы. Однако остро стоит вопрос экономии водных ресурсов. Необходимо начать внедрение новых водосберегающих технологий в сельском хозяйстве, таких как капельное орошение. Таких технологий сейчас очень мало, но со временем мы придём к этому.
Капшагайское водохранилище охватывает территории вдоль реки Или, участок Капшагайского городского акимата и земли Талгарского и Енбекшиказахского районов. В Капшагайское водохранилище впадают реки Или, Чарын, Чилик, Тургень, Талгар, Иссык, Каскелен. Водохранилище имеет длину 110 км, ширину 25 км и глубину 42 метра.
— Основным водотоком, впадающим в Капшагай, является река Или. А учитывая, что Или формируется в соседней Китайской Народной Республике, у нас нет другого выбора, кроме как экономно использовать нашу воду, — говорит Раушан Иманбет.
В последние два десятилетия наблюдается сокращение природных ресурсов поверхностных вод. Наибольшие проблемы у Казахстана наблюдаются на реках Или и Иртыш, которые на 70% формируются в Китае. Многие эксперты считают, что обмеление реки Иртыш, например, связано со строительством плотин в Поднебесной. Это может привести к высыханию озера Зайсан. Что касается Или, то в бассейне этой реки в КНР уже построено 130 гидротехнических сооружений и 13 водохранилищ. По неофициальным данным, Или используется для орошения 400 000 гектаров земли в Китае. Ведь в Поднебесной сосредоточено всего 7% мировых водных ресурсов, а в качестве основного источника воды в Синьцзян-Уйгурском автономном районе используются три водные артерии. Вместе они образуют реку Или.
— Что бы мы ни говорили, всё упирается в договоренности с китайской стороной. Вопрос о трансграничных реках остается открытым. До сих пор нет договора на его использование. Этот сложный вопрос обсуждается уже давно. Несколько лет назад Министерство экологии, геологии и природных ресурсов сообщило, что «очень сложно вести переговоры с Китаем. КНР не ведёт переговоров о разделе воды с какой-либо соседней страной». Поэтому Казахстан — первая и единственная страна, которая ведёт переговоры с Китаем на тему водообеспечения, — рассказывает Раушан Иманбет.
По всей видимости, получить ответ на вопрос о справедливом использовании реки Или и обмелении Капшагайского водохранилища мы сможем ещё не скоро. Ведь тут сплелись сразу несколько проблем: межгосударственная водная политика, климатическая нестабильность, устаревшие сельскохозяйственные методы. Как бы то ни было, время работает против нас, и экологическая катастрофа в регионе уже обретает реальные очертания на отступивших берегах Капшагая.