"Налоговикам надо было признать ошибку". Казахстанским бухгалтерам придется переделывать работу за 3 года
"Налоговикам надо было признать ошибку". Казахстанским бухгалтерам придется переделывать работу за 3 года
3 года назад 1231 Рашит Ильясов. elements.envato.com

Казахстанским бухгалтерам придется переделывать работу за три года. Все из-за изменений в Налоговом кодексе страны, которые внесли 10 декабря 2020 года, но в силу они вступают с 1 января 2018 года. Теперь бухгалтерам нужно пересчитать налоговые отчисления сотрудников и пересдать отчеты, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Основные изменения в Налоговом кодексе коснулись людей, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера (ГПХ). В основном это консультанты, журналисты, писатели, артисты и другие специалисты. Основатель и руководитель клуба бухгалтеров НПП "Атамекен" Юрий Тлеумуратов говорит, что таких в стране десятки тысяч человек. 

По его словам, все их налоги бухгалтеры ранее считали правильно. Но введенные ретроспективно изменения вынуждают переделывать всю работу за три года.

Юрий Тлеумуратов объяснил, что раньше индивидуальным подоходным налогом (ИПН - 10 процентов) облагались доходы, пенсионные взносы (ОПВ - 10 процентов), страховые выплаты (ВСМС - один процент) оказывающих услуги по договорам ГПХ.

По новым же правилам сначала из зарплаты нужно вычитать ОПВ и ВСМС и только потом облагать оставшуюся сумму ИПН.

"Они так сделали, чтобы устранить факт двойного налогообложения. То есть в первый раз фискалы брали налоги из пенсионных взносов от выплат. А потом, при выходе на пенсию, они обязаны будут взимать ИПН опять с этих же денег. Это недопустимо.

И вроде бы они сделали все правильно, исправили свою ошибку.

Но зачем нужно было заставлять бухгалтеров все пересчитывать за три года? Я этого не одобряю. Есть большие компании, где заключены сотни договоров ГПХ. Это огромный объем работы.

Кроме того, пересдача десятка отчетов за три года повлияет на налоговый рейтинг компаний. Ведь если отчеты пересдаешь, твой рейтинг добропорядочного налогоплательщика автоматически снижается, а у налоговиков появляется повод для проверок", - объяснил председатель совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Алматы Юрий Тлеумуратов.

На плечи бухгалтеров в связи с изменениями ложится большой объем работы, которую нужно сделать до 31 марта 2021 года.

"Об этом я предупреждал еще три года назад. Есть пути решения проблемы. 
Первый - дать бухгалтерам больше времени на эту работу. Второй - зафиксировать сумму переплаты по налогам каждого услугодателя, а потом эту сумму не удерживать при выплате пенсии.

Думаю, что налоговикам надо было признать ошибку, извиниться, объяснить, что норму эту вводят для исключения двойного налогообложения. Сказать, что лучше тысяча бухгалтеров пострадает, чем миллион граждан. Так было бы честнее", - объяснил он.

Токаев поручил упростить Налоговый кодекс. Какие нормы мешают бизнесу?

Президент поручил провести ревизию Налогового кодекса. Как, по мнению экспертов, следует это сделать, чтобы придать стимул конкуренции и деловой активности

На открытии первой сессии парламента нового созыва в пятницу, 15 января, президент Касым-Жомарт Токаев, в частности, сказал«В рамках совершенствования фискальной политики предстоит провести ревизию Налогового кодекса с точки зрения его упрощения, стимулирования деловой активности и конкуренции. Я уже дал поручение перейти на регулирование с чистого листа, которое значительно снизит издержки по открытию и ведению бизнеса».

В преддверии реформ Forbes.kz провел небольшой экспертный опрос на тему: что именно требуется, какие изменения нужны сегодня бизнесу?

Кодекс лучше заморозить

- В представлении многих – в том числе и казахстанских высших чиновников – бизнес часто представляется как некий монолит, интересы которого по большому спектру направлений отношений с властью едины, - обозначил исходную позицию экономический обозреватель Сергей Домнин. - Руководствуясь помимо прочего и этим представлением, в РК была создана единая палата предпринимателей, которая должна была отстаивать интересы бизнеса в целом, и делала бы эту работу лучше, чем отраслевые ассоциации.

ФОТО: agkipr.kz

На взгляд спикера, решений, которые будут хороши для всех, не так много.

- В первую очередь, это решения в сфере регулирования, которое должно быть понятным, логичным и стабильным. В этом смысле с точки зрения предпринимателя лучше «заморозить» некоторые не самые комфортные нормы того же Налогового кодекса лет на пять, чем пытаться их каждый год совершенствовать, - предложил свой вариант действий Сергей Домнин.

Второе направление – макроэкономическая стабильность, стабильность и предсказуемость на валютном рынке.

- Это фактор, от которого зависит, будет ли предприниматель нести внеплановые убытки от курсовой разницы из-за обвалившегося курса национальной валюты или дополнительные издержки на закупку сырья и материалов из-за ускорившейся инфляции, - объяснил он.

Регуляторная гильотина

Внедрение регулирования «с чистого листа» предполагает системный подход в решении проблем госрегулирования, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов. Многие развитые страны уже прошли путь становления эффективного бизнес-регулирования, и работу надо провести на опыте этих стран.

ФОТО: СЦК

- Нужно избавиться от морально устаревших, тормозящих развитие бизнеса механизмов регулирования (в отдельных сферах действуют нормы ещё с советского периода). Необходимо с нуля сформировать единую систему регулирования, которая будет удобной бизнесу и позволит государству решать свои задачи по защите жизни и здоровья людей, защите экологии, - продолжил он. - Требования – отчетность – разрешения – проверки должны быть полностью автоматизированы и взаимоувязаны между собой. Следует провести реинжиниринг всех бизнес-процессов, сделать простые и понятые предпринимателю алгоритмы, которые не позволят чиновникам их толковать двояко.

Бизнес-омбудсмен предлагает два этапа работы. На первом этапе будут определены базовые принципы новой регуляторной политики, что потребует законодательного закрепления. В ходе второго этапа будет проводиться анализ и ревизия инструментов, мер регулирования, заработает регуляторная гильотина.

- Основная работа будет проводиться экспертной группой, спорные вопросы - на уровне МВК под председательством первого вице-премьера. Если и на уровне МВК разногласия не решатся, то вопрос будет рассматриваться в рамках комитета по бизнес-регулированию при Высшем совете по реформам при президенте и на самом высшем совете. Мы уверены, что совместными усилиями мы сможем выстроить эффективную и удобную для всех сторон систему госрегулирования, - подвел он итог.

Налоги — в приложения

По мнению эксперта в сфере налогообложения Айдара Масатбаева, бизнес беспокоит несколько моментов. Первый - последовательный перенос бремени налогового администрирования с налоговых органов на самих налогоплательщиков.

- Это мы видим в обязательствах по выписке электронных счетов-фактур (ЭСФ) в процессе уплаты налога на добавленную стоимость. Например, предприниматели, которые не являются плательщиками НДС, обязаны выписать ЭСФ, если сумма оказываемых ими услуг превышает 1000 месячных расчетных показателей (или 2 917 000  тенге в 2021). Система выписки электронных счетов-фактур из моего личного опыта крайне сложна для понимания начинающего предпринимателя и вынуждает его нанимать бухгалтера, хотя тот же патент или упрощенная декларация достаточно просты для заполнения и сдачи, - отметил Масатбаев.

Такие же проблемы испытывают налогоплательщики, обязанные выписывать сопроводительные накладные на товар (СНТ), при этом как ЭСФ, так и СНТ - это методы налогового администрирования.

ФОТО: facebook.com/aidar.massatbayev

- Подобный тренд необходимо ликвидировать либо максимально упростить заполнение таких документов и деклараций для малого и среднего бизнеса в целом, чтобы их было так же просто заполнить и отправить, как оплатить единый совокупный платеж – с телефона за 2-3 минуты, - рекомендует эксперт. - Кроме того, следует запретить соответствующим органам возлагать аналогичные обязательства, которые реализуются через стационарные компьютеры, только через приложения на примере E-Salyq Azamat для физических лиц, которое позволяет сдать декларацию о доходах и обязательствах через приложение. Повторюсь, хотелось бы, чтобы ЭСФ и СНТ можно было выписывать через приложение.

Продолжая тему лимита в 1000 МРП, спикер отметил, что на практике излюбленным приемом налоговых органов стала квалификация нескольких договоров с одним заказчиком в качестве одного.

- То есть два договора по 600 МРП каждый с одним и тем же заказчиком с легкостью квалифицируются налоговиками как один договор, - пояснил он и привел пример: - У меня был случай, когда предпринимательница в течение года приобретала овощи у одной теплицы за наличный расчет, и налоговые органы квалифицировали эти сделки за год как одну, в итоге превысившую определенный порог.

Вторая проблема — так называемые неблагонадежные поставщики.

- Если Казахстан перенял практику неблагонадежных поставщиков как реинкарнацию лжепредприятий у российских коллег, то, кроме последних изменений в налоговое законодательство Казахстана, необходим золотой стандарт должной осмотрительности заказчика, который был вводится на уровне судебной практики в России, - уверен Масатбаев.

В качестве обоснования он привел цитату из решения российского Верховного суда: «Лишение права на вычет НДС налогоплательщика-покупателя, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, а при отсутствии такой цели – не знал и не должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях, действуя в рамках поведения, ожидаемого от разумного участника хозяйственного оборота, по существу означало бы применение меры имущественной ответственности за неуплату налогов, допущенную иными лицами, в том числе при искажении ими фактов своей хозяйственной деятельности, к налогоплательщику-покупателю, не имевшему возможности предотвратить эти нарушения и (или) избежать наступления их последствий».

Третьим вопросом, требующим решения, является нагрузка на фонд оплаты труда предпринимателя, ее размер и обслуживание.

- Если по обслуживанию государственные мужи уже озвучивали решения — объединить налоговые и неналоговые обязательные платежи с фонда оплаты труда в единый платеж, то размер нагрузки оставляет желать лучшего, - констатировал Масатбаев.

Следующей проблемой стал декларативный характер презумпции добросовестности налогоплательщика в суде.

- В частности, в области проведения налоговых проверок необходимо ограничить или вообще устранить право налоговых органов предоставлять суду доказательства, полученные после проведения проверки, что им позволяет текущее процессуальное законодательство. Акт проверки должен защищать себя сам. Удивительно, что, пройдя досудебное разбирательство, налогоплательщик только в суде получает документы, которые налоговым органом налогоплательщику по результатам проверки не предъявлялись и были получены после завершения проверки, - объяснил он. - Особую озабоченность вызывает тот факт, что отправители правосудия, в ходе судебной реформы получившие процессуальную свободу для того, чтобы «укротить силу левиафана» - налоговые органы в споре с налогоплательщиком, используют свой новый статус против налогоплательщиков, опираясь в судебных решениях об отказе в требованиях налогоплательщику не на оценке законности доводов налогового органа, изложенных в акте проверки, а на своих доводах. 

Казахстанцам неправильно начисляли ИПН

Казахстанцам неправильно начисляли индивидуальный подоходный налог (ИПН) - работники платили казне больше, чем должны были. Коснулось это в первую очередь тех, кто работает по договору гражданско-правового характера (ГПХ). Однако и другие работники тоже частично пострадали. Случилось это из-за недоработок в налоговом законодательстве Казахстана. Подробности рассказали в Комитете государственных доходов, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В КГД пояснили, каким образом ошибочный налог начислялся работающим по ГПХ. Предположим, по договору зарплата сотрудника составляла 100 тысяч тенге. По правилам из нее сначала должны были вычесть обязательные пенсионные взносы (ОПВ) и  (ВСМС). В сумме это 11 процентов, то есть 11 тысяч тенге. 

От зарплаты остается 89 тысяч. Именно от этой суммы должны были удерживать еще 10 процентов индивидуального подоходного налога (ИПН). Это 8 900 тенге. Однако вместо этого в счет ИПН шли 10 тысяч тенге - то есть 10 процентов от общей зарплаты.

По этой причине в Налоговый кодекс внесены изменения.

"На сегодня сложилась практика, что интересы физических лиц не представляют какие-либо общественные объединения или ассоциации. Кроме того, значительная часть компаний перевела своих сотрудников на договоры гражданско-правового характера. Мало того, что они социально не защищают казахстанцев, так еще и порождают схемы оптимизации налоговых обязательств",  - рассказали в КГД. 

В КГД говорят, что и по обычному трудовому договору с работников взимали лишние налоги. Но происходило это только в 2020 году и только с суммы ОСМС, это один процент от зарплаты. То есть при зарплате по трудовому договору в 100 тысяч тенге она ошибочно облагалась ИПН 1000 тенге. То есть возврату в этом случае подлежат 100 тенге.

Возврат ошибочно уплаченных налогов возможен после заявления работников.

Главный редактор портала Uchet.kz Максим Барышев заявил, что по новому закону компании необходимо пересчитывать отчеты с 2018 года. Это, по его словам, очень трудно. 

"С 1 января 2020 года при расчете ИПН необходимо применять вычет по взносам обязательного медицинского страхования. То есть сейчас, в декабре, бухгалтеры должны пересчитать заработную плату всех работников за весь 2020 год, пересдать отчеты, оформить возвраты налогов из бюджета и доплатить разницу работникам в случае ее возникновения.

Также внесено изменение, действие которого распространяется на трудовые отношения. То есть бухгалтер должен поднять все договоры ГПХ и посмотреть их условия, переподписать акты выполненных работ с каждым физическим лицом, с которым заключен договор ГПХ, или же доплатить разницу физическому лицу.

Договоры ГПХ могут быть на любые суммы, сроки, и чаще всего это много маленьких договоров", - рассказал он.

Максим Барышев также отметил, что сроки сдачи новых отчетов не оговорены. По этому Налоговому кодексу они должны быть готовы до сдачи годового отчета - 31 марта 2021 года.

"Наша налоговая система, к сожалению, не автоматизирована еще настолько, чтобы автоматически все нам пересчитали. Бухгалтерам необходимо оформить возвраты из бюджета, а на возвраты из фондов нужно еще заявление от физического лица.

Чтобы привести все в соответствие, думаю, бухгалтеры потратят не один месяц. Данные правки должны были своевременно внестись депутатами, так как они осуществляют законодательную функцию нашего государства.

Но проект закона, который содержал указанные поправки, обсуждался два года. В сложившейся ситуации, считаю, необходимо, чтобы поступило решение от исполнительной власти - Комитета государственных доходов, который рекомендует бухгалтерам не пересчитывать прошлые периоды", - добавил он.

Максим Барышев также считает, что проблема возникла из-за большого числа платежей. По его словам, необходимо их упростить: все платежи и налоги объединить в один по аналогии с единым совокупным платежом. Напомним, он объединил четыре платежа во внебюджетные фонды.

0 комментариев
Архив