На что имеет право покупатель, если ему продали некачественный товар. Как безопасно экономить на продуктах
На что имеет право покупатель, если ему продали некачественный товар. Как безопасно экономить на продуктах
2 года назад 928

Совершая покупку, каждый из нас хочет использовать товар как можно дольше. Но иногда, распаковав его или начав пользоваться, мы обнаруживаем, что качество товара далеко не только от идеала, но даже от приемлемого уровня.

"Я приобрела недорогой пылесос. Чтобы сэкономить, купила его на рынке, где при мне проверили и убедились, что он в рабочем состоянии. Но дома выяснилось, что он работает не совсем так, как должен. Продавец на претензии лишь пожимает плечами. Новую покупку не планирую, пользуюсь тем, что есть", - рассказывает жительница Алматы Гульжан.

Такие ситуации регулируются Законом "О защите прав потребителей", где говорится о том, что потребитель, купивший товар ненадлежащего качества, имеет право на его обмен или возврат, на устранение недостатков товара либо снижение суммы покупки – то есть частичный возврат средств. Выбрать один из этих вариантов потребитель может самостоятельно.

Но в законе есть оговорка: такие требования правомерно предъявлять, если недостатки товара не были изначально оговорены продавцом. То есть если бы продавец своевременно сообщил о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток и сведения об этом были указаны в сопроводительной документации, а Гульжан в свою очередь согласилась купить такой пылесос, то в этом случае предприниматель не нарушил ее права.

Вместе с тем, если потребитель при покупке товара поставил в известность продавца о конкретных целях приобретения товара, он имеет право на получение товара надлежащего качества, пригодного для использования в соответствии с этими целями.

Законодательством РК предусмотрены обязательные требования к качеству и безопасности бытовой техники, и каждый потребитель имеет право на получение товара, соответствующего этим требованиям.

Как гласит закон, если продавец товара не является его производителем, то покупатель может предъявить претензии как к нему, так и к изготовителю – на свой выбор. Претензию потребитель вправе предъявлять по месту покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Однако предъявить требования потребитель может в том случае, если недостатки обнаружены в установленные Законом "О защите прав потребителей" сроки, то есть в период гарантийного срока (срока годности) на товар либо, при отсутствии такой гарантии, в течение двух лет со дня передачи товара покупателю, если более длительный срок не установлен законодательством РК или договором.

Товар с дефектами: в какие сроки казахстанцы могут требовать возврата
Кто из нас, совершая покупку, не мечтает, что она будет верой и правдой служить долгие годы? И как мы огорчаемся, когда обнаруживаем, что новый утюг перестает нагреваться уже через неделю, а кофеварка выдает ошибку через месяц использования, передает Zakon.kz.

Не всегда продавец, особенно, если это не крупный и официальный магазин, готов нести ответственность за проданную вещь. Нередко покупатели жалуются на то, что деньги за некачественный товар продавец возвращать не желает, обменивать на другой аналогичный предмет не хочет. 

А решать проблему предлагает в судебном порядке, понимая, что далеко не каждый будет добиваться своих прав, тем более, если речь идет о небольшой сумме ущерба. А порой нерадивый предприниматель просто ссылается на то, что гарантийный срок истек. Давайте разберемся, в какие сроки потребитель может предъявлять требования в отношении недостатков товара. 

Этот вопрос регулируется Законом «О защите прав потребителей». Так, разумеется, в отношении товара, на который установлен срок годности или гарантийный срок, покупатель может предъявлять претензии в рамках этого срока.

Гарантийный срок исчисляется с того дня, когда товар был передан покупателю. Если же гарантийный срок или срок годности не установлен, предъявлять требования можно в течение двух лет со дня передачи товара покупателю. А если сам гарантийный срок – менее двух лет, то претензии потребитель можно предъявлять по недостаткам товара в течение двух лет. Однако здесь есть одно условие – дефекты товара должны были возникнуть еще до его приобретения, и потребитель должен это доказать.

То есть, если был продан товар, на который при его продаже продавцом (изготовителем) не был установлен гарантийный срок, потребитель вправе при выявлении дефектов претендовать на возмещение ущерба при наличии доказательств в течение двух лет с момента покупки товара. 

Кроме того, гарантийный срок распространяется не только на само изделие, но и комплектующие для него. И исчисляются эти сроки одновременно. Также стоит знать, что гарантийный срок исчисляется заново, если товар или комплектующая деталь были заменены. Но если в договоре прописано иное – то следовать придется ему. Если нет – тогда действовать можно и нужно согласно законодательству. 

Однако бывает и такое, когда гарантийный срок на комплектующее изделие меньше, чем на основной товар. Как же быть в этом случае? Закон гласит, что потребитель тогда имеет право предъявлять требования по поводу недостатков комплектующего изделия в течение срока гарантии на основной товар. 

В обратном случае, когда гарантия на комплектующее изделие дольше, чем на сам товар, претензии по поводу качества комплектующего должны приниматься в течение этого срока, даже если на товар гарантийный срок истек. 

А если товар продан дистанционно и моменты заключения договора купли-продажи и передачи товара отличаются? Тогда началом для гарантийного срока будет тот день, когда вы фактически получили свой товар, даже если оплату за него совершили, например, за две недели до получения. А если он еще и требует специальной установки, сборки или подключения, то гарантийный срок начинается именно с этого дня. 

Но если этот день определить невозможно, тогда все же гарантийный срок будет исчисляться со дня заключения договора купли-продажи.

Когда не представляется возможным определить день передачи товара, то срок гарантии начинается со дня изготовления. А если и этот день неизвестен, а, к примеру, только месяц и год или лишь год – тогда срок начинается с последнего дня этого месяца или этого года.

В случае, когда потребитель не может использовать товар из-за каких-либо обстоятельств продавца, то гарантийный срок исчисляется до устранения таких обстоятельств. 

Таким образом, потребитель может защитить свои права, даже если продавец отказывается выполнять обязательства. Для этого необходимо оставить предпринимателю, продавшему товар, письменную претензию, которую тот должен рассмотреть в течение 10 календарных дней, а если это условие продавцом нарушено – можно обратиться в орган по защите прав потребителей или в суд.

Анастасия Московчук
Как безопасно экономить на продуктах

Как безопасно экономить на продуктах. Об этом рассказала диетолог, гастроэнтеролог Маргарита Арзуманян, передает Zakon.kz.

В интервью радио Sputnik она перечислила, что нужно делать, чтобы сэкономить на покупке продуктов, не причинив при этом вреда здоровью.

У нас продукты под маркой сети обычно дешевле брендовых товаров. Но если продукт дешевле, это не значит, что он хуже и менее полезный. Цена снижается за счет того, что у производителя закупается большой объем продуктов, то есть у них есть гарантированный сбыт, нет затрат на рекламу.Маргарита Арзуманян

По ее словам, по функциональности товары, которые продаются под маркой бренда и под маркой торговой сети, будут фактически идентичны.

Сумка из масс-маркета и брендовая сумка несут одну и ту же функцию – мы переплачиваем только за бренд, за ощущение. То же самое и с продуктами. Мое мнение – однозначно стоит смотреть в сторону собственных марок торговых сетей, потому что так мы снижаем затраты на покупку продуктов, и для нас это выгодно.Маргарита Арзуманян 

При этом она отметила, что «очень важно обращать внимание на состав продукта, который мы покупаем».

Тут без разницы, товар под маркой бренда или под маркой сети. Состав должен быть короткий, внятный, а срок годности должен быть достаточно большой. Стоит визуально оценить, как выглядит продукт, не нарушена ли целостность упаковки. Важно выбирать наименее переработанные продукты, они более полезны для здоровья.Маргарита Арзуманян
Динара Халдарова
0 комментариев
Архив