Компромисс по Каспию. Надолго ли?
|
Своим мнением о предпосылках подписания исторического документа и его влиянии на экономику и политику региона делится политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев.
Прошедший в воскресенье, 12 августа, в Актау пятый саммит прикаспийских государств стал саммитом компромисса, что было видно по подписанной Конвенции о правовом статусе Каспия.
Каспий – это озеро или море?
В свою очередь, в 2001 и в 2003 годах было заключено соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и соответствующий протокол к нему. Кроме этого, между Казахстаном, Азербайджаном и Россией в 2003 было подписано соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. А в 2014 Казахстан и Туркменистан также пришли к аналогичной схеме. Но все эти протоколы и соглашения не ускорили процесс определения правового статуса Каспия. Хотя, по мнению экспертов, позиция Казахстана по данному вопросу была чётко обозначена еще в ходе второго саммита глав прикаспийских государств, который прошел 16 октября 2007 в Тегеране. Она предполагала раздел акватории Каспия на внутренние воды, территориальное море, рыболовные зоны и общее водное пространство. При этом у каждого государства могла быть своя суверенная зона в 22-25 миль, позволяющая установить здесь государственную границу. Но максимум, что было сделано, так это заявление президентов пяти прикаспийских государств в 2014 году по поводу определения национального суверенитета каждой стороны над прибрежным водным пространством в пределах 15 морских миль. Также закреплялось их исключительные права на добычу любых водных биоресурсов в пределах 10 морских миль от берега.
В июле 2016 министры иностранных дел «каспийской пятёрки» в Астане снова не пришли к консенсусу по проекту конвенции о правовом статусе Каспия, который некоторые прикаспийские страны продолжали считать «морем», а другие – «озером». Наиболее жёсткую позицию традиционно занимал Иран, который не присоединился к Конвенции ООН 1982 года о морском праве и считал, что Каспий является озером.
Ни рыба, ни мясо
Если судить по факту подписания Конвенции о правовом статусе Каспия, этот прогноз оправдался. Но на самом деле нынешняя конвенция сильно отличается от своей первоначальной версии, которую активно начали обсуждать после первого каспийского саммита в Ашхабаде в 2002. Долгое время копья между прикаспийскими странами ломались вокруг морского или озёрного статуса Каспия. Именно от этого зависела модель деления дна и водной толщи. Но в нынешней конвенции отмечено: у Каспия будет теперь особый правовой статус, так как прикаспийские страны решили отказаться от однозначного толкования статуса Каспия либо в качестве моря, либо озера. Выходит, что первый пункт был уступкой Ирану, а отказ от международных правил по трансграничным озерам – реверансом в сторону остальных прикаспийских стран. Одним словом, ни рыба, ни мясо.
Более того, в 2015 Каспий впервые – не напрямую, а косвенно – был уже втянут в чужой вооруженный конфликт, когда корабли Каспийской флотилии ВМФ России применили крылатые ракеты «Калибр» против террористической организации ИГИЛ в Сирии. И тогда это вызвало озабоченность Туркменистана и Казахстана.
В то же самое время растут и террористические риски в самом Каспийском регионе. Тем более что в Казахстане в последние годы вызывает тревогу активизация радикальных организаций именно на западе страны. Интересно, что в 2016, впервые после очередного теракта в городе Актобе, тогда ещё премьер-министр РК Карим Масимов неожиданно заявил о том, что из-за событий в Актобе «…ряд внешних инвесторов выражает определённую обеспокоенность по ситуации в Казахстане и сохранности внутренних инвестиций». Впервые в истории Казахстана на официальном уровне была сделана привязка террористических рисков к инвестиционному климату в Казахстане.
Кому и зачем нужен Каспий
С другой стороны, «особый правовой статус» Каспия, возможно, и помог достичь компромисса между прикаспийскими странами, но возникает ощущение, что он не продлится слишком долго. Подписание Конвенции о правовом статусе Каспия – это лишь полдела. Главное будет заключаться в её реализации на практике.
Как было заявлено в коммюнике Пятого каспийского саммита, в целях эффективного выполнения конвенции в первоочередном порядке прикаспийские страны должны приступить к разработке и согласованию проекта соглашения, касающегося методики установления прямых исходных линий. При этом пока неясно, как будет решаться один из давних болезненных вопросов в виде наличия спорных месторождений на Каспии между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном. Конечно, есть вариант их совместной разработки, как это уже продемонстрировали Россия и Казахстан на некоторых каспийских месторождениях. Хотя странно, что эта модель взаимодействия, которая уже реализуется достаточно давно, всё ещё не была взята в качестве образца ни Баку, ни Ашхабадом, ни Тегераном. И непонятно, будут ли какие-либо подвижки в этом вопросе после подписания конвенции.
И вся проблема - в формуле «3-2». Её суть заключается в том, что основными поставщиками каспийской нефти на мировой рынок являются Казахстан и Азербайджан. В то время как для России, Туркменистана и Ирана каспийские нефтегазовые ресурсы не являются приоритетными. Хотя некоторые российские компании работают совместно с Казахстаном при разработке каспийских месторождений, а также являются акционерами Каспийского трубопроводного консорциума. Но десять крупнейших нефтяных месторождений России, такие как Самотлорское, Ромашкинское, Приобское и другие, расположены далеко от Каспия, как, впрочем, и крупные российские газовые запасы. У Туркменистана основные запасы газа также расположены на суше. Для Ирана каспийский углеводородный фактор не так важен, поскольку основную ставку он делает на свои обширные запасы нефти и газа в Персидском заливе. Хотя в 2015 управляющий директор иранской компании по разведке и добыче нефти на Каспии Али Осули вроде бы пообещал представить иностранным инвесторам четыре проекта, связанных с месторождениями на Каспии, но дальше заявлений дело не пошло. К тому же одно из этих месторождений является спорным в отношениях с Баку.
Чего добиваются Тегеран и Москва?
Но в первую очередь Россия и Иран рассматривают Каспий как сферу своих геополитических интересов на стыке нескольких важных регионов. А Казахстан и Азербайджан больше делают ставку на свои экономические интересы, связанные с добычей сырья, в том числе с участием западных нефтегазовых компаний. Но Москву и Тегеран волнуют не вопросы нефтегазового развития региона, а создание препятствий для присутствия на Каспии военных сил третьих стран.
Для Ирана и России этот пункт был наиболее важен в каспийском компромиссе, где от остальных прикаспийских стран требовались гарантии того, что их сотрудничество с Западом не приведет к реализации такого сценария. Поэтому данная тема, которая также красной линией шла во время каспийского саммита в Актау, явно больше отражала интересы России и Ирана, которые чуть ли не на каждой такой встрече поднимают вопросы запрета присутствия иностранных военных сил в регионе. Как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит.
Вот и в этот раз президент Исламской Республики Иран Хасан Рухани в Актау опять призвал к запрету любого строительства иностранных военных баз, проходу военных кораблей и подводных лодок, а также провоза военных грузов через Каспий.
Интересно, что незадолго до актауского каспийского саммита в российских СМИ началась информационная истерия по поводу фейковой новости о том, что Казахстан якобы собирается предоставить США свою территорию для открытия военных баз на Каспии после подписания договора о транзите американских грузов в Афганистан через казахстанские порты Актау и Курык. Появление этой истерии не вызывает удивления, так как Россия также долгое время лоббировала введение запрета на присутствие в регионе вооружённых сил третьих стран, не имеющих непосредственного выхода к Каспию, и выступала за запрещение плавания судов под флагами некаспийских государств. Здесь было видно явное сближение с иранской позицией. Такая позиция, кстати, может найти поддержку и в Китае, который рано или поздно усилит свою активность на Каспии в качестве дополнительного центра влияния. Поводом для этого может послужить политика защиты китайских нефтегазовых интересов не только в Казахстане, но и в Туркменистане.
Но большая нефть – это всегда большая геополитика. Ведь те же американские нефтегазовые компании присутствуют в Казахстане и в Азербайджане, где также являются одними из акционеров трубопровода «Баку - Тбилиси – Джейхан», который изначально создавался как дополнительный независимый от России путь транспортировки нефти на мировой рынок не только из Азербайджана, но также из Казахстана. И пока в некоторых прикаспийских государствах будут присутствовать интересы западных нефтегазовых ТНК, в том числе американских, США останутся за карточным столом геополитического каспийского пасьянса.
На этом фоне довольно туманным выглядит предположение о том, что подписанная Конвенция о правовом статусе Каспия предоставит возможность прокладки трубопроводов по дну Каспия. Если это так, то вряд ли при поддержке Запада и в обход России. Ведь частью каспийских геополитических игр долгое время были в том числе активные протесты Москвы против строительства любых подводных нефте- и газопроводов на Каспии, большинство из которых активно лоббировали США и ЕС. Формально акцент в этих протестах делался на высоких экологических рисках. Хотя сама Россия когда-то не менее активно вела строительство Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря, несмотря на экологические претензии прибалтийских государств.
Кстати, в глаза бросается, что в ходе самого саммита на теме трубопроводов вообще не делали акцента, больше предпочитая говорить о необходимости подготовки пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере морского транспорта на Каспии. А это явно подыграет интересам всё того же Китая, который в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» заинтересован в увеличении транзита своих товаров через Каспий посредством создания Транскаспийского международного транспортного коридора.