Казахстанский стартап помогает избавиться от ненужных вещей
Казахстанский стартап помогает избавиться от ненужных вещей
3 года назад 700 forbes.kz

Он предложил новое решение проблемы «склада на дому»

ФОТО: © Айгерим Абжанова

Вопросом обустройства в условиях городской квартиры места для хранения крупногабаритных вещей, которые нужны от случая к случаю, задавался каждый. Традиционные варианты решения проблемы не отличаются разнообразием, и обычно сменный комплект автомобильной резины, велосипеды, лыжи или рыболовецкие снасти водворяются на балконы или в кладовки.

В последние годы на казахстанском рынке появились складские сервисы, создатели которых предлагают владельцам за определенную плату организовать временное хранение их имущества. Стартап Saqtau, оказывающий услуги по хранению вещей и помощь в переезде для частных и юридических лиц, решил усовершенствовать модель. Он соединил транспортировку и хранение грузов на складе с IT-составляющей.

«Лишние» вещи

Сооснователи Saqtau – столичные жители 32-летний Жанайдар Кумекбаев и 26-летний Айвар Курманов – считают, что основание проекта стало логичным продолжением их предыдущей деятельности. Жанайдар, получивший образование в бостонском Suffolk University по специальности «международный бизнес-менеджмент», вернувшись на родину, успел поработать в нацкомпаниях и частном бизнесе. В том числе в компаниях, занимающихся логистикой. Так что с вопросами складского хранения и перевозки грузов был знаком не понаслышке. За плечами выпускника бизнес-школы КазГЮУ Айвара было несколько неудачных собственных проектов, онлайн-обучение на трекера стартапов, работа в Astana Hub (старшим менеджером образовательных программ), а затем в АО «Астана Innovations».

«С профессиональной точки зрения работа в Astana Hub позволила понять, в чем были причины провалов моих предыдущих проектов. Создавая свой стартап, предприниматель нередко идет по пути иллюзий, строит планы, а потом не понимает, почему не получается воплотить их в реальность. В Astana Hub я получил возможность посмотреть на процесс работы над стартапом с другой стороны, осознать, что нужно и чего не стоит делать, чтобы добиться успеха», – рассказывает Айвар. Там же, в Astana Hub, он познакомился с Жанайдаром, который решил оставить работу по найму ради собственного проекта, связанного со складским хранением. Они решили, что будут создавать Saqtau вместе.

Практически сразу было решено, что «фишкой» проекта станет оцифровка процессов. Конечно, в таком сервисе невозможно оцифровать все, и какие бы технологии ни появлялись, грузы, как и десятки лет назад, упаковывают вручную, перевозят на машине и выгружают на склад. Но переход на IT-решения на тех этапах, где это возможно, были уверены сооснователи, поможет минимизировать влияние человеческого фактора, снизить риск ошибки.

Однако прежде надо было убедиться, что игра стоит свеч. «Берясь за любой проект, нужно наверняка знать, что он будет пользоваться спросом, поэтому для начала мы решили проанализировать рынок. Понимали, что стабильный спрос на услуги Saqtau будет только в Нур-Султане и Алматы, а в остальных городах страны, скорее всего, нет смысла даже тестировать продукт. В любом случае нам предстояло удостовериться, что в двух самых крупных городах люди готовы отдавать вещи на временное хранение, приглашать профессионалов для помощи с переездом и платить за это. Лишь получив такое подтверждение, мы начали делать IT-продукт, который позволил бы масштабировать бизнес и выгодно отличал нас от конкурентов», – говорит Жанайдар.

По словам собеседников, спрос на решения по временному хранению вещей есть во всем мире – только в Европе и США этот рынок оценивается более чем в $60 млрд, потенциал для развития направления есть и в крупных городах России, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Многие стартапы пытаются освоить эту нишу. Проблема, как правило, упирается в наличие помещений для хранения: приходится либо строить, либо арендовать склады. Есть и альтернативные варианты. В Америке, рассказывают Айвар и Жанайдар, запускались стартапы, готовые сотрудничать с каждым, кто может предоставить в аренду место для хранения даже в виде балкона или гаража, но такая модель бизнеса успеха не имела.

Сервисы временного хранения на казахстанском рынке работали по старинке – вещи увозили в камеру хранения, а данные записывали вручную, что, во-первых, было неудобно, а во-вторых, увеличивало риск ошибок и потерь. Основатели Saqtau, решив оцифровать все процессы, кроме тех, которые связаны с физическим трудом, в январе 2021 года приступили к разработке программного обеспечения. В марте стартовали первые продажи, а летом состоялся запуск пилотной IT-платформы. Ее разработку Жанайдар и Айвар решили доверить специалистам международной IT-компании, имеющей филиал в Казахстане, – для молодого стартапа такое решение оказалось дешевле найма в штат команды разработчиков.

Одной из самых серьезных проблем оказался опять-таки поиск подходящих складов. На фоне пандемии за последние два года спрос на складскую недвижимость заметно вырос, и желающих арендовать склады сегодня гораздо больше, чем объектов, соответствующих современным требованиям. «Значительная часть складов в Казахстане – это помещения, построенные еще в советское время. Новые современные склады, конечно, есть, но их используют в основном крупные компании или логистические операторы. Нам же нужен был достаточно просторный склад, соответствующий определенным требованиям по площади, высоте потолков и температурному режиму», – объясняют сооснователи проекта. Поиски увенчались успехом: сегодня Saqtau арендует два склада в Нур-Султане и один в Алматы общей площадью свыше 550 квадратных метров, при этом один из столичных складов уже полностью занят. Аренда наряду с разработкой, зарплатами сотрудников и рекламой – основные статьи расходов.

IT в помощь

Выход на рынок было решено начать с Нур-Султана. В том, что жителям столицы предложение придется кстати, убедились быстро – первые заявки поступили почти сразу, и постепенно число клиентов стало расти не только среди частных пользователей, но и в сегменте юридических лиц, особенно на пике «высокого» сезона. Вообще, поясняют собеседники, сезонность – один из главных факторов, определяющих работу Saqtau. Спрос на услуги растет зимой и осенью, когда у частных пользователей возникает необходимость отправить на хранение летние шины или, например, экипировку для походов, а у заведений общепита – мебель и оборудование для летних площадок. Весной и летом как у частных лиц, так и у корпоративных клиентов более высоким спросом пользуются услуги по хранению на период ремонта или переезда.

ФОТО: © Айгерим Абжанова

Оформить заявку пользователи могут на сайте проекта, через Instagram или WhatsApp. «Мы осознанно сделали упор на эти каналы, чтобы снизить порог контакта: пользователю нет необходимости скачивать приложение просто для того, чтобы получить услугу, – оно понадобится только после оформления заказа. Основной трафик идет через Instagram, и это логично: все же мы стартап и пока не можем позволить себе дорогую рекламу, а в соцсетях она обходится дешевле, чем в офлайн-каналах. Не обходим стороной и доски объявлений, поскольку многие привыкли искать информацию там», – рассказывает Жанайдар. Что касается приложения, то разработчики остановили выбор на кросс-платформенном решении, функционал которого меняется в зависимости от категории пользователя, будь то клиент, которому нужны соответствующие сервисы, рядовой сотрудник Saqtau или администратор, который должен контролировать проект в целом.

Клиентам доступно хранение личных вещей (например, шин, велосипедов, одежды, обуви); на время ремонта или переезда; в пластиковых мини-боксах; длительное и краткосрочное. После того как пользователь оставляет заявку через один из цифровых каналов, она попадает в онлайн-систему Saqtau, после чего ее обрабатывает менеджер саll-центра, передает по системе операционному менеджеру. Заказ получает так называемый мувер – специалист, обученный упаковке и транспортировке вещей. У себя в приложении он видит список заказов на день и время выезда на очередной заказ. Мувер при необходимости разбирает и аккуратно упаковывает вещи, подбирая подходящий материал, фотографирует заказ на смартфон – и клиент получает доступ к фотографиям в своем личном кабинете. Здесь же, в приложении, пользователь может переключиться на новый тариф или сообщить, если ему понадобится вернуть что-то со склада, после чего мувер доставит нужную вещь. На складе грузы маркируются посредством QR-кодов, при этом в системе отображается информация о том, на каком именно стеллаже находится тот или иной заказ, отслеживаются уровень и равномерность загрузки склада. IT-решение предоставляет информацию о том, у кого из клиентов подходит к концу срок хранения, а с кого пора списать ежемесячный платеж.

Сумма платежа зависит от выбранного тарифа. В сегменте физических лиц стоимость услуг начинается от 2 500 тенге в месяц – за эту сумму клиент Saqtau в Нур-Султане может поместить на хранение комплект шин, небольшой велосипед, коляску или пару коробок. Тариф варьируется в зависимости от арендуемой площади (и, соответственно, от количества вещей), а также от срока хранения. В сегменте юридических лиц средний чек выше, и поэтому, несмотря на то, что в количественном отношении большую часть пользователей сервиса составляют частные заказчики, доход приносят в основном корпоративные клиенты.

На сегодняшний день в команде Saqtau работают семь человек – сотрудники call-центра, операционные менеджеры, маркетологи и специалисты по SMM. Муверы работают на аутсорсе и получают сдельную оплату за выполненные заказы. Saqtau сотрудничает в основном с одними и теми же проверенными работниками, которым доверяют и работники команды, и клиенты. Со временем, делится планами Айвар, муверы станут штатными сотрудниками, численность персонала вырастет по мере роста проекта, в первую очередь на рынке Алматы. В бывшей столице запуск Saqtau состоялся в ноябре прошлого года, и пока рано делать выводы о развитии бизнеса, но, отмечают основатели, уже очевидно, что алматинские пользователи не менее, а зачастую более платежеспособны, чем столичные, а значит, есть перспективы роста.

Масштабировать Saqtau в другие города страны Жанайдар и Айвар не планируют: очевидно, что люди, нуждающиеся в таком сервисе и готовые платить за него, там есть, но за пределами двух столиц аудитория слишком мала, и операционные расходы, скорее всего, будут превышать прибыль. В планах команды занять определенную долю рынка в Алматы и Нур-Султане, а затем, имея в активе обкатанную модель и технологии, выйти в другие страны. «Мы ориентируемся в первую очередь на рынок Юго-Восточной Азии, где высока плотность населения и есть потребность в проектах, подобных Saqtau. Предстоит изучить рынок, законодательство, менталитет местных жителей. Все это потребует времени, но мы считаем, что в Сингапуре или Гонконге у нашего проекта могут быть неплохие перспективы», – говорят предприниматели.

Об авторе:
0 комментариев
Архив