Казахстан прекратил привлечение китайских средств на развитие инфраструктуры, сочтя возникающие долги слишком тяжелым бременем
|
Власти Казахстана решили отказаться от китайского финансирования давно ожидаемой легкорельсовой дороги ЛРТ в Нур-Султане. Дальнейшие выплаты по китайским кредитам признаны слишком тяжелым бременем.
На такую меру Казахстан пошел после того, какэксперты предупредили, что китайская инициатива «Один пояс — один путь» потенциально может обернуться неподъемными долгами для стран Центральной Азии .
Подробности этого важного финансового решения стали известны 8 ноября.
В 2015 году правительство Казахстана заключило соглашение с Китайским банком развития (КБР) о финансировании строительства легкорельсовой дороги (ЛРТ) в Нур-Султане.
Это стало радостной новостью для горожан, которые вынуждены тратить по несколько часов в день в пробках и в ожидании автобусов, особенно зимой, когда температура здесь падает ниже -20 градусов.
В проекте в качестве подрядчиков по строительству ЛРТ желали участвовать не только фирмы из Китая, но и испанские, французские и турецкие фирмы, однако выбор пал на китайскую компанию, сообщил новостной сайт Tengrinews.kz в мае 2018 года.
Проект стоимостью почти 2 млрд долларов изначально предполагал протяженный маршрут вдоль оживленных районов мегаполиса, 18 станций, подземные и наземные переходы.
Завершить строительство планировалось в декабре нынешнего года, однако в апреле тогдашний мэр Нур-Султана Бахыт Султанов сообщил о приостановлении строительства после того, как КБР и городская администрация не смогли договориться об условиях следующего транша.
Финансовые трудности росли, амбиции таяли. Пересмотренный проект предполагает уже не 18, а 11 станций. И это не единственное изменение, продиктованное экономией средств.
В сентябре власти Казахстана вернули Государственному банку развития Китая 343 млн долларов (133 млрд тенге), досрочно и полностью погасив кредит, выплатив также и начисленные проценты, сообщил со ссылкой на столичные транспортные власти новостной сайт о бизнесе Inbusiness.kz.
Для того чтобы закрыть этот долг, оператору проекта — компании «Астана LRT» — пришлось привлечь средства в размере 420 млн долларов (162 млрд тенге), выпустив облигации.
К тому моменту строители успели возвести несущие колонны.
«Значительно снизить финансовую нагрузку»
Пресс-секретарь столичной мэрии Эльвира Жургенбаева в том же месяце заявила, что идет «согласование следующих траншей финансирования» с китайской стороной для «уточнения взаимных требований».
Жургенбаева добавила, что «в целях снижения нагрузки на проект и смягчения условий финансирования акимат [городская администрация] совместно с правительством рассматривает варианты дальнейшей реализации проекта за счет внутренних источников в национальной валюте».
В мае Госкомиссия по вопросам модернизации экономики приняла решение о рефинансировании проекта. Заказчик — оператор проекта компания «Астана LRТ» — выпустил облигации на сумму 1,5 млрд долларов под государственную гарантию.
«Отказ от займа Банка развития Китая в пользу выпуска облигаций … позволит значительно снизить финансовую нагрузку на республиканский бюджет», — отмечается в обзоре Inbusiness.kz.
Нынешний мэр Нур-Султана Алтай Кульгинов 8 октября признался журналистам, что приостановить проект не позволяли международные обязательства, имея в виду обязательства перед Китаем.
«Последствия отказа уже будут намного серьезнее по финансовым обязательствам. Поэтому пошли по пути оптимизации, отказались от китайского займа», — подчеркнул он.
«Его обслуживание в итоге привело бы к тому, что мы бы отдали 800 миллионов тенге сверху, поэтому от этого отказались», — добавил Кульгинов.
Директор Группы оценки рисков из Алматы Досым Сатпаев считает, что Китай в первую очередь исходит из собственных интересов и не берет в расчет интересы Казахстана, когда финансирует инфраструктурные проекты.
«Пекин будет проводить жесткую политику, если действия Казахстана будут идти вразрез с интересами Китая», — убежден Сатпаев.