Как может применяться налоговая конвенция
|
MLI представляет собой многостороннее дополнительное соглашение ко всем заключенным между странами двусторонним налоговым конвенциям и нацелена на предотвращение злоупотреблений их положениями.
С 2021 года Казахстан применяет Многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – MLI). По сути, MLI представляет собой многостороннее дополнительное соглашение ко всем заключенным между странами двусторонним налоговым конвенциям и нацелена на предотвращение злоупотреблений их положениями.
Содержание MLI весьма сложное и включает опциональные положения, при выборе которых страны соглашаются с их применением. В случае если две страны выбрали применение положений, считается, что в двустороннее соглашение внесено изменение. Это, к примеру, относится к упрощенным положениям об ограничении льгот, которые оговаривают круг лиц, имеющих право применять льготы налоговых конвенций.
Вместе с тем MLI вводит обязательный для всех присоединившихся стран тест на основную цель. Суть теста заключается в том, что льготы двусторонних налоговых конвенций не будут применяться в том случае, если их получение являлось одной из основных целей соглашения или сделки. Данный тест индивидуален и в каждой стране понимается по-своему.
Казахстан не исключение, поэтому в настоящее время Комитет госдоходов Министерства финансов РК разрабатывает методические рекомендации по применению теста на основную цель. Чтобы был понятен подход казахстанских налоговых органов, приведу пару примеров.
Допустим, резидент одного государства имеет долг по займу перед резидентом другого государства. Однако между этими странами нет двусторонней налоговой конвенции, в связи с чем доходы в виде процентов, выплачиваемых резидентом первого государства, в соответствии с внутренним законодательством этого государства облагаются по повышенной ставке налога. Учитывая это, сторона-кредитор принимает решение передать заем под уже другие проценты резиденту Казахстана, который имеет налоговую конвенцию и с первым, и со вторым государством. В итоге доходы в виде процентов в каждой стране будут облагаться по сниженной ставке. В данном случае налицо структурирование сделок, нацеленное на получение налоговых льгот. Поэтому наши налоговые органы откажут в применении конвенции.
Другой пример. Крупная европейская компания принимает решение об открытии офиса в Центральной Азии с целью расширения рынка сбыта. При выборе, в какой юрисдикции зарегистрировать компанию, предпочтение отдает Казахстану по экономическим причинам, а также в силу наличия налоговой конвенции с государством – юрисдикцией материнской компании. В таком случае нельзя сказать однозначно, что открытие офиса в Казахстане нацелено исключительно на получение налоговых льгот. Поэтому уместно предположить, что отечественные налоговые органы позволят применить конвенцию.
Полагаю, основная идея MLI из этих примеров понятна. Когда я впервые услышал об MLI, задался вопросом, что делать тем, кто когда-то зарегистрировал холдинговую компанию за рубежом? Сейчас многие говорят о необходимости пересмотреть существующие корпоративные структуры.
По данному поводу скажу, что у казахстанского внутреннего законодательства есть приятная особенность. Доходы нерезидентов в виде дивидендов по долям участия и акциям, не связанным с недропользованием, освобождаются от налогообложения в Казахстане при условии, что такие нерезиденты владеют долями участия и акциями более трех лет. Иначе говоря, освобождение от налогообложения допустимо и без применения налоговых конвенций. Учитывая изложенное, я допускаю, что в большинстве случаев не потребуется что-либо менять.