Досым Сатпаев: Чем талибы могут угрожать Казахстану?
|
Известный казахстанский политолог рассказал об возможных угрозах для Казахстана из-за ситуации в Афганистане.
Бизнесмен и издатель Forbes в Казахстане и Грузии Арманжан Байтасов подготовил очередной выпуск для своего YouTube-канала Baitassov Live. Гостем программы стал политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Основной темой для разговора стала ситуация в Афганистане, где власть, после спешного вывода американских войск, перешла к движению «Талибан» (запрещено в Казахстане).
Досым, давайте вначале обсудим ситуацию в Афганистане с глобальной точки зрения, а потом уже перейдем к частным вещам. Вся территория этой страны находится под фактическим контролем талибов. «Талибан» победил. Что будет происходить дальше? Как будет развертываться ситуация? - задал вопрос Арманжан Байтасов.
- Я скажу неожиданную вещь. Самым главным бенефециарием, выгодополучателем в этой ситуации является Межведомственная разведка Пакистана (ISI). Эта структура никогда особо не афишировала свою работу, но она имеет давние связи в Афганистане - как минимум с начала советско-афганской войны в 1979-1989 годах, когда поддерживала моджахедов, затем помогала в организации движения «Талибан» и потом долгие годы эту группировку курировала. И даже уже в поздние годы, когда в Афганистан вошли американские войска и в Кабуле сидело Центральное правительство Афганистана, между Исламабадом и Кабулом из-за этой поддержки возникали разногласия.
Сегодня Пакистан является самым близким и главным партнером движения «Талибан». У Пакистана есть мощные рычаги влияния на руководство этой террористической организации. Межведомственная разведка Пакистана серьезно влияла на изменения в руководстве «Талибана», на общий расклад сил. «Талибан» следует воспринимать не как единую, монолитную организацию, а как силу, в которой есть много различных группировок и течений. Так вот, Межведомственная разведка вывела на первые роли так называемую сеть Хаккани, которая в свое время была самостоятельным террористическим крылом, а теперь влилось в «Талибан» и играет там первую скрипку. Это радикальная группировка, которая даже более радикальна, чем весомая часть талибов.
Сегодня Пакистан имеет огромное влияние на это движение. Он курирует переговоры «Талибана» с Россией, Китаем. К слову, для КНР ситуация в Афганистане также очень важна, потому что у китайцев там присутствуют важные торгово-экономические интересы.
И от того, какое влияние «сеть Хаккани» будет иметь в «Талибане», как она будет формировать внешнюю и внутреннюю политику, зависит то, как «Талибан», а значит, и Афганистан, будет себя вести дальше.
Какие могут быть риски для Казахстана, других стран Центральной Азии? Можем ли мы оказаться под ударом?
- Первое время движение «Талибан» будет увлечено внутренними проблемами. Пока страны Центральной Азии их сильно не интересуют. Главный вопрос, что будет дальше, когда это движение решит свои внутриафганские вопросы, возьмет полностью под контроль всю власть? Проблема может усугубиться, если «Хаккани» возьмет полную власть в «Талибане». Особенностью этого террористического крыла является широкая связь, взаимодействие с другими экстремистскими и террористическими организациями, вроде «Аль-Каиды», «Исламского движения Узбекистана» или ИГИЛ (запрещены в Казахстане). Фактически эта группа выступает за исламский террористический интернационал.
Вот, например, почему крупные геополитические игроки вроде США, России или Китая поддерживали контакты, как официальные, так и нет, с «Талибаном»? Потому что это движение выступало противовесом в борьбе с ИГИЛ, талибы были идеологическими противниками игиловцев.
И теперь возникает вопрос - кто будет доминировать в «Талибане»? «Сеть Хаккани» или менее радикальные группировки? В первом случае это будет нести реальную угрозу для стран Центральной Азии, потому что нельзя исключать того, что их союзники - дружественные или даже подчиненные террористические группировки - могут начать расширять свое влияние. Пока «Талибан» обозначил локальную цель, объявив о создании Исламского эмирата Афганистана. Однако нельзя исключать того, что в случае консолидации власти в этом движении у более радикального крыла не будет заявлено о создании, скажем, «Исламского государства в Центральной Азии и Афганистане». Это главная угроза. Нам нужно быть всегда готовыми к тому, что ситуация может резко измениться и к власти придут более радикальные течения.
Нужно учитывать, что афгано-туркменская граница - слабое звено в обороне центральноазиатских стран. Там слабые пограничные подразделения, неизвестно, в каком состоянии вооруженные силы. Прорыв террористических сил к Каспию для Казахстана несет серьезные проблемы, потому что для нас это море является «нефтегазовой житницей». У Таджикистана есть российская 201-я мотострелковая дивизия. У Узбекистана - сильнейшая армия в нашем регионе, они все это время готовились к возможному обострению. При этом нельзя забывать, что у Узбекистана и Туркменистана имеется военное соглашение. В случае нападения эти страны должны оказать друг другу помощь.
Очень важен вопрос беженцев. Готов ли Казахстан оказать в этом помощь и является ли этот шаг опасным для нашей страны?
- Определенный наплыв беженцев в наш регион был в середине 90-х годов, когда к власти в Афганистане пришли талибы. Однако стоит признать, что наше направление для афганских беженцев не особо интересно - они стремятся попасть в Европу или США. В лучшем случае мы являемся для них транзитной зоной.
Что касается конкретных предложений, то интересно заявление Ташкента, что принимать переселенцев они отказываются, но готовы построить на северной, приграничной, территории Афганистана лагеря для беженцев и создать офис Верховного комиссара ООН по делам беженцев. То есть при международной поддержке предлагается предоставить беженцам защиту и относительно нормальные материальные условия для проживания. Это вполне реальный вариант, который может сработать.
А что можно сказать по поводу ОДКБ? Встанет ли эта организация на защиту центральноазиатских стран в случае эскалации конфликта?
- Узбекистан и Туркменистан не входят в ОДКБ. И в определенной степени сейчас для этой организации ситуация играет на руку, потому что можно сказать: «Ребята, есть угроза, и только мы можем защитить вас». Это выгодная позиция, которой можно воспользоваться. Тем более что по авторитету ОДКБ серьезно ударил последний таджико-кыргызский конфликт. В Кыргызстане сильно возмущались по поводу того, что россияне их не поддержали, хотя они являются их стратегическим партнером. Может быть, поэтому президент КР Садыр Жаппаров после этого летал в Турцию для укрепления сотрудничества.
Но нам не стоит переоценивать это сотрудничество или излишне надеяться на чужую помощь. Для нас должен стать примером Афганистан, который за 20 лет так и не сумел построить полноценные вооруженные силы. Военная помощь извне - это не гарантия собственной безопасности. Свою безопасность нужно обеспечивать самостоятельно, нужно самим строить высокопрофессиональную армию. Мы должны создавать между странами Центральной Азии надежные альянсы - военные, политические, экономические. Мы не должны надеяться на Китай, США или Россию. Если мы будем сильно зависеть от чьей-либо военной поддержки, то рано или поздно это превратится в настоящую зависимость. И мы сами можем оказаться под протекторатом чьего-либо государства. А нужно ли нам это?
Способны ли наши войска защитить страну, если начнется война с террористическими группировками?
- Нужно исходить из фактов. Армия «Талибана» состоит из 70-100 тыс. человек по различным оценкам. Это люди с опытом войны - мощная сила, которая при этом хорошо вооружена, в том числе оружием, которое американцы оставили при выводе своих войск. В Центральной Азии боеспособными являются только две армии - Казахстана и Узбекистана, но вооруженные силы этих стран не имеют боевого опыта. Однако если брать совокупность сил всех центральноазиатских стран, то в количественном плане мы можем сравняться, но в качественном - уступаем. Поэтому нам нужно наращивать свои силы, свои альянсы.
Здесь стоит вспомнить последний конфликт между Азербайджаном и Арменией. Победа Азербайджана у многих, в том числе в России, вызвала удивление. Выяснилось, что если использовать современные технологии с умом, то можно успешно преодолеть традиционные системы обороны, ПВО и так далее. И нам, и нашим соседям нужно подойти с умом к модернизации своих армии. Из этих вооруженных сил можно сделать современные, боеспособные структуры, которые можно будет использовать для защиты наших рубежей.
Об этом и многом другом более подробно смотрите в новом выпуске Baitassov Live.