В Казахстане слишком много детей совершают самоубийства. Страна всегда была мировым аутсайдером по этому показателю, и ситуация никак не улучшается — только за четыре месяца 2021 года в стране произошли 53 факта суицида среди несовершеннолетних — на 15,2% больше, чем годом ранее. Liter.kz поговорил с экспертами, чтобы понять, почему все больше детей в Казахстане так стремятся умереть.
В 2014 году детский фонд ООН UNICEF опубликовал отчет по детским суицидам. Статистика грустная:
- в 2008 году Казахстан занимал первое место по суицидам среди несовершеннолетних обоих полов в возрасте 15-19 лет;
- к 2014 году у Казахстана было второе место по показателям смертности от «неестественных причин» среди 15-19-летних;
- Казахстан входил в группу стран, где суицид является первой и лидирующей причиной смертности от неестественных причин среди подростков и молодежи.
Самым суицидальным возрастом в Казахстане является период с 15 до 17 лет (60% всех случаев).
Стоит отметить, что эта проблема образовалась не сама по себе — из ниоткуда. По данным за 2004-2009 годы, Казахстан также всегда пребывал в числе аутсайдеров по суицидам.
В 2019 году стало известно, что Казахстан находится на третьей строчке по суицидам (не только детским) — это данные ВОЗ. Можно сказать, что ситуация немного начала улучшаться. Это могут подтвердить цифры за 2020 год — 143 смерти против 180 годом ранее.
Однако в 2021 году статистика снова начала ухудшаться: за четыре месяца (120 дней) 53 ребенка наложили на себя руки, зафиксировано также 120 попыток суицида. Это означает, что почти каждый второй день в Казахстане несовершеннолетний заканчивает жизнь самоубийством, и каждый день пытается это сделать.
Высокая смертность от суицидов в Казахстане — проблема всего населения, и не только несовершеннолетних. По этому показателю страна заняла восьмое место в мире. Также, по сведениям ВОЗ, в Казахстане за последнее десятилетие число самоубийств составило 52-53 на 100 тысяч населения. Критическим считается порог свыше 20.
Проблемы есть у всех
Так в чем же проблема? Неправильное воспитание, буллинг, влияние технологий и соцсетей? Эти вопросы мы задали психологу, автору проекта по предотвращению суицидов среди подростков Teens и руководителю фонда Just Support Светлане Богатыревой.
По ее словам, ничто из вышеперечисленного не является причиной суицидов среди детей. Это лишь «пусковые крючки», уверяет психолог. Причина самоубийства одна — психическое здоровье ребенка.
«Возьмем, к примеру, проблемы с учебой или травлю — ничто из этого не является причиной для суицида. Все дети в той или иной степени сталкиваются с различными проблемами, однако один с ними справляется, а другой, к сожалению, может наложить на себя руки. Ключ — это изучение внутреннего состояния ребенка», — сказала психолог.
Родные и друзья покончившего с собой человека часто утверждают, что он не подавал никаких признаков суицидального поведения и вел себя как обычно. Психолог считает, что это не так. Всегда есть изменения, их обязательно нужно подмечать. Это, например, резкие изменения в поведении, режиме дня и привычках. Если ребенок вдруг становится подавленным, стремится уединиться, плачет или, наоборот, становится вдруг излишне общительным или активным — это повод задуматься о том, все ли у него в порядке.
Существуют также явные или скрытые сообщения. Собирающиеся покончить с собой люди до последнего надеются найти помощь. Они могут говорить это прямо или оставлять скрытые сообщения:
- использование фраз вроде «скоро меня здесь не будет» или «скоро вам будет легче» и так далее;
- внезапные встречи с родственниками, которых они давно не видели;
- причинение физической боли самому себе;
- поиски опасности (большая высота, высокая скорость).
Смысл подобного поведения — показать окружающим, что тебе нужна помощь.
Психолог уверяет, что понять все проблемы ребенка можно только через здоровое общение — без угроз, без обвинений, без агрессии и без отрицания его проблем. Оба собеседника (родитель и ребенок) должны обладать абсолютным взаимным доверием. Оно может возникнуть только при полноценном участии в воспитании и развитии ребенка: тут от родителей нужен ежедневный и неподдельный интерес к его жизни. Детей ни в коем случае нельзя обделять вниманием.
«Качественные диалоги с ребенком возможны только при наличии хорошего контакта. Ни в коем случае не годится следующий подход: долгое молчание, после которого родитель начинает «вламываться» в его жизнь и спрашивать, не думает ли он о суициде. Хороший контакт выстраивается благодаря постоянному общению и интересу к жизни ребенка до самых мелочей. Если же родитель «для галочки» спрашивает у него о делах в школе и о его состоянии, то этот самый контакт можно легко растерять», — заявила Богатырева.
Дети и подростки могут быть импульсивными и вспыльчивыми (доля «импульсивных» суицидов очень велика), ведь в этот период кора головного мозга, отвечающая за контроль, еще не развита полностью. Родителям рекомендуется быть более терпеливыми со своим ребенком и напоминать себе, что этот период жизни не будет длиться вечно. Но за один разговор наладить контакт и вытащить подростка из тяжелой депрессии не получится.
Тут важно понимать, что депрессия — это не просто стресс. Это заболевание, которое требует вмешательства специалистов. Большое количество первых эпизодов депрессии появляется в подростковом возрасте — так же, как и многие психические расстройства.
«Родитель должен быть всегда готовым помочь, выслушать и дать правильный совет. С ребенком подросткового возраста, который проходит через кучу эмоций, нужно делиться собственным опытом — как вы справлялись с теми или иными проблемами в этот период», — добавила наша собеседница.
Если родители уже потеряли контакт с ребенком, необходимо всем вместе обратиться к специалистам.
Как в итоге воспитать ментально здорового ребенка?
«Было бы здорово, если бы у нас был список советов, которому непременно следовали бы все родители. Нужно понимать, что и ребенок, и родитель — это живые люди, которые развиваются и меняются. Не стоят на месте и отношения между ними. Это целый комплекс знаний и долгий процесс, в котором нужно всегда активно участвовать», — заявила психолог.
Что делали власти
Проблему детских суицидов еще в 2019 году поднимал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Детские суициды — это трагедия для всех нас. Нужно серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг. Нужно вести работу по формированию твердых жизненных установок. Это является, по сути, базовым критерием качества воспитательного процесса. Наша общая задача – формирование нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей и умением преодолевать жизненные неурядицы. По-другому никак нельзя. Как известно, жизнь прожить – не поле перейти», — сказал Глава государства.
Цифры показывают, что воспитать новое поколение оптимистов пока не получается. Только спустя два года после критики Президента власти решили юридически закрепить понятие буллинга, но только не в уголовном кодексе, а в законах «О правах ребенка» и «Об образовании».
«Пока нет такого понятия, мы не можем с ним работать или проводить исследования, потому что каждый понимает под термином что-то свое. Когда законодательный термин будет определен, у нас будет возможность работать над одной «понятной» целью», — сказала Светлана Богатырева.
Психолог уверена, что упор нужно делать не на карательных, а на профилактических мерах. Это позволило бы вводить в школах программы, причем унифицированные.
Без общего термина страна столкнется с массовым внедрением бестолковых школьных программ, считает психолог. Требуется общая программа по профилактике суицидов среди детей — именно на базе школ.
Почему статья «Доведение до самоубийства» не работает
За последние пять лет в Казахстане за доведение несовершеннолетнего до самоубийства в суд направили только семь (!) уголовных дел.
В Казахстане законодательно закреплены лишь три способа доведения до самоубийства (по части 1 статьи 105 «Доведение до самоубийства»):
- Угрозы — психическое воздействие на потерпевшего, который не выдерживает давления. Угроза может касаться обещаний лишить жилища, материальной помощи, угроза физической расправы, причинение вреда здоровью, угроза распространения позорящих сведений.
- Жестокое обращение — это понятие толкуется неоднозначно, так как сам термин является оценочным. Жестокое обращение понимается как грубое поведение, причиняющее потерпевшему физические, психические страдания. Жестокое обращение может проявиться и в форме бездействия.
- Систематическое унижение достоинства — ответственность предусмотрена только в случае длительного проявления унизительного обращения с потерпевшим — оскорбления, глумления, травля.
Доцент Департамента уголовного правосудия АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева» Оксана Александровна Возняк считает, что уголовный кодекс нуждается в реформировании в части ответственности доведения до самоубийства.
Необходимо ввести новые нормы и уголовно наказывать людей, склоняющих к совершению самоубийства (чаще всего такое происходит в социальных сетях). Студенты КАЗГЮУ под руководством эксперта даже разработали проект закона по вопросам совершенствования уголовного законодательства.
«В рамках выполнения дипломного проекта студентами четвертого курса специальности «Право и правоохранительная деятельность» Университета КАЗГЮУ под моим руководством, через анализ нормативной базы, изучение опыта ряда зарубежных стран, материалов практики, интервью с суицидологом обоснована необходимость криминализации склонения к совершению самоубийства. Студентами был разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства», который может быть в полной мере взят за основу (права на работу принадлежат КАЗГЮУ)», — заявила Оксана Александровна.
По мнению эксперта, в Казахстане пора наказывать людей, склоняющих к суициду. Указанные в законе способы содействия или склонения к самоубийству требуют изменений.
«Говорить о том, что уголовный закон никак не «реагирует» на подобные деяния, нельзя. Другой вопрос — как это работает, можно ли реально доказать факт оказания давления на лицо, установить связь между конкретными действиями и смертью человека», — отметила Оксана Александровна.
Под содействием совершению самоубийства Оксана Александровна предлагает понимать советы, указания, предоставление информации или средств совершения самоубийства. Сегодня существует много способов доведения до самоубийства, которые не закреплены законом. В пример специалист приводит суицидальные группы в соцсетях.
«Все указанные «игры» направлены на «сопровождение» несовершеннолетних, дачу советов и оказание помощи в совершении суицида. А действия разработчиков и администраторов указанных групп не подпадают под способы, закрепленные законом: на первых этапах выполнения заданий они не угрожают применить насилие, фактического физического насилия не оказывают, при этом доказать психическое воздействие на несовершеннолетнего достаточно сложно. Они как бы помогают найти свое предназначение, испытать себя», — отметила эксперт.
Специалисты МВД выявляют в Сети противоправные ресурсы, посягающие на нравственное, физическое развитие детей и их психику. С начала 2021 года правоохранители установили в соцсетях 14 групп, содержащих контент, связанный с культом жестокости и насилия.