Что принесёт казахстанцам переход на другой часовой пояс
|
Эксперты порассуждали на тему причин и последствий перевода стрелок часов на большей части Казахстана
Премьер-министр РК Алихан Смаилов 20 января подписал постановление «О порядке исчисления времени на территории Республики Казахстан». Документ устанавливает, что с 1 марта 2024 года ко всей территории РК будет применен пятый часовой пояс (UTC+5). Это означает, что жители Астаны, Алматы, Шымкента, Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Восточно-Казахстанской областей и областей Абай, Жетысу, Улытау в ночь на 1 марта должны перевести местное время на один час назад (например, в 23:15 установить 22:15). Переводить стрелки (или цифры) надо будет только у механических или электронных часов. Часы в смартфонах и других девайсах с выходом в интернет по идее должны перейти на новое время автоматически.
Пока что в Казахстане применяются два часовых пояса: UTC+5 (западные области) и UTC+6.
Зачем решили объединить всю страну в одном часовом поясе, объяснил председатель Комитета технического регулирования и метрологии Куаныш Еликбаев. По его словам, вопрос об установлении единого часового пояса и вообще изменение исчисления времени в Казахстане поднимался уже на протяжении нескольких лет. В 2021 году была создана специальная межведомственная рабочая группа, в нее включили представителей государственных органов и научных институтов. Группа рассматривала разные варианты: например, установить два часовых пояса - UTC+4 и UTC+5 или применить ко всей территории UTC+4,5. Итоговое заседание рабочей группы прошло 1 декабря 2023 года, на нем решили направить в правительство предложение об установлении единого часового пояса на всей территории Казахстана UTC+5.
По мнению членов рабочей группы, установление одного времени положительно повлияет на управление в различных отраслях (улучшит точность графиков поездов, самолетов и банковских операций, упростит координацию трансграничных операций, сделает более стабильными бизнес-процессы и т. д.).
Что касается более раннего включения света из-за перевода на час назад, то, по информации Министерства энергетики, существенной разницы в потреблении электроэнергии при переводе времени не предполагается.
Отметим, что разница географической долготы между крайними восточной и западной точками Казахстана составляет 40°45′, что соответствует разнице местного солнечного времени 2 часа 43 минуты. Таким образом, фактически территория республики расположена в четырёх географических часовых поясах: UTC+3, UTC+4, UTC+5, UTC+6.
Этот факт вызвал недоумение у экономиста Армана Байганова: «В Казахстане было четыре часовых пояса, потом, до обретения независимости — три, а сейчас хотят всю страну под один часовой пояс подвести!» Как считает экономист, «для компаний, которые имеют широкую филиальную сеть, также министерств — часовая разница нехороша для координации работы, в этом плане ситуация улучшится».
Однако для простых граждан переход на другой часовой пояс может вызвать неудобства. «У жителей востока Казахстана очень рано будет светать, а зимой рано темнеть, и неизвестно, как это отразится на здоровье, - полагает эксперт. - И в сельском хозяйстве: коровы же не знают, что время на час перевели, и не будут подстраиваться. Насколько это повлияет на продуктивность сельскохозяйственных животных? Хотя в экономике Казахстана агропромышленный сектор — это только 5% ВВП, но тем не менее отрасль работает, и это надо учитывать». По мнению Армана Байганова, «в идеале должно быть три часовых пояса».
«С точки зрения здравоохранения сказать, верное ли это решение или нет, к сожалению невозможно, - считает Али Нургожаев, эксперт в сфере здравоохранения. - Нормальной практикой при принятии столь важного решения, затрагивающего всё население страны, было бы предварительное исследование вопроса».
Такое исследование должно быть комплексным и освещать как экономические и административные аспекты, так и аспекты из околомедицинской области, добавил собеседник.
«Выводы должны основываться на ответах на вопросы из области гигиены труда, физиологических сдвигов, количественных данных о потреблении светового потока в люменах, влиянии на напряженность рабочего и учебного процессов — и всё это в разрезе населения трудоспособного возраста, школьников, хронических больных и других групп, - перечислил эксперт. - Поскольку ничего подобного не публиковалось, то мы имеем дело не с рациональным обоснованным выводом, а с односторонним волевым решением».
«Поспешном, непродуманным и научно необоснованным решением» назвала переход всей страны в единую временную зону специалист по народонаселению Аида Альжанова. «Для меня, как для человека с базовым биологическим образованием, этот шаг непонятен. Человек живет по циркадным ритмам, - отметила эксперт (циркадные ритмы — это «биологические часы», то есть циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи — F). - От количества времени от заката солнца до отхода ко сну зависит количество выработанного мелатонина. Это один из важных гормонов, который придает психологическую и неврологическую устойчивость, способствует хорошему самочувствию, даже предотвращает старение. Из-за того что время отхода ко сну сдвинется на более поздний час, может произойти сбой выработки мелатонина, что ведет к различным заболеваниям — обменным, сердечно-сосудистым».
Второй показатель — восход солнца. Люди на востоке будут вставать очень рано, повторила вслед за другими спикерами Аида Альжанова. «Например, в Усть-Каменогорске рассвет будет происходить в 3-4 часа утра. В Шымкенте раньше будет начинаться жара, то есть жители будут ехать на работу уже в пекло».
На взгляд специалиста, если делать в стране одну временную зону, то тогда «на местах можно отрегулировать начало рабочего дня или учебы в школе. Например, в южном Казахстане начинать уроки в семь утра. Госслужащие тоже могут ходить на работу в разное время, чтобы синхронизировать рабочий день: одни с 8, другие с 9, третьи с 10 часов». Кроме того, после введения нового времени следует провести исследование и выяснить, как изменилась заболеваемость и аварийность.
«Такое решение отражает нашу централизованную систему управления, - указала на ещё один аспект Альжанова. - Как «наверху» решили, так и будет. Но если бы у нас была децентрализованная система управления, не было бы такого беспорядка. Любой аким сто раз бы посчитал, как экономически выгодно, как это отразится на тарифах, как — на населении».